Чтобы учеба была успешной…

Разделы: Информатика


Основная цель обучения информатике в школе – развитие операционного (алгоритмического) мышления учащихся. Указанная цель достигается путём практического овладения учащимися технологией постановки и решения алгоритмических задач, ознакомления с устройством ЭВМ, приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Из сказанного следует, что центральное понятие курса – алгоритмы, а основное содержание учебной деятельности – составление и анализ алгоритмов.

Изучив научно-методические рекомендации по развитию активной учебной деятельности учащихся, я определила для себя рациональный алгоритм формирования каждого учебного умения: мотивация – инструктирование – упражнение – анализ достигнутого – совершенствование (доведение до навыка) – перенос в другие области деятельности.

На уроках стараюсь выделить главное, существенное, делаю это с помощью таких приёмов, как акцентирование внимания учащихся только на основных понятиях, категориях, воспитательных идеях; передача новой информации в обобщённом виде, использование укрупнённых дидактических единиц, конспекта урока, подготовленного в виде схемы основных понятий и связей между ними, чёткая аргументация требований, раскрывающих суть проблемы учеников («Что надо знать…», «Что надо уметь…») на каждом уроке и т.п.

Целесообразность применения этих методов при изучении информатики обусловлена особенностью предмета, заключающейся в том, что теоретическая новизна курса отражена в очень большом объёме новых понятий и терминов. Отсюда и определение его как «понятийного» предмета. Поэтому основным требованием к теоретической подготовке учащихся в процессе обучения информатике является знание терминологии курса.

Проведение теоретических диктантов показало, что ученики не всегда свободно владеют новыми понятиями, у них не происходит их систематизации к концу изучаемого раздела. Среди причин этого неравномерное распределение новых понятий, их нечёткое выделение для зрительного восприятия, отсутствие обобщающего дидактического материала, позволяющего систематизировать изученный материал.

В связи с этим на уроках использую структурные схемы, обобщающие новый терминологический материал по отдельным разделам курса.

Например, схема

предназначена для иллюстрации всех новых понятий, которые должны быть усвоены после прохождения темы «Алгоритмический язык».

Следующая схема «Характеристика величин» систематизирует информацию по теме «Алгоритмы работы с величинами».

Представление об общей структуре алгоритма должно формироваться после изучения понятия «Заголовок алгоритма». Здесь также необходима систематизация всех ранее изученных понятий, которая достигается использованием схемы:

Эти схемы использую по-разному. Например, на первом уроке новой темы применяю эти схемы для общего ознакомления с целым разделом. Таким образом перед учащимися раскрывается конечная цель изучения, тот объём знаний, который им необходимо усвоить, на последующих уроках происходит их конкретизация. При этом восприятие информации уже происходит с помощью смешанного типа памяти – зрительной и слуховой, и наряду с пониманием и запоминанием, происходит его осмысление.

Другой метод – использование структурных схем на обобщающих уроках при закреплении пройденного материала. При этом провожу анализ представленной схемы, показываю на примере её действенность, можно провести теоретический диктант, позволив пользоваться схемой, а затем предлагаю придумать вопросы, примеры, иллюстрирующие теоретические знания, полученные в процессе изучения всего раздела. Применение этих схем показало повышение уровня теоретических знаний школьников, их интереса к предмету.

Важной задачей в курсе информатики является усвоение детьми правильной предметной терминологии. Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности эффективно использование на уроке познавательных игр. Игра традиционно применяется в обучении как средство возбуждения интереса к учению. К познавательным играм относятся ребусы, кроссворды, различные головоломки, которые помимо определённой познавательной функции непосредственно стимулируют интерес школьников к изучаемому предмету. Основу таких игр составляют термины информатики. Это даёт возможность закреплять лексику, популяризировать предмет. Игры заставляют учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память.

Для организации игр не требуется много времени урока, но они выполняют определённую положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания.

Ученикам нравится работать с анаграммами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. При этом выявляется глубина знания теоретических вопросов.

Игра «Слова»

Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия.

  1. Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Все буквы должны быть использованы.
  2. Объяснить смысл этого понятия.

Игра «Что лишнее?»

Цель: формирование устной речи, а также умения классифицировать объекты.

Играющим раздаются карточки с группами анаграмм.

  1. Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Все буквы должны быть использованы.
  2. Определить, какое слово в группе лишнее.

Примеры:

1) КЕТСТ, ОЛИСЧ, ФРГИАК, МАБАГУ.

Текст, число, график, бумага.

Бумага – носитель информации, всё остальное виды информации.

2) ВИКЛУРАТА, СТКИДОЖЙ, НЕРСКА, ТЕРПНИР.

Клавиатура, джойстик, сканер, принтер.

Принтер – устройство вывода данных, остальное- устройства ввода.

3) МЕТРАРИФОМ. ТЫЕСЧ, ТОРКАЛЯЛЬКУ, ДОВОСКИД.

Арифмометр, счёты, калькулятор, дисковод.

Дисковод – устройство для записи на магнитные диски, остальное – вычислительные устройства.

Решать поставленную задачу усвоения предметной терминологии также помогает работа с ребусами и кроссвордами. Она состоит из двух частей: решения и составления.

Польза ребусов заключается в необходимом представлении терминов информатики. Их можно решать в начале изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл. Появившиеся таким необычным способом термины, как правило, запоминаются лучше. Ребусы можно расшифровать и при повторении, когда ученики сами объясняют смысл предложенного понятия.

Составление ребусов – задача сложная и интересная, как  для ученика, так и для учителя. Для учащихся – это возможность самовыражения независимо от уровня успеваемости, для учителя – творческая лаборатория по изучению характера ученика.

Решение кроссвордов – полезное умственное занятие на любом этапе обучения. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания. По смыслу эта игра напоминает викторину с подсказкой. Кроссворды полезны каждому, так как расширяют кругозор. Помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Их решение тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, побуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.

Кроссворды использую при повторении. Учащиеся заполняют клетки самостоятельно. Если возникают вопросы, то дети советуются друг с другом, вспоминают термины и находят решение. Активизируется процесс общения учеников.

На уроках возможны и короткие проверочные работы в виде решения кроссвордов. Для такой работы готовится несколько вариантов заданий. Если в кроссворде записаны все слова, то это оценивается оценкой «5», если остаются вопросы, то после выяснения характера не отгаданных слов даётся возможность воспользоваться тетрадью, литературой.

Составление кроссвордов – домашнее задание. Ученики работают со специальной литературой, повторяя термины, изученные на уроках, и знакомятся с новыми понятиями. Учителем оценивается количество слов по заданной теме, количество новых слов, сложность сетки кроссворда, правописание. Работа с кроссвордами нравится ребятам и разнообразит уроки.

Иногда с правилами решения и составления ребусов и кроссвордов учащиеся впервые знакомятся на уроке, и такая работа им нравится. Важно сказать учащимся, что все составленные ими головоломки будут использованы на уроках в других классах. Это повышает мотивацию творческого труда. Важно, что ученикам не только становится интересна работа за компьютером, но у них также проявляется интерес к теоретическим основам предмета.

Основные цели и задачи современного образования указывают на необходимость внедрения развивающего обучения, которое нашло сегодня широкое применение. Для индивидуализации обучения использую тестовый метод.

Например, для проверки теоретических утверждений, использую такой тест.

Согласны ли вы с утверждением?

1. За минимальную единицу измерения информации принят байт

а) да     б) нет

2. Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной записывается как 1011

а) да     б) нет

3. В целях сохранения информации на жёстких дисках их следует оберегать от ударов

а) да     б) нет

4. Файл- это часть оперативной памяти компьютера

а) да     б) нет

5. ОС –  это совокупность программ, управляющих работой ПК

а) да     б) нет

и т.д.

При изучении структур алгоритмов использую следующие тесты:

Задан фрагмент блок-схемы алгоритма.

Ему соответствует фрагмент программы:

 

Бейсик

Псевдокод (РАЯ)

1

10 P=0

20 IF 1<I<5 THEN P=P+I

P:=0

если 1<I<5

то р:=р+I

всё

2

10 P=0

20 FOR I=1 TO 5

30 P=P+I

40 NEXT I

Р:=0

нц для I от 1 до 5

P:=P+I

кц

3

10 FOR I=1 TO 5

20 P=P+I

30 NEXT I

нц для I от 1 до 5

P:=P+I

кц

4

10 FOR I=1 TO 5

20 P=0

30 P=P+I

40 NEXT I

нц для I от 1 до 5

Р:=0

P:=P+I

кц

1) №1

2) №2

3) №3

4) №4


Для проверки знаний учащихся использую тематические диктанты по информатике. Например, при изучении темы «Символьные величины» провожу следующий диктант:

Записать на Бейсике следующие предложения:

  1. Длина символьной строки А равна 12.
  2. Часть слова В из 4 символов, начиная с пятого.
  3. Задана символьная строка К. Выделить из неё подстроку из 6 символов, начиная с 5.
  4. Какова максимально допустимая длина символьной строки?
  5. Перечислите операции, которые можно выполнять с символьными величинами?

При изучении нового материала и закрепления пройденного использую блок-схемы.

Тема: «Что такое информация». В начале привожу примеры информации из разных областей знаний (неживая природа, биологические процессы, процесс общения). Примеры помогают лучше разобраться в понятии информация. Понятие информации – одно из самых фундаментальных в современной науке. Наряду с такими понятиями, как вещество, энергия, пространство и время, оно составляет основу современной картины мира. После этого вывешиваю следующую блок-схему:

В итоге даём определение.

Информация – это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов.

Затем рассматриваем свойства информации. Поясняю, что значит, информация объективна, достоверна, полна, актуальна, полезна, понятна. В усвоении этих понятий помогает таблица «Свойства информации».

Рассматриваем вопросы-проблемы:

  1. Какими свойствами может обладать информация о будущем? (предсказания, гадания, пророчества).
  2. Приведите пример необъективной, недостоверной, неполной, неактуальной, бесполезной, непонятной информации.
  3. Поговорку «Ты парень срубил дерево не по плечу» можно трактовать так:
    • Срубить срубил, а унести не смог;
    • Завоевал женщину, которую не удержать;
    • Пробился к месту, которое не по способностям.

Какие свойства информации здесь проявляются?

При изучении тем программирования, при закреплении структур алгоритмов часто использую блок-схемы. Например, при рассмотрении темы «Этапы решения задач на ЭВМ» изучаю не только технологическую цепочку решения задач с помощью ЭВМ, но и рассматриваю блок-схему решения задач на компьютере.

После того как изучены все структуры алгоритмов, учащимся даю творческое задание: найти алгостихи и к ним начертить блок-схему (приложение 1)

При изучении темы «Основы обработки графических изображений» использую учебные проекты: логотип, экслибрис, рекламная листовка, коллаж. (приложение 2)

При освоении графических примитивов на простых заданиях учащиеся решают проблемные вопросы:

  • Используя инструмент «линия», операции выделения, копирования и вставки, а также операцию [рисунок – отразить/повернуть] изобразить на экране ПК графическое доказательство теоремы Пифагора.
  • Используя инструмент «линия», операции выделения, копирования и вставки, свойства инструмента «линия» проводить линии под углом 45o-90o при нажатой клавише Shift, нарисуйте предлагаемый рисунок и ответьте на вопрос «Здесь нарисованы два кубика вверху и один внизу, или один кубик вверху и два внизу». (приложение 3)

Использование приведённых заданий и наглядности вызывает интерес к предмету, к компьютерной технике, позволяет развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур, моделей).

Литература

  1. Н.И. Алфеева. «Язык программирования Бейсик» – учебно-методическое пособие.
  2. В.Ф. Ляхович. Информатика 10-11. пособие для учащихся.
  3. М.Г. Коляда. Окно в удивительный мир информатики.
  4. Оценка качества выпускников основной школы по информатике.
  5. Л.П.Фёдорова, Д.Н. Глухов. Информатика для учащихся 11 класса и поступающих в ВУЗы (способы решения задач). Издательство «Учитель».
  6. С. Симонович, Г. Евсеев, А. Алексеев. Общая информатика, Учебное пособие.