Мы все хотим, чтобы наши дети (и свои, и воспитанники), став взрослыми, добились в жизни успехов, сделали блестящую карьеру, преуспевали в бизнесе, одним словом, состоялись, как личности, чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем. А для этого надо научить наших детей говорить. И говорить они должны правильно, грамотно. Ведь правильная, грамотная речь – это, во-первых, залог успешного обучения в школе, во-вторых, более широкие возможности выбора жизненного пути, в-третьих, трудно представить себе преуспевающего в современном сложном мире делового человека, неумеющего убедительно, связно, логически последовательно изложить партнерам свою точку зрения.
В последние годы, к сожалению, наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, в том числе, и в речевом развитии. Если в 80-90-е годы около 30% старших дошкольников и 5-7% младших школьников имели различные речевые нарушения, то теперь эти цифры многократно возрастают.
К тому же из детей-шестилеток, ежегодно направляемых в логопедические группы, в среднем 90% имеют ярко выраженную эмоциональную неустойчивость. Из них у 80% узкий диапазон эмоциональной выносливости, они не могут воспроизвести свои действия (слово, песню, танец) перед зрителями; 73% испытывают неуверенность во всем, что делают; 47% - неустойчивость и быстрые переходы в негативных эмоциях: страха в гнев, ревность в зависть. Почти для всех них характерна чрезмерная чувствительность, повышенная реактивность на замечания взрослых.
Как видите, нарушения речи могут повлечь за собой вторичные психические наслоения, и исправлять это намного сложнее и длительнее.
Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга не столько семейного воспитания, сколько педагогов дошкольных учреждений. Однако, многие воспитатели, успешно обучая детей составлять предложения и рассказы, отстраняются от исправления нарушений звукопроизношения. Ведь не обязательно быть логопедом, чтобы помочь детям научиться правильно произносить такие звуки, как (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорные (Л, Р), звонкие (Б, Д, Г, В). Вы все на практикумах по логопедии в педучилищах и на курсах повышения квалификации получили необходимые знания о правильной артикуляции этих звуков и упражнениях, способствующих подготовке артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
И в наших силах заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу по развитию речи. В сотворчестве с ребенком можно добиться много: научить его отличать правильное произношение от дефектного, контролировать собственное произношение и оценивать качество звуков (можно записать на магнитофон и дать послушать; внимательно слушать свою речь – «Я сама замечаю, что сказала неправильно), различать звуки наслух и воспроизводить их правильно), (поиграть погремушкой, хлопнуть в ладоши, если в слоговом ряду услышишь звук «ш», повторять слоги с опорой на движение руки: Са-ша), развить внимание, память и интеллект, подготовиться к освоению письма.
Вся эта работа должна проводиться под доступным и понятным детям девизом:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
А чтобы эта работа начиналась своевременно, педагоги должны знать развитие речи ребенка в норме.
А теперь предположим, ребенок освоил новый звук ( с вашей помощью или самостоятельно). Но нельзя требовать, чтобы ребенок сразу пытался пользоваться им в речи. Ребенок должен многократно, иногда в течение многих дней повторять изолированный звук, чтобы правильная артикуляция стала для него привычной. А чтобы для ребенка это не стало утомительным и скучным занятием, надо выбирать разнообразные творческие игровые упражнения, чередуя и меняя их.
Наиболее сложный по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию(«з-з-з» - комарик звенит, « р-р-р» - собака рычит ), то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие. Часты случаи, когда ребенок при просьбе повторять слог «ра», говорит «рак»; вместо слога «ша» - «шар», «шарф».
Существуют универсальные игровые приемы, которые могут всегда находиться в арсенале педагога, и не требуют особой подготовки и оборудования. Они предназначены для автоматизации звуков: изолированных, в слогах и в словах.
- «Кто дальше протянет ниточку» Ребенок и педагог поочередно произносит как можно дольше, вытягивая нитку из катушки. У кого ниточка длиннее, тот побеждает и получает приз.
- «Кто больше собрал?» За каждое правильное произнесение звука или слога ребенок и педагог берут себе по одной ягодке (грибочку, яблоку, фишке). Могут участвовать 2-3 ребенка с однотипными нарушениями, а педагог уже выступает в роли судьи, подводит итоги.
- «Повтори для Маши». На столе кукла Маша. Ребенок произносит звук или слог, а кукла его поощряет: «Какой ты молодец! Как хорошо у тебя получилось! А сможешь еще раз так же сказать?» (можно сразу выставить несколько игрушек, и для каждой ребенок будет произносить).
- «Научи игрушку». Педагог берет любую игрушку или пальчиковую игрушку и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог.
- «Пальчики здороваются». Ребенок поочередно соединяет пальчики обеих рук, начиная с мизинцев, произнося при этом нужный звук или слог. Затем можно начать с больших пальцев и произносить другой слог. Или поочередно прикасаться большим пальцем к указательному, среднему, безымянному, мизинцу одной руки, произнося звук или слог.
- «Маленькие ножки бежали по дорожке». Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шаг» слог или звук.
- «Лесенка». Сначала ребенок выкладывает на столе лесенку, ступеньки которой могут быть из кубиков, палочек, спичек. Затем ему нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно произнося звук и слог.
- « Прокати мяч». Педагог предлагает ребенку прокатить по полу мяч. Пока мяч катится, ребенок должен тянуть звук. Могут играть 2 ребенка, перекатывая мяч друг другу и произнося длительно звук или слог.
- «Ромашка». На листочке, в альбоме или тетрадке ребенка нарисовать ромашку. В ее центре написать нужную согласную букву, а на лепестках – гласные буквы. Ребенок ставит большой палец на середину цветка, не закрывая букву, а указательным пальцем переходит от одного к другому, прочитывая прямые ( по ходу часовой стрелки) и обратные (против часовой стрелки ) слоги: са, со, су, сы; ыс, ус, ос, ас.
- «Змея ползет». В тетради, на листке, на доске нарисовать извилистую дорожку к кустику, к лесу. Ребенок ставит палец или игрушечную змейку на начало и «ползет», произнося длительно звук «ш» (шипит). Для звука «ж»-жук летит; «з» - комар звенит; «р» - машина едет; «л»- пароход гудит.
- «Стадион. Бег с препятствиями». Берем строительный конструктор, (кубики), располагаем по кругу на столе. Ребенок начинает «бегать» по стадиону, преодолевая препятствия (может перепрыгивать препятствия пальчиками (развитие мелкой моторики) или вместе с игрушкой (мышкой, лисой, матрешкой)). Чтобы преодолеть препятствие, ребенок должен правильно повторять слоги или называть придуманные слова на заданный звук. Можно усложнить задание: называть слова с заданным звуком в начале; середине; конце слова. Чем больше кругов сделает, тем больше символов, призов ребенок получит.
- «Собери цветок» - эта игра многофункциональная, так как с ее помощью можно закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематический слух, зрительную память, грамматический строй.
Можно собирать цветок, выбирая лепестки с картинками, в названии которых имеется заданный звук. Другой вариант этой игры: предложить ребенку закрыть глаза и убрать 1-2 лепестка. Ребенок должен ответить, каких картинок не стало. С помощью этой игры можно делить слова на слоги, определять место звука в слове, придумывать предложения по картинкам. Педагог может и не делать специально такой цветок, а подобрать картинки на определенный звук и обыграть так же.
Самое главное, для этих коррекционных игр не требуются специальные дидактические пособия. При желании творческий педагог может их организовать с тем материалом, который всегда находится под рукой.