I. Организационный момент. Речевая разминка.
Ок-ок-ок - начинается урок.
Ра-ра-ра – заниматься нам пора.
Та-та-та – сядем на свои места.
Но-но-но – говорим мы правильно.
Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с природными зонами нашей страны. Нас по-прежнему сопровождает наш любознательный друг из Южной Америки – ученик Мартин.
Недавно закончились летние каникулы. Из города Томск Яна отправилась на поезде на юг, а Мартин на север. Одинаковую ли природу увидели они из окна поезда? Почему? (Разные природные зоны сменяются с севера на юг). Почему смена природных зон происходит с севера на юг?
Мартину очень понравились ваши сообщения, сделанные на прошлом уроке. Сегодня он предлагает вам свое сообщение-загадку. Звучит аудиозапись: Эти животные принадлежат к семейству китообразных. У самцов есть огромный бивень длиной до трех метров. Этим бивнем он пробивает толстый слой льда, и все стадо может дышать воздухом через это отверстие. Иногда этим мощным орудием приходится обороняться. По окраске эти животные напоминают леопардов: такая же пятнистая шкура. Но эти животные очень мирные. Питаются глубоководными рыбами и моллюсками, ныряя за ними на глубину до полукилометра. Кто же это? (Нарвал).
Из предложенных вам картинок выберите те, на которых видите соседей нарвала (дети работают в парах). По какому признаку отбирали соседей? (Населяют одну природную зону - Арктику). Покажите природную зону на карте. Опишите климатические условия. Как к таким условиям приспособились животные?
II. Объявление темы урока. Исследование природной зоны.
Звучит аудиозапись: песня “Увезу тебя я в тундру”. Какую природную зону будем исследовать? Исследование будем проводить по плану: расположение, климат, особенности растительности, особенности животного мира.(Во время работы на доске составляется кластер (см. Приложение 1).
Что вы знаете о тундре? Посмотрите на карту. Каким цветом обозначена территория? Где расположена? (Тундра занимает огромную территорию, протянувшуюся полосой в 300-500 км вдоль берегов северных морей).
Прочитайте статью и выделите особенности природных условий тундры. (Дети работают в парах).
Что узнали о зиме в тундре? О лете? О почве? О водоемах? Возникли ли у вас вопросы, противоречия? Все ли понятно? (Если дети затрудняются, то вопрос ставится от имени ученика-гостя). Почему в тундре много рек, озер и болот? Ответ на этот вопрос будем искать позднее в групповой работе.
Уныла и безжизненна тундра зимой. Но стоит в начале июня повеять теплу, сразу после стаивания снега в течение 1-2 дней просыпаются травы, кустарники и кустарнички. Всюду видны ростки и яркие цветки. Растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Прослушайте сообщения товарищей, рассмотрите растения в гербариях и на иллюстрациях и попытайтесь увидеть их особенности. Что же необычно в растениях тундры? Возникли ли у вас вопросы? Показалось ли что нибудь странным? В тундре нет деревьев. Почему?
Летом в тундре огромное количество гнуса: комаров, мошек и других кровососущих насекомых. Они тучами носятся в воздухе, лезут в глаза, рот, нос. Это настоящее бедствие.
В тундре много рек, ручейков, болот, поэтому здесь любят селиться водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки, гагары. Но на зиму они улетают.
Прослушайте сообщения товарищей и попытайтесь выделить особенности животных тундры. Каковы они? Что необычно в их жизни? Почему животным тундры приходится кочевать с места на место?
III. Работа в группах.
В ходе нашего исследования были выделены три вопроса, ответы на которые вы постараетесь дать, работая в группах.
1 группа: Почему в тундре много водоемов? (Прогнозируемый результат: низкая температура воздуха, поэтому малое испарение воды; вечная мерзлота, поэтому малая просачиваемость воды).
2 группа: Почему в тундре нет деревьев? (Прогнозируемый результат: короткое лето, поэтому большим деревьям мало времени для цветения и образования плодов; вечная мерзлота, поэтому не могут развиваться корни деревьев; сильные ветры будут повреждать высокие деревья).
3 группа: Почему животным тундры приходится кочевать с места на место? (Прогнозируемый результат: кочуют в поисках пищи. Цепь питания).
IV. Подведение итогов.
Чем занимались на уроке? Что нового узнали?
V. Домашнее задание. Проанализируйте еще раз материал урока и подумайте об особенностях жизни и деятельности людей, населяющих тундру.