Предмет: русский язык.
Программа: традиционная (1 : 4).
Учитель: Алексешникова Евгения Владимировна.
Тема урока: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.
Цели:
- отрабатывать у учащихся умение распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, умение обосновывать написание окончаний (цель сформулирована через деятельность учителя);
- к концу урока я научусь распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, обосновывать написание окончаний имён прилагательных с опорой и без опоры на информационное поле и, возможно, смогу научить других, правильно писать безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах (цель сформулирована через деятельность учащихся и продукт деятельности).
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: оформление доски, индивидуальные магнитные доски, фонограммы
(эмоциональный настрой, физкультминутка).
Ход урока
Эмоциональный настрой.
- Ребята, приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Алёша, Настя, Андрей?
- Да, верно, бьются наши сердца. Моё большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки.
- Иногда говорят человеку: “У тебя доброе сердце”. Что значит “доброе сердце”? Про каких людей так говорят?
- А каким человеком хочет быть в жизни каждый из вас? (Трудолюбивым, радостным, здоровым, весёлым, счастливым…)
- Я желаю вам, чтоб мечты сбывались, и каждый из вас был здоровым, счастливым, успешным!
- Ребята, вы слышали, как говорят: “Сердце болит, ноет”? Вспомните, а болело ли оно у вас?
- А о каком человеке вам хотелось бы заботиться? (О добром, о слабом, о беспомощном, о больном, о любимом…)
- Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Сердце – наш советник, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны – оно бьётся ровно, когда вы сердитесь – учащённо, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. “Прости”, - просит оно.
- С каким настроением хочется совершать добрые дела, поступки, помогать другим людям? (С хорошим)
- О каком настроении чаще всего хочется говорить? (О хорошем)
I. Постановка целей и задач.
- Я знала, ребята, что у вас добрые сердца, я чувствовала, что, отвечая на мои вопросы, вы назовёте эти слова (учитель открывает на доске две группы слов).
Каким человеком? | трудолюбив___ | О каком человеке? о добр___ |
радостн___ | о слаб___ | |
здоров___ | о беспомощн___ | |
весёл___ | о старш___ | |
счастлив___ | о родн___ | |
искренн___ | о хорош___ | |
добр___ | о старательн___ | |
милосердн___ | о пожил___ |
С каким настроением? c хорош___
- Что общего у всех этих слов? (Работа с первым столбиком; все слова имена прилагательные, отвечают на один и тот же вопрос “каким?”, в творительном падеже, в мужском роде, кроме прилагательного “хорошим” - это прилагательное в среднем роде.)
- Что общего у слов второй группы? (Все слова имена прилагательные, отвечают на один и тот же вопрос о “каком?”, в предложном падеже, в мужском роде. А ещё в словах первой и второй групп необходимо вставить окончания.)
- Хорошо, ребята, попробуйте тогда сформулировать тему урока.
? и ? падежи ……………………………………………… рода. |
(Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.)
- Для чего изучаем эту тему? (Чтобы научиться правильно, писать безударные окончания имён прилагательных.)
- В каких падежах умеем писать безударные окончания имён прилагательных?
- Какие цели и задачи поставим перед собой?
На доске записаны опорные слова:
Повторим….
Успешно справимся….
… оценивать…
Выявим трудности…
Определим уровень знаний…
Расширим…
II. Подготовка к восприятию нового материала.
Учебное задание 1. Беседа по теории о правописании безударных окончаний.
- Что мы должны знать по теме урока? (На какие вопросы отвечают имена прилагательные, вопросы имён существительных и имён прилагательных творительного и предложного падежей, окончания, слова – помощники (слова с ударными окончаниями), предлоги, алгоритмы - “ Как определить падеж у имён прилагательных”, “Проверка и правописание безударных окончаний имён прилагательных”.)
- Ребята, оцените свои теоретические знания. (Учащиеся на магнитных досках показывают прогностическую оценку своим теоретическим знаниям по следующим критериям: “+” - знаю, “?” - сомневаюсь, “-” - не знаю. Магнитные доски у детей выглядят так:
Т. П.
Условные обозначения: Т. – теоретические знания, П. – практические знания. На первой строке дети заполняют прогностическую оценку, на второй – ретроспективную.)
- Спасибо, я вижу, что большая часть ребят теоретические вопросы знает. Давайте проверим свои теоретические знания, а также разрешим сомнения ребят, которые не разделили прогностические оценки большинства. Итак,… (учащиеся отвечают на теоретические вопросы о том, что они должны знать по теме урока).
- Спасибо за полные ответы. А сейчас дайте своим теоретическим знаниям ретроспективную оценку. Совпадает ли ваша прогностическая самооценка с ретроспективной?
- Покажите на магнитных досках свои самооценки. Спасибо, я вижу действительно ваши прогностические самооценки у многих улучшились, большинство ребят подтвердило их. В целом, наш класс по результатам ретроспективной самооценки хорошо владеет теорией (на доску учитель выносит к общей прогностической самооценке общую ретроспективную самооценку класса).
III. Восприятие нового материала.
IV. Осмысление нового материала.
Учебное задание 1. Наблюдение за окончаниями имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.
Содержание учебного задания:
Каким человеком? | трудолюбив___ | О каком человеке? о добр___ |
радостн___ | о слаб___ | |
здоров___ | о беспомощн___ | |
весёл___ | о старш___ | |
счастлив___ | о родн___ | |
искренн___ | о хорош___ | |
добр___ | о старательн___ | |
милосердн___ | о пожил___ |
С каким настроением? c хорош___
Организация работы детей: учащиеся вставляют и доказывают правописание пропущенных окончаний имён прилагательных (Например, человеком (каким?) трудолюбивым. Окончание –ым, могу проверить по вопросу, либо с помощью другого имени прилагательного с ударным окончанием, например, (каким?) золотым, окончание –ым.), делают вывод о том, какие окончания у имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже, а какие в предложном (своё открытие заносят в информационное поле, см. Приложение1).
Физкультминутка (учащиеся выполняют танцевальную композицию).
V. Закрепление нового материала.
Учебное задание 1. Работа в зонах.
- Я предлагаю вам, ребята, проверить на практике как вы разобрались, осмыслили новую тему. Работать мы будем в зонах. Внимательно рассмотрите задания и определите, в какой зоне вы сегодня будете работать. Обращаю ваше внимание, в зоне “достижений” предложено два задания, которые немного отличаются друг от друга по уровню сложности (См. Приложение2).
- Кто выбрал зону “достижений”? А кто зону “сомнений”?
- Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте спрогнозируем, как мы с ними справимся. (Дети обозначают и показывают свои прогностические оценки по практике на магнитных досках.)
- Я вижу, что самооценки у всех разные, но я верю в вас, у вас всё получится. (Учитель выносит общую прогностическую самооценку класса на доску.) Желаю удачи, приступайте к работе.
(Свои работы учащиеся оценивают с помощью таких средств оценивания, как баллирование, качественная оценка и отметка. Такое количество средств оценивания позволяет учащимся адекватно реагировать на выставление отметок в среднем звене, при переходе в 5 класс (с 1 по 4 классы дети обучались при безотметочной системе оценивания) и иметь представление о том, из чего, каких критериев, складывается отметка.)
Учащиеся, которые выбрали зону “сомнений” подходят к учителю.
- Ребята, что вам не понятно, что вызывает у вас затруднения? (Все вопросы разбираются и разрешаются, задание из зоны “сомнения” проверяет учитель, учащиеся оценивают его с помощью качественной оценки.)
Дети, которые работали в зоне “достижений”, проверяют свою работу с помощью ключа и оценивают её в баллах. Затем, оценив работу в баллах, узнают уровень усвоения, определяют качественную оценку и отметку.
Оцени себя сам (а)!
Количество баллов: | 6 | 5 | 4, 3 | 2 | <2 |
Уровень: | св | в | с | нс | н |
Качественная оценка: | + хорошо справился |
+ справился |
? затрудняюсь |
- не справился |
- не справился |
Отметка: | 5 | 4 | 3 | 2 | 2 |
Уровни: св – самый высокий, в – высокий, с – средний, нс – ниже среднего, н – низкий.
- Кто из вас, ребята, выполнил задание на самом высоком уровне, а кто на высоком, а кто на среднем?
- Спасибо за работу, я очень рада за вас, ваши успехи.
- А сейчас дайте своей работе ретроспективную оценку, сравните её с прогностической (дети обозначают, показывают, дают комментарии своим ретроспективные самооценкам на магнитных досках).
VI. Итог урока.
- А теперь давайте подведём итог нашего урока. Над чем работали?
- Какие задачи ставили перед собой?
- Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?
- Что бы вы хотели повторить или узнать об имени прилагательном?
- Как чувствовали себя на уроке?
- Что больше всего понравилось?
VII. Домашнее задание.
Содержание учебного задания:
1. стр. 136 упр. 308 (списать словосочетания, вставляя пропущенные окончания, указывая падеж);
2. стр. 137 упр. 309 (спишите текст, указав падеж имён прилагательных);
3. используя словарные слова мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, составьте предложения.
Организация работы детей: учащиеся выбирают одно из заданий и выполняют его дома.