Цель: создать у учащихся яркое представление об удивительном мире Арктической зоны.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с изображением природной зоны по соответствующей карте.
Определить расположение этой зоны. Научить показывать ее на карте.
2. Дать представление о природных условиях Арктики, на основе этого определить растительный и животный мир.
3. Раскрыть взаимосвязи, существующие в данной зоне.
4. Познакомить с жизнью людей в Арктической зоне.
5. Показать роль человека в охране природы Арктической зоны (заповедник).
6. Развивать у учащихся речь, мышление, пространственное представление, исследовательские умения.
7. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник, карта «Природные зоны», карточки с текстом, иллюстрации животных и растений Арктики, атлас.
Ход урока.
I Организационный момент.
II Повторение изученного, на основе этого введение темы урока.
Разгадывание кроссворда (<Рисунок 1>):
1. Выдающийся русский ученый, по образованию геолог, занялся несвойственным для него делом. Родоначальник новой науки – почвоведение. (Докучаев)
2. Верхний рыхлый слой земли. Содержит воду и воздух. Главное свойство – плодородие. (Почва).
3. Совокупность всех неровностей земной поверхности. (Рельеф)
4. Многолетний режим погоды. (Климат)
5. «Дышит, растет, а ходить не может». Что это? (Растительность)
6. Кит, медведь, песец, чайка – это … (Животные)
7. «Одетый» рельеф. (Ландшафт)
Косая штриховка – первое слово.
Прямая штриховка – второе слово (дополнительно дать букву «З»).
– Составьте словосочетание из выделенных штриховкой букв.
– Что у вас получилось? (природные зоны)
На доске появляется запись «Природные зоны»
Далее детям можно предложить прочитать текст из учебника Казакова [1]
– Подвести итоги о природных зонах.
III Сообщение темы урока. Постановка задачи.
Доска:
«Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает.
Дышит камень, везде черной массой встает.
Да поток по ущелью стекает.
А по скалам кругом все-то птицы во мгле,
Все-то серые гаги рядами.
Взглянешь сверху на них, будто марь на скале,
Словно туча лежит над волнами».
Немирович-Данченко.
– Прочитайте. Как вы думаете, о какой природной зоне может здесь идти речь? Почему? Докажите. Что вам помогло определиться?
IV Арктическая зона.
Рассказ учителя: Наши далекие предки, осваивая новые территории, шли на восток и север. Они видели, как каждую весну на север летят стаи птиц, и сами шли за ними.
«Все года, и века, и эпохи подряд,
Все стремится к теплу от мороза и вьюг…
Почему ж эти птицы на север летят,
Если птицам положено только на юг?»
Любознательные землепроходцы, двигаясь на север, вышли на берег Студеного моря, по которому плавают льды даже летом. Зимой Студеное море покрывалось могучими льдами.
– Как вы думаете, что называли наши предки Студеным морем?
– Найдите этот океан на карте (работа детей в парах с использованием атласа).
– Покажите этот океан на большой карте.
– А теперь найдите на карте Арктическую зону. Каким цветом она изображена?
– Какое отношение к ней имеет Северный Ледовитый океан?
– Что еще относится к Арктической зоне?
– А теперь прочитайте об этом в учебнике. [2]
– Все ли мы с вами выделили?
– Как еще называется Арктическая зона? (ответы детей – Арктическая пустыня)
– Почему пустыня?
А вот откуда произошло название Арктика, нам расскажет наш исследователь:
Сообщение ученика: «Арктика – страна белых медведей (с греч.). У англичан – БЭЭР, у монголов – Утыган, у индейцев – Окуари. Но везде это переводится одинаково – страна белых медведей. Наверно, люди разных народов плавали туда и знали, что там живут и плавают большие белые медведи.
Вывод: Какие названия есть у этой зоны? Что входит в Арктическую зону? (Еще раз показ на большой карте учеником, дети проверяют на своей карте)
Запись выводов в тетрадь.
V Природные условия.
Прочитайте еще раз внимательно стихотворение и посмотрите на карту.
– Что можно сказать о природных условиях этой зоны? (ответы детей)
Чтение по учебнику. [3]
– Что добавить о природных условиях этой зоны?
Послушаем, что нам скажут наши исследователи:
Сообщение учеников: (1 ученик о климатических условиях зимой, 2 ученик о климатических условиях летом)
По ходу сообщений ученики задают вопросы исследователям, если таковые возникают.
Вывод: Составим карту природных условий.
Зима – холодная, суровая, полярные ночи, полярное сияние, t = – 60?C. Лето – короткое холодное, полярные дни, туманы, t = 0, +5?C.
VI Растительный и животный мир.
– Изучив природные условия данной зоны, что можно сказать о живой природе?
– Какие растения могут здесь встретиться? Почему? Как они приспосабливаются к суровым условиям? Почему мы не встретим здесь деревьев? Чем это вызвано? (показ иллюстраций растений)
Рассказать о растении (на выбор).
Вывод:
– Что мы можем сказать о растительном мире? (запись вывода в тетрадь)
Доска: иллюстрация животных Арктической зоны, среди которых одно животное не Арктической.
– Рассмотрите внимательно. Подумайте, что здесь не так. Почему?
– Назовите животное не Арктической зоны. Докажите.
– Как должны приспосабливаться животные к жизни в данной зоне? Почему? С чем это связано?
– Каких еще животных Арктической зоны вы можете назвать? (если кто-то называет неподходящего, разбор, почему не подходит)
Можно предложить кому-то из детей заранее подготовить сообщение о каком-либо животном этой зоны (по желанию). Например, о песце или белом медведе.
Вывод: (аналогично растительному миру)
VII Поразительные связи.
Предложить детям ознакомиться с этим материалом в учебнике. [4]
– Почему же птицы летят сюда? С какими интересными явлениями мы сталкиваемся?
Изобразим эту связь в тетради:
– Мы увидели связь между непосредственными жителями Арктической зоны. А существует ли связь с человеком?
VIII Арктика и человек.
– В чем проявляется связь Арктики и человека? Живут ли люди в данной зоне? (ответы детей)
– Почему люди не живут в Арктике постоянно? Чем же они там могут заниматься?
– А могут ли люди нанести вред природе Арктической зоны, если они там не живут?
– В чем заключается этот вред? Какими качествами должен обладать человек, чтобы работать здесь?
Если есть время, можно предложить детям послушать о заповеднике «Остров Врангеля»:
Метет метель над арктическим островом. Уже в сентябре здесь начинается зима. И продолжается до мая. Но жизнь не отступает под натиском мороза, ветра и снега.
На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывают около 250 берлог, в которых у медведиц появляются на свет малыши.
Остров Врангеля – единственное место в нашей стране, где гнездятся красивейшие редкие птицы – белые гуси. Их гнездовья находятся под строгой охраной.
В этом заповеднике самое крупное в мире скопление моржей. А теперь ученые решили поселить здесь и овцебыка. [5]
IX Итог урока. Тестовая работа.
– Подчеркни явления, характерные для Арктики:
суховей, метель, пурга, дождь зимой, северное сияние, снегопад летом, мираж.
X Домашнее задание.
Прочитать материал в учебнике. [6]
Нарисовать Арктическую зону, какой вы себе ее представляете.
Литература.
1. Учебник «Мы и окружающий мир», Казаков, Самара, «Корпорация Федоров», 2001. с.187
2. Учебник «Мы и окружающий мир», Казаков. Самара, «Корпорация Федоров», 2001. с.188-190
3. Учебник «Природоведение» А. А.Плешаков, Москва, Просвещение, 1993. с.50-51