Цели урока:
- Закреплять умение решать задачи на движение, обратные задачи.
- Обеспечить дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
Кинестетические упражнения:
- Перекрёсты на лице.
- Помпа.
- Сова.
- Уши слона.
- Перекрёсты на лице.
2. Устный счёт.
На доске чертёж:
- Какой вид движения указан на чертеже? (встречное одновременное движение)
- Посчитайте, какое расстояние будет между велосипедом и мотоциклистом через 1 час? (300 – 20 - 40 = 240 км, 300 – 60 = 240 км)
- А через 2 часа? (300 – 40 – 80 = 180 км, 300 – 60 х 2 = 180 км)
- А через 4 часа? (300 – 80 – 160 = 60 км, 300 – 60 х 4 = 60км)
- А через 5 часов? (они встретятся)
- Сделайте вывод.
При сближении объектов расстояние между ними уменьшается.
3. Вводим детей в тему:
- Догадались, над чем сегодня будем работать? (над задачами на движение)
- Изменим направление движения. Составьте новую задачу.
Из двух городов, расстояние между которыми 300 км, одновременно в противоположных направлениях выехали велосипедист и мотоциклист. Какое расстояние будет между ними через 2 часа?
4 карточки (в помощь слабым учащимся)
Реши задачу по действиям с пояснениями:
- 20 * 2 = ? км проехал ………………………..
- 40 * 2 = ? км проехал ……………………….
- 300 * …. * ….. = …… расстояние между …………………….
Сильные учащиеся
Различные способы решения: (20 + 40) х 2 + 300
- Сделайте вывод.
Если объекты движутся в противоположных направлениях, то расстояние между ними увеличивается.
4. Закрепление. Взаимообратные задачи на одновременное встречное движение.
- Составьте задачу по чертежу.
- Решите различными способами.
- Составьте взаимообратные задачи.
На доске вывешиваются 4 карточки с чертежами. По выбору четыре ученика решают эти задачи на доске.
1 задача.
(40 + 50) х 3 = 270 км
40 х 3 + 50 х 3 = 270 км
2 задача.
40 х 3 = 120 км – проехал грузовик.
270 – 120 = 150 км – проехал автобус
150 : 3 = 50 км/ч
3 задача.
50 х 3 = 150 км – проехал автобус
270 – 150 = 120 км – проехал грузовик
120 : 3 = 40 км/ч
4 задача.
270 : (40 + 50) = 3 часа – общее время
- Для чего надо уметь составлять и решать взаимообратные задачи?
- Учимся устанавливать связи между величинами: расстояние, время, скорость
- Взаимообратные задачи являются проверкой к данной задаче.
- Измените условие задачи так, чтобы решение осталось то же (противоположное одновременное условие).
5. Итог урока.
- Понравился вам урок?
- Что было для вас интересного?
- Что нового узнали, чему научились?
6. Домашнее задание.
- Решить задачу на выбор стр. 35 № 21, № 22.