Никто так хорошо не знаком с проблемой детских неудач, как педагоги. То обстоятельство, что все больше детей не желают учиться, вызывает тревогу, растерянность, а во многих случаях страх их чувство беспомощности почти у каждого учителя. Эти дети не имеют интереса к учебе, их ничем не заинтересуешь, они замкнуты и апатичны к учению. Складывается впечатление, что они не поддаются обучению. Учителя постоянно пытаются найти к ним новые подходы. Эта проблема многих школ.
Школьная неуспешность обусловлена целым рядом внешних и внутренних факторов. Поэтому необходимо учитывать соответствие педагогических требований, предъявляемых к ребенку, с его возможностями. Возникающие, в случае такого несоответствия, трудности обучения могут иметь преходящий характер, но в то же время их нельзя игнорировать. Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости, и соответствующая коррекционная работа позволяют уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость. Это, в свою очередь, снижает возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств, различных форм девиантного поведения, развивающихся на основе стрессовых состояний.
Проведенные психологические исследования неуспевающих учащихся выявили у них пониженную способность к усвоению знаний, умственная деятельность характеризуется недостаточной способностью к анализу и обобщению знаний. У таких детей преобладает интуитивно- практическое мышление над словесно-логическим.
Причины этих трудностей могут носить различный характер, например, психологический или социальный. Поэтому и работа строится по-разному.
Непременным условием эффективной работы с неуспешными детьми является совместная работа со специалистами - это психологи, логопеды, социальные работники, взаимодействие администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей.
Одной из наиболее эффективных форм коллективной деятельности со специфическим кругом диагностико-воспитательных задач и функций является ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум).
Цель ПМПК: на основании достоверной диагностики определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и социум детей и подростков с индивидуальными особенностями в развитии.
Задачи, решаемые консилиумом:
- выявление характера и причины индивидуальных особенностей в поведении и учебе учащихся
- достоверная диагностика интеллектуальных, психологических и физических особенностей в развитии детей и подростков
- разработка целостной программы индивидуального сопровождения учащихся в целях коррекции их развития
- консультация в решении сложных и конфликтных ситуаций
- контроль эффективности разработанных мероприятий
Функции ПМПК:
- экспертно-диагностическая
- информационно-аналитическая
- организационная
- методическая
- консультативная
- функция сопровождения
- просветительская
Состав консилиума формируется с учетом его цели – постоянный с привлечением дополнительных специалистов, а также с приглашением учащихся и их родителей.
Постоянный состав: школьный психолог, медицинский работник, социальный педагог, классный руководитель, воспитатель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В зависимости от решаемых вопросов состав может быть дополнен приглашенными специалистами: логопедом, инспектором ИДН, родителями, опекунами, врачами-специалистами, специалистом ОМЦ, директором, специалистами психологических служб различных уровней (например, муниципального, городского ПМПК).
Основные направления работы и функциональные обязанности специалистов ПМПК.
Психолог:
осуществляет консультирование учителей и родителей по вопросам организации помощи учащимся группы учебного риска, приносит на заседание консилиума результаты своей диагностической деятельности, сообщает не конкретные данные, а обобщенные аналитические данные, где есть информация о ребенке и его семье. Материал предоставляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений.
Данные содержат:
- описание психологических особенностей обучения, поведения, самочувствия школьника в период сбора информации
- обозначаются сферы психологической жизни школьника, развитие которых характеризуется выраженными индивидуальными особенностями
Психологическое заключение для консилиума содержит:
- результаты диагностики, наблюдения
- опрос родителей, педагогов
- заключения по консультациям
Медицинский работник представляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностей школьников:
- физическое состояние на момент проведения консилиума, соответствие физического развития возрастным нормам, переносимость физических нагрузок
- факторы риска нарушения развития (наличие в прошлом и на момент проведения консилиума заболеваний, травм, хронических заболеваний)
- характеристика заболеваний за последний год
Социальный педагог дает информацию о социальном статусе ребенка:
- сведения о родителях, тип семьи
- стиль воспитания в семье
- взаимоотношения родителей и детей в семье
- обеспеченность семьи
Логопед освещает результаты речевого развития на момент консилиума, разрабатывает программу коррекционно-развивающих занятий с учащимися группы учебного риска.
Заместители директора по учебно-воспитательной работе организуют взаимодействие учителей, родителей, психологической службы по ликвидации школьной неуспешности учащихся в форме психолого-медико-педагогического консилиума, осуществляют контроль за формами и методами работы педагогов по предупреждению и ликвидации педагогической запущенности учащихся, за деятельностью классного руководителя по взаимодействию с семьями учащихся.
Председатель ПМПК определяет круг обсуждаемых вопросов.
Первичный прием документов на ПМПК:
- заявка на проведение от родителей, администрации, учителя, классного руководителя
- Свидетельство о рождении
- Копии заключений специалистов (приложения № 1, 2, 4)
- Педагогическое представление на ребенка, написанное классным руководителем (воспитателем), работающим с ребенком (приложение № 3)
- Образцы письменных работ по русскому языку, математике, рисунки, продукты самостоятельной деятельности ребенка
- Выписка из истории развития ребенка (амбулаторной карты) с заключением участкового и других врачей
На ПМПК ребенок приходит в сопровождении родителей (законных представителей). Допустимо консультирование обратившихся подростков старше 12 лет.
Консилиум проводится в несколько этапов:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
Подготовительный этап включает в себя изучение состояния учебно-воспитательного процесса в классе, психолого-педагогическое изучение педагогически запущенных, проблемных детей, общее знакомство с классом, наблюдение по специальной программе, беседы с классными руководителями, учителями, подготовка карты класса с предварительными характеристиками и рекомендациями психолога, педагога, медика, социального педагога, согласование хода консилиума и условий его проведения.
Основная часть консилиума проводится по общей схеме:
- анализ первичной информации, коллективное изучение индивидуальных особенностей обучения и воспитания учащегося (класса) с помощью всех участников воспитательного и учебного процесса
- выявляются причины, вызывающие затруднения у учащихся и учителей, разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению причин
- коллегиальное обсуждение результатов обследования
- анализ поступивших предложений
На заключительном этапе производится письменное оформление рекомендаций в виде заключения, представление заключения и рекомендаций родителям (законным представителям). Заключение консилиума включает в себя: психологический, педагогический, социальный, медицинский статус школьника на момент обследования; особенности развития на момент обследования; содержательную наполненность стратегии его сопровождения в процессе обучения; Формы сопровождения школьника психологом, школьным медиком, классным руководителем, а также сроки сопровождения.
Документация консилиума:
- Приказ об организации консилиума
- Положение о ПМПК
- План работы
- Журнал регистрации заявок (приложение №6)
- Информационные карты данных на ученика, каждого участника консилиума - медицинского работника, психолога, логопеда, социального педагога, завуча
- Заключение - итоговый документ консилиума
- Журнал наблюдения за динамикой развития ребенка
Осуществляя контроль за эффективностью разработанных на заседаниях ПМПК мероприятий, наблюдая за динамикой развития ребенка, полезно отмечать, поощрять малейшие удачи ученика в учебной деятельности, главное – не дать закрепиться новым неудачам. Следует обращать внимание на обоснование оценки, которую получает неуспевающий ученик, а также на выделение критериев, по которым идет оценивание ответа.
Постепенно воспитывая у неуспевающего школьника уверенность в себе, следует затем переходить к постановке перед ним конкретной и четкой цели по преодолению отставания в учебе.