ПМПК как инструментарий предупреждения школьной неуспешности

Разделы: Администрирование школы


Никто так хорошо не знаком с проблемой детских неудач, как педагоги. То обстоятельство, что все больше детей не желают учиться, вызывает тревогу, растерянность, а во многих случаях страх их чувство беспомощности почти у каждого учителя. Эти дети не имеют интереса к учебе, их ничем не заинтересуешь, они замкнуты и апатичны к учению. Складывается впечатление, что они не поддаются обучению. Учителя постоянно пытаются найти к ним новые подходы. Эта проблема многих школ.

Школьная неуспешность обусловлена целым рядом внешних и внутренних факторов. Поэтому необходимо учитывать соответствие педагогических требований, предъявляемых к ребенку, с его возможностями. Возникающие, в случае такого несоответствия, трудности обучения могут иметь преходящий характер, но в то же время их нельзя игнорировать. Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости, и соответствующая коррекционная работа позволяют уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость. Это, в свою очередь, снижает возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств, различных форм девиантного поведения, развивающихся на основе стрессовых состояний.

Проведенные психологические исследования неуспевающих учащихся выявили у них пониженную способность к усвоению знаний, умственная деятельность характеризуется недостаточной способностью к анализу и обобщению знаний. У таких детей преобладает интуитивно- практическое мышление над словесно-логическим.

Причины этих трудностей могут носить различный характер, например, психологический или социальный. Поэтому и работа строится по-разному.

Непременным условием эффективной работы с неуспешными детьми является совместная работа со специалистами - это психологи, логопеды, социальные работники, взаимодействие администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей.

Одной из наиболее эффективных форм коллективной деятельности со специфическим кругом диагностико-воспитательных задач и функций является ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум).

Цель ПМПК: на основании достоверной диагностики определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и социум детей и подростков с индивидуальными особенностями в развитии.

Задачи, решаемые консилиумом:

  1. выявление характера и причины индивидуальных особенностей в поведении и учебе учащихся
  2. достоверная диагностика интеллектуальных, психологических и физических особенностей в развитии детей и подростков
  3. разработка целостной программы индивидуального сопровождения учащихся в целях коррекции их развития
  4. консультация в решении сложных и конфликтных ситуаций
  5. контроль эффективности разработанных мероприятий

Функции ПМПК:

  1. экспертно-диагностическая
  2. информационно-аналитическая
  3. организационная
  4. методическая
  5. консультативная
  6. функция сопровождения
  7. просветительская

Состав консилиума формируется с учетом его цели – постоянный с привлечением дополнительных специалистов, а также с приглашением учащихся и их родителей.

Постоянный состав: школьный психолог, медицинский работник, социальный педагог, классный руководитель, воспитатель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В зависимости от решаемых вопросов состав может быть дополнен приглашенными специалистами: логопедом, инспектором ИДН, родителями, опекунами, врачами-специалистами, специалистом ОМЦ, директором, специалистами психологических служб различных уровней (например, муниципального, городского ПМПК).

Основные направления работы и функциональные обязанности специалистов ПМПК.

Психолог:

осуществляет консультирование учителей и родителей по вопросам организации помощи учащимся группы учебного риска, приносит на заседание консилиума результаты своей диагностической деятельности, сообщает не конкретные данные, а обобщенные аналитические данные, где есть информация о ребенке и его семье. Материал предоставляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений.

Данные содержат:

  1. описание психологических особенностей обучения, поведения, самочувствия школьника в период сбора информации
  2. обозначаются сферы психологической жизни школьника, развитие которых характеризуется выраженными индивидуальными особенностями

Психологическое заключение для консилиума содержит:

  1. результаты диагностики, наблюдения
  2. опрос родителей, педагогов
  3. заключения по консультациям

Медицинский работник представляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностей школьников:

  • физическое состояние на момент проведения консилиума, соответствие физического развития возрастным нормам, переносимость физических нагрузок
  • факторы риска нарушения развития (наличие в прошлом и на момент проведения консилиума заболеваний, травм, хронических заболеваний)
  • характеристика заболеваний за последний год

Социальный педагог дает информацию о социальном статусе ребенка:

  • сведения о родителях, тип семьи
  • стиль воспитания в семье
  • взаимоотношения родителей и детей в семье
  • обеспеченность семьи

Логопед освещает результаты речевого развития на момент консилиума, разрабатывает программу коррекционно-развивающих занятий с учащимися группы учебного риска.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе организуют взаимодействие учителей, родителей, психологической службы по ликвидации школьной неуспешности учащихся в форме психолого-медико-педагогического консилиума, осуществляют контроль за формами и методами работы педагогов по предупреждению и ликвидации педагогической запущенности учащихся, за деятельностью классного руководителя по взаимодействию с семьями учащихся.

Председатель ПМПК определяет круг обсуждаемых вопросов.

Первичный прием документов на ПМПК:

  • заявка на проведение от родителей, администрации, учителя, классного руководителя
  • Свидетельство о рождении
  • Копии заключений специалистов (приложения № 1, 2, 4)
  • Педагогическое представление на ребенка, написанное классным руководителем (воспитателем), работающим с ребенком (приложение № 3)
  • Образцы письменных работ по русскому языку, математике, рисунки, продукты самостоятельной деятельности ребенка
  • Выписка из истории развития ребенка (амбулаторной карты) с заключением участкового и других врачей

На ПМПК ребенок приходит в сопровождении родителей (законных представителей). Допустимо консультирование обратившихся подростков старше 12 лет.

Консилиум проводится в несколько этапов:

  • Подготовительный
  • Основной
  • Заключительный

Подготовительный этап включает в себя изучение состояния учебно-воспитательного процесса в классе, психолого-педагогическое изучение педагогически запущенных, проблемных детей, общее знакомство с классом, наблюдение по специальной программе, беседы с классными руководителями, учителями, подготовка карты класса с предварительными характеристиками и рекомендациями психолога, педагога, медика, социального педагога, согласование хода консилиума и условий его проведения.

Основная часть консилиума проводится по общей схеме:

  • анализ первичной информации, коллективное изучение индивидуальных особенностей обучения и воспитания учащегося (класса) с помощью всех участников воспитательного и учебного процесса
  • выявляются причины, вызывающие затруднения у учащихся и учителей, разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению причин
  • коллегиальное обсуждение результатов обследования
  • анализ поступивших предложений

На заключительном этапе производится письменное оформление рекомендаций в виде заключения, представление заключения и рекомендаций родителям (законным представителям). Заключение консилиума включает в себя: психологический, педагогический, социальный, медицинский статус школьника на момент обследования; особенности развития на момент обследования; содержательную наполненность стратегии его сопровождения в процессе обучения; Формы сопровождения школьника психологом, школьным медиком, классным руководителем, а также сроки сопровождения.

Документация консилиума:

  • Приказ об организации консилиума
  • Положение о ПМПК
  • План работы
  • Журнал регистрации заявок (приложение №6)
  • Информационные карты данных на ученика, каждого участника консилиума - медицинского работника, психолога, логопеда, социального педагога, завуча
  • Заключение - итоговый документ консилиума
  • Журнал наблюдения за динамикой развития ребенка

Осуществляя контроль за эффективностью разработанных на заседаниях ПМПК мероприятий, наблюдая за динамикой развития ребенка, полезно отмечать, поощрять малейшие удачи ученика в учебной деятельности, главное – не дать закрепиться новым неудачам. Следует обращать внимание на обоснование оценки, которую получает неуспевающий ученик, а также на выделение критериев, по которым идет оценивание ответа.

Постепенно воспитывая у неуспевающего школьника уверенность в себе, следует затем переходить к постановке перед ним конкретной и четкой цели по преодолению отставания в учебе.