Достигнуть высоких результатов при изучении химии невозможно без организации познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование знаний, овладение обобщёнными способами действий, отработку различных приёмов выполнения действий, в процессе которых развиваются сами учащиеся.
Успешное управление познавательной деятельностью учащихся во многом зависит от отбора учебной информации и способа организации её изучения.
В своей работе я учитываю следующие дидактические требования:
- изучаемый материал должен содержать максимально возможное количество информации, но не свыше того объёма, который может быть переработан учеником;
- средства, методы, формы организации познавательной деятельности должны быть адекватны особенностям изучаемого материала:
- познавательную деятельность учащихся нужно строить с учётом их познавательных способностей и обеспечивать постепенный переход от репродуктивной деятельности к исследовательской.
Организуя познавательную деятельность при изучении электролитической диссоциации веществ, ставлю следующую цель: углубление сведений о веществе и химической реакции. Конкретизирую эту цель через задачи:
- систематизировать и углубить знания учащихся об основных классах неорганических соединений с позиции представлений об электролитической диссоциации веществ;
- расширить сведения о классификации веществ (электролиты и неэлектролиты, сильные и слабые электролиты);
- углубление знания учащихся о сущности химических реакций (электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, окислительно-восстановительные реакции, протекающие в растворах).
Анализ содержания темы позволил установить последовательность рассуждений, используемых для создания познавательного мотива при изучении электролитической диссоциации.
Между растворами многих оснований, кислот, солей возможны химические реакции, которые протекают очень быстро. Но далеко не все растворы оснований, кислот, солей реагируют между собой. Возникает ряд вопросов: можно ли предсказать возможность протекания реакций между растворами оснований, кислот, солей? Почему реакции, характеризующие свойства оснований, кислот, солей, чаще всего проводят в растворах?
Что происходит с частицами оснований, кислот, солей при растворении их в воде? В чём сущность реакций, протекающих между растворами оснований, кислот, солей?
Процесс изучения электролитической диссоциации веществ условно разделён на несколько этапов.
Первый этап – первоначальное ознакомление с основными положениями теории электролитической диссоциации в обобщённом виде.
Второй этап – усвоение учащимися конкретных понятий. На этом этапе важно не столько разнообразие заданий, сколько подбор определённых, специально сконструированных заданий, позволяющих учащимся усвоить изучаемые понятия в постоянном их преобразовании и развитии.
Третий этап – обобщение усвоенных понятий.
Тема урока: “Реакции ионного обмена” (второй этап)
Тип урока: урок усовершенствования знаний
Метод обучения: частично поисковый
Формы организации деятельности: беседа, работа в парах, работа в группах, со слайдами в презентации урока на компьютере.
Задачи урока:
- Образовательная: закрепить навыки составления полных и сокращённых и сокращенных ионных уравнений.
- Развивающая: развивать самостоятельность учащихся, познавательный интерес, умение преодолевать трудности.
- Воспитательная: развить и закрепить представление о противоречии как взаимодействии противоположностей.
Проверка знаний учащихся.
“Морское путешествие”
I. Бухта “Всезнайка”
1. Какая из реакций пойдёт до конца?
а) К2 SO4 + HCl ->
б) К2 SO4 + ВаСl2 ->
Составьте уравнения реакций и напишите полное и сокращённое ионные уравнения.
2. Выполняя практическую работу, ученик прилил к раствору карбоната калия раствор хлорида кальция, затем добавил раствор нитрата серебра. Потом он попытался понять, что же у него в пробирке. Какие вещества оказались в пробирке?
Составьте уравнения реакций и напишите полное и сокращённое ионные уравнения.
II. Залив “Неизвестный”
Какие вещества нужно взять, чтобы при их взаимодействии произошли следующие процессы:
Сu+2 + 2OH - -> Cu(OH)2
Fe(OH)2 + 2H+-> Fe +2 + 2 H O -
2H+ + CO3-2 -> H2 O + CO2
III. Причал “Экспериментальный”
Даны реактивы: соляная кислота, хлорид железа (III), хлорид бария, сульфат меди, карбонат кальция. Требуется получить: Fe(OH)3, BaSO4, CO2.
IV. Причал “Незнайкины вопросы” (Тест)
1. Электролитами называются вещества:
а) проводящие электрический ток;
б) водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток;
в) имеющие кристаллическую решётку;
г) реагирующие с водой.
2. Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить:
а) в воду;
б) в гидроксид меди;
в) в расплав хлорида меди
г) в азот.
3. Правильное уравнение диссоциации азотной кислоты записано в пункте
a) HNO3 = H+ + NO -3
б) HNO3 = H - + NO3+
в) HNO3 = H+ + 3NO –
г) HNO3 = H+ + NO3 –
4. С образованием осадка реагируют между собой растворы веществ:
a) Fe(OH)3 и HCl;
б) Na2SO4 и HCl;
в) FeCl3 и AgNO3;
г) СаСО3 и HCl.
5. Сокращённое ионное уравнение Ва+2 + SO4-2 = ВаSO4 соответствует реакции между:
а) растворами Ва(ОН)2 и Н2SO4;
б) растворами Ва(ОН)2 и Н2SO3;
в) СаСО3 и раствором Н2SO4;
г) ВаО и раствором Na2SO4 .
2. Итог урока.
3. Домашнее задание: п. 17. 4; дифференцированное задание по карточкам
Снять усталость, эмоционально настроить на дальнейшее восприятие учебного материала учащимся во время урока помогала музыка “Шум моря”.
На последующих уроках учащиеся используют полученные знания для характеристики растворов кислот, оснований, солей в свете представлений об электролитической диссоциации веществ.