Изучение теоремы Пифагора

Разделы: Математика


Геометрия обладает двумя великими сокровищами.

Первое – это теорема Пифагора, которую можно сравнить с мерой золота…

И. Кеплер

Урок № 1. “Знакомство с теоремой Пифагора, её практическое применение”.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Урок-практическая работа.

Учащиеся выполняют практическую работу по трем видам прямоугольных треугольников, а именно: измеряют длины катетов и гипотенузы, проверяют выполнение свойства сторон, формулируют теорему Пифагора, учатся применять ее при решении опорных задач, знакомятся с египетским треугольником. На дом получают задание отыскать различные способы доказательства (хотя бы один), интересные исторические сведения по теме.

Урок № 2. “Доказательство теоремы Пифагора”.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Урок-семинар.

Урок № 3. “Применение прямой и обратной теоремы при решении задач”.

Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков.

Урок-практикум.

На этом уроке прослушиваются различные способы доказательства теоремы, выбранные по желанию и изучается обратная теорема, отрабатываются знания, умения, навыки при решении различных задач по теме.

Урок № 4. “ Теорема Пифагора”.

Тип урока: урок проверки знаний.

Урок-зачет.

Первую часть урока продолжается отработка навыков по применению теоремы,

Во второй части – зачетная работа.

Образовательные цели:

  • Повторить свойства сторон и углов прямоугольного треугольника, нахождение его площади.
  • Сформировать умение доказывать теорему.

Развивающие цели:

  • Развивать и совершенствовать умение применять имеющиеся знания в измененной ситуации
  • Способствовать развитию умения делать выводы и обобщения

Воспитательные цели:

  • Способствовать выработке потребности применения изучаемых фактов
  • Воспитывать самостоятельность и творчество

Оборудование: портрет ученого, эпиграф к уроку, модели прямоугольных треугольников, модели чертежей к различным способам доказательства теоремы, искусственная елочка.

После сообщения темы и целей урока 4 ученика подготавливают на доске различные способы доказательства теоремы:

Первый ученик предлагает доказательство, известное задолго до жизни Пифагора:

Прямоугольный треугольник достраивается до квадрата со cтороной (а + b). Площадь этого

квадрата равна (а + b)2. С другой стороны, этот квадрат составлен из четырех равных прямоугольных треугольников, площадь каждого из которых равна ?аb, и квадрата со стороной с, поэтому

S = 4 * 1/2 ab + c2 = 2ab + c2.

Таким образом,

(а + b)2 = 2ab + c2, откуда

c2 = a2 + b2

Второй ученик предлагает доказательство Гарфилда.

Сущность его метода состоит в достраивании прямоугольного треугольника до трапеции. Поэтому площадь полученной фигуры можно находить как площадь прямоугольной трапеции, либо как сумму площадей трех треугольников.

Площадь трапеции равна 1/2 (а + b) (а + b), а сумма площадей треугольников 1/2 a b +1/2a b +1/2с2.

Приравнивая эти выражения, получаем теорему Пифагора.

Третий ученик предлагает доказательство методом разложения квадрата на равные части, называемое “колесом с лопастями”.

Здесь О – центр квадрата, построенного на большем катете, пунктирные линии, проходящие через точку О, перпендикулярны или параллельны гипотенузе.

Четвертый ученик показывает оригинальное доказательство Гофмана, предложенное в 1821 г.

Здесь четырехугольники ADFB и ACBE равновелики, отнимаем от обоих равновеликих четырехугольников общий для них треугольник АВС, получим 1/2а2 + 1/2b2 = 1/2с2, откуда получаем теорему Пифагора.

Класс повторяет определение прямоугольного треугольника, свойства его сторон и углов, формулы площадей треугольника и трапеции, понятие равновеликих фигур, решает задачи.

Задача 1. На площади устанавливают елку высотой 8 метров. Для этого нужны растяжки из проволоки исходящие от вершины и находящиеся на расстоянии 6 м от основания ёлки. Сколько метров проволоки понадобится на одну растяжку?

Задача 2. Один из катетов равен, а другой в 5 раз больше. Найти второй катет, гипотенузу, площадь треугольника, высоту, проведенную к гипотенузе.

Прослушиваются доказательства теоремы, каждый ученик выбирает понятное ему и конспектирует.

Ученица сообщает историческую справку о теореме Пифагора и о количестве способов её доказательства.

Учитель знакомит учащихся с дополнительной литературой по теме и предлагает познакомиться с другими способами доказательства, имеющимися в Интернете.

Итоги урока.

1. Вопросы классу:

  • для каких треугольников верна теорема Пифагора
  • какой способ доказательства наиболее интересен

2. Выставление оценок

3. Домашнее задание