Цели:
- закреплять умения решать задачи на встречное движение, задачи других видов, закреплять умения выполнять устно и письменно вычисления с многозначными числами, учить рассуждать и логически мыслить, продолжить знакомство с Петром I и его правлением;
- развивать наблюдательность, сравнение, умение делать выводы, анализировать, логическое мышление, математическую речь, навык счёта;
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику, наблюдательность, зоркость, умение доводить начатую работу до конца, чувство дружбы, товарищества, интерес к изучению истории
Ход урока
1. Орг.момент.
Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.
- Сегодня на уроке нам предстоит много трудиться, многое узнать. Мы вновь отправляемся в историческое прошлое нашей страны, где нас ждёт встреча с интересным человеком. Девиз нашего путешествия: “С ремеслом везде добро”.
2. Мин.чистописания.
3. Уст.счёт.
1) Расшифруйте имя человека, который стал царём в 10 лет.
60 57 98 80 60 +9 -17 /7 -34 -56 / 3 *3 -6 / 23 *40 -18 /60 *17 *70 +200 *2 *48 -12 -48 /18
П Р 1 Т Ё
- Ответы расположите в порядке возрастания.
- Какое у вас получилось слово? (Пётр I)
2) В каком году он стал царём?
- Найдите значения выражения, и вы узнаете, какой из трёх вариантов ответа верный:
1682 год | 1690 год | 1862 год |
(600/30-7)*5-(19-4*4)+1620=1682 |
- Россия в это время переживала трудный момент своей истории: она сильно отставала в своём развитии от других стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных. Армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Молодой царь понимал, что нужно выводить Россию из этого положения. Для этого нужны были образованные люди. Пётр I постоянно учился сам и заставлял учиться других. Он был очень работоспособен, трудолюбив, был обучен многим ремёслам.
4. Брейн-ринг.
Решите задачи.
- Первый русский император Пётр I ложился спать в 9 часов вечера, а вставал в 2 часа ночи. Всё остальное время он работал. Сколько часов продолжался его рабочий день?
- Пётр I за свою жизнь освоил 14 ремёсел, но особенно он любил токарное дело. По сей день в различных музеях хранятся 12 принадлежащих Петру токарных станков, а ещё 38 утеряны. Сколько всего токарных станков было у царя-труженника?
5. Решение задач.
1. Составьте по схемам взаимно-обратные задачи и решите их.
Проверка.
3. Два всадника выехали одновременно навстречу друг другу из разных городов, расстояние между которыми 592 км. Скорость одного всадника 25 км/ч, скорость другого 23 км/ч. Какое расстояние было между всадниками через 3 часа?
Пересказ задачи. Краткая запись.
- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Мы можем это узнать? Теперь мы можем найти скорость между ними через 3 часа?
Решение задачи с комментированием.
1) Узнаем, какое расстояние прошёл один всадник за 3 часа?
25*3=75(км)
2) Расстояние, которое прошёл второй всадник за 3 часа.
23*3=69(км)
3) Узнаем расстояние, которое прошли вместе.
75+69=144(км)
4) Узнаем расстояние, между ними.
592-144=448(км)
6. Самостоятельно.
Купец отправился в гости к царю, а в это время навстречу ему из царского дворца выехал почётный караул. Через 2 часа они встретились. Какое расстояние между избой купца и царским дворцом, если купец шёл со скоростью 9 км/ч, а почётный караул 7 км/ч?
- Решение запишите самостоятельно. Проверка у доски. Решите двумя способами.
1 способ.
1) 9*2=18(км) - прошёл купец
2) 7*2=14(км) - прошёл почётный караул
3) 18+14=32(км) - расстояние
2 способ.
1) 9+7=16(км) - расстояние за 1 час
2) 16*2=32(км) – расстояние
7. Физминутка.
8. Решение выражений на порядок действий.
В Голландии и по сей день, жива память о царе-плотнике, о высоком юноше, который учился строить корабли и, проявляя необычные способности, овладел нужными для кораблестроения науками.
Ездил Пётр за границу, конечно не один. Вместе с ним поехали и другие молодые русские. В 1837 году в немецком городе Лейпциге была поставлена опера “Царь и плотник”. Один из учёных людей Петровской эпохи, Феофан Прокопоч, писал: “Разумный есть человек и народ, который не стыдится перенимать доброе от других чужих”. Не мало молодых людей отправлял Пётр I учиться в Европу. Но и из Европы в Россию приглашались учителя и мастера, художники и учёные.
Узнайте, в каком году открылась в Петербурге первая Российская академия наук:
В 1720 году, в 1725 году, в 1730 году.
- Чтобы ответить на этот вопрос, найдите значение выражения:
(5058/9+24024/6)*8-28007/7-30802
Работают самостоятельно
9. Геометрический материал.
Длина прямоугольника 500 см, ширина 375 см. Найти Р.
- Какая фигура называется прямоугольником?
- Как найти Р?
Р=(а+в)*2
Р=а*2+в*2
В 1714 году вышел указ о создании начальных “цифирных школ”, где учили арифметику и геометрию.
10. Рефлексия.
- Довольны, ли вы тем, как прошёл урок?
- Было ли вам интересно?
- Были ли вы активны на уроке?
- Вы с удовольствием будете выполнять д/з?
11. Домашнее задание.
Дифференцированное по карточкам.