Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя, ни дерзанья такого, ни терпенья, какие есть у тебя.
Уолт Уитмен
Начиная работать с детьми с первых дней поступления их в школу, ставлю перед собой основные воспитательные задачи:
1. Работать над формированием детского коллектива.
2. Активно внедрять в практику новые технологии обучения и воспитания.
3. Работать над развитием индивидуальных творческих способностей.
Создавать необходимые условий для самоутверждения личности в коллективе с учётом её возможностей, развитие уважительных отношений.
5. Развивать активность, самостоятельность суждений и поступков.
6. Укреплять здоровье учащихся, формировать нравственные качества, приобщать школьников к труду.
7. Гуманизация личности ребёнка путём вовлечения в познавательную, игровую и эстетическую деятельность.
В первые дни для изучения индивидуальности каждого ребёнка, его нравственных качеств, умения общаться со сверстниками и взрослыми я прошу родителей написать сочинение о своём сыне или дочери. в котором папа и мама могут рассказать учителю даже что-то самое сокровенное, поделиться своим знанием индивидуальных особенностей, отразить свой взгляд на окружение своего ребёнка. Это сочинение-повествование помогает учителю узнать с желанием ли ребёнок идёт в школу, настроен ли он на общение со сверстниками и в какой степени и в дальнейшем строить свою работу по сплочению детского коллектива.
В нашей школе с 1997 года приняты комплексно-целевые программы “Здоровье”, “Трудный ребёнок”, “Одарённость”, которые способствуют построению правильной работы учителя с классным коллективом в разных направлениях во время учебной и внеурочной деятельности.
Воспитательную работу в классе я строю по программе “Дети – будущее России”.
Основные разделы программы:
- Голубая планета Земля.
- Я, моя семья, мои друзья.
- Я – гражданин России.
- Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.
Цели и задачи каждого раздела:
Голубая планета Земля. (экологическое, нравственное )
Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально – нравственного отношения к окружающей среде. Оно помогает найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.
Основная цель раздела: воспитание этического, нравственного и практического отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.
Я, моя семья, мои друзья. (этическое, семейное, трудовое, правовое )
Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимались его бабушка и дедушка, где они жили, семейные традиции. Он должен осознавать т свой статус в семье (“я надежда и помощник”) и в обществе (“ я гражданин, я ученик”)
Цель данного раздела: помочь ребёнку осознать свою роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.
Я – гражданин России. (гражданско-патриотическое, нравственное)
Цели: пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщить детей к духовно – нравственным ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с исторической памятью.
Содержание раздела включает: изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями, художниками, с национальным прикладным искусством; разучивание народных игр; ознакомление с историей возникновения православных праздников.
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.
(физическое; комплексно-целевая программа “Здоровье”)
Цели: воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека; научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта; формировать умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма; осуществлять антиалкогольное, антиникотиновое и антинаркотическое воспитание.
Содержание раздела помогает понять, как нужно заботиться о своём организме, чтобы не болеть, расти крепким и сильным, что во многом здоровье зависит от самого человека. Познакомить с правилами здорового образа жизни; гигиена тела и жилища, правильное питание, режим труда и отдыха. Научить заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении.
Также в построении воспитательного пространства класса использую направления работы:
Направление: “Здоровье”.
Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности:
- Сотрудничество с медицинским работником школы, медицинскими и профилактическими заведениями с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
- Сотрудничество с родителями учащихся в рамках обозначенной проблемы.
- Сотрудничество с психологической службой учебного заведения с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
- Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
- Формирование собственной я – позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия:
- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- гигиена и её значение в жизни человека,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
- воля и её значение в сохранении здоровья,
- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Направление: “Интеллект”.
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития,
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии,
- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
- сохранить любопытство и информационную ненасыщенность.
Основные моменты деятельности:
- Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организация коррекционной работы.
- Интеллектуальное развитие учащихся класса. Формирование культуры умственного труда.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
- Сотрудничество с психологической службой школы по организации развивающих коррекционных занятий интеллектуальных возможностей младших школьников.
Основные понятия:
- умственное развитие,
- способности,
- уровни интеллектуального развития (IQ), умственные способности,
- фантазия в жизни человека,
- способности к творчеству,
- культура умственного труда.
Направление “Общение”.
Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи:
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
- формировать у учащихся культуру общения в системе “учитель – ученик”, “взрослый – ребёнок”.
- создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
- учить учащихся приёмам преодоления проблем в общении.
Основные моменты деятельности:
- Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе.
- На материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы.
- Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умения общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции.
- Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.
- Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом детском коллективе.
- Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.
Основные понятия:
- эмоции и чувства, рефлексия,
- эмпатия, сочувствие, сопереживание,
- умение управлять собой,
- лидерство, изолированность,
- одиночество, детский госпитализм.
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности существования других людей.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания,
- формировать осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нём.
Основные моменты деятельности:
- Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство учащихся с нравственными позициями прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Основные понятия:
- нравственный выбор,
- нравственная позиция,
- нравственное поведение,
- нравственные ценности,
- жизненные ценности,
- самоактуализация, и самореализация.
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
- формирование у уч – ся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом,
- формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам,
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия:
- право, закон, права и обязанности, правонарушение,
- преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость.
Направление: “Семья”.
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей,
- организация психолого – педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед,
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей,
- обучение родителей умению быть родителем, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности:
- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребёнка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребёнка
- Поощрение родителей, участвующих в жизни класса.
Основные понятия: семья, уклад жизни и традиций семей, родительский дом, родословная, семейные корни, авторитете отца и матери, духовное общение в семье, младшие и старшие дети, традиции отношения к старшим в семье, положение ребёнка в семье.
С помощью родителей на первом родительском собрании начинается заполнение “Социального паспорта учащегося и его семьи” (Приложение 1), на основе которого выстраивается “Социальный паспорт класса”(Приложение 2). “Социальный паспорт учащегося” заполняется в течение учебного года. Основные итоги подводятся в конце учебного года, что позволяет проследить динамику развития ребёнка, его внимания, памяти и других свойств личности. Так как дети нашей начальной школы переходят в среднее звено в другую школу, этот “Социальный паспорт” позволит учителю - классному руководителю быстрее ознакомиться с коллективом класса и с каждым учащимся и построить сою работу по формированию коллектива в дальнейшем с учётом особенностей членов этого коллектива и требований среднего звена. Для изучения эмоциональной сферы используется игра “Подари цветок”.Детям предлагается вопрос для размышления: Кому бы из одноклассников ты подарил самый прекрасный цветок? Главное условие игры – соблюдение тайны. Ребёнок шепчет имя выбранного ученика учителю, учитель фиксирует результат выбора в таблице. При обработке данных выявляется количество выборов у каждого ученика, имеются ли взаимные выборы. Определяется статус ребёнка в классе по числу выборов, а следовательно эмоциональное состояние. особенно важно выявить детей, не получивших ни одного выбора.
Для исследования самооценки ребёнка в 1 классе я использую методику “Лесенка”. Ребёнку даётся нарисованная лесенка, где средняя ступенька имеет вид площадки и объясняется задание. Инструкция следующая: “если всех детей рассадить на этой ступеньке, то на на верхних ступеньках окажутся дети умные, добрые, сильные, послушные – чем выще, тем лучше.(хорошие, очень хорошие, самые хорошие). А на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети: чем ниже, тем хуже (плохие, очень плохие, самые плохие). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. в процессе обследования необходимо учитывать, как ребёнок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.
Для исследования уровня воспитанности используются критерии автора Щербакова. по каждому параметру детям выставляется уровень: низкий, средний, высокий.
Патриотизм: интерес к прошлому и настоящему родного края, любовь и бережное отношение к природе, любовь к своей школе.
Товарищество: участие в коллективных занятиях, играх; стремление поделиться своими радостями, огорчениями; готовность бескорыстно помочь товарищу; стремление не подвести свой класс, свою микрогруппу.
Уважение к старшим: вежливость, послушание, оказание посильной помощи учителю, родителям, взрослым.
Доброта: дружелюбие, заботливое отношение к малышам, готовность поделиться игрушками, книгами и т.д. с товарищами; любовь к животным.
Честность: искренность, правдивость, привычка не брать без разрешения чужие вещи; добровольное признание в своих поступках; исполнение обещаний.
Трудолюбие: добросовестное учение; добросовестное выполнение обязанностей по домашнему хозяйству; активное участие в коллективном самообслуживании, в общественно-полезном труде; интерес к занятиям по труду.
Бережливость: опрятный внешний вид; содержание в порядке личных вещей; бережливое отношение к школьному имуществу.
Дисциплинированность: исполнительность; соблюдение правил поведения в школе, на улице, дома, в общественных местах; выполнение требований коллектива класса, микрогруппы.
Прилежание: аккуратное посещение учебных занятий; внимательность и старательность на уроках; регулярное и добровольное выполнение домашних заданий.
Любознательность: интерес ко всему новому, неизвестному; обращение с вопросами к окружающим; любовь к чтению; хорошая успеваемость.
Любовь к прекрасному: активное участие в художественной самодеятельности. Интерес к занятиям по искусству; способность замечать красоту; стремление всё делать красиво.
Стремление быть сильным, ловким, закалённым: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, ежедневное выполнение утренней зарядки; интерес к занятиям физкультурой; активное участие в спортивных играх.
Результаты вносятся в таблицу 1 и в общую таблицу по классу 2:
Карта воспитанности.
200__ - 200__ уч г. ___ “__” класса
Таблица 1 (Приложение)
Карта воспитанности.
Вывод об уровне воспитанности.
С целью выявления уровня воспитанности учащихся __ “__” класса школы № ___было проведено исследование.
В этой связи были определены следующие показатели воспитанности: патриотизм, товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинирован-ность, прилежание, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным…
В пределах каждого показателя были определены критерии, т.е. Содержание каждого показателя. Использовались три оценки: высокий, средний, низкий уровни.
Высокий уровень предполагал наличие всего набора критериев в пределах каждого показателя.
Средний уровень – половину всего набора критериев.
Низкий уровень – менее половины критериев.
В исследовании принимало участие_____ учащихся класса . В ходе исследования применялись следующие методы и методики: наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Было подсчитано общее количество уровневых оценок по всем показателям в подгруппе. Данные были занесены в таблицы № 1 и № 2. На основе анализа результатов обеих таблиц сделан следующий вывод об уровне развития учащихся ___ “__” класса.
Исследование показало, что такие качества как гуманизм, коллективизм сформированы у учащихся на _____________уровне.
(_______________________________________________________________________________________________из числа опрошенных)
Таким образом, можно сделать вывод, что класс в целом имеет____________ уровень воспитанности.
Учащимся необходимо работать над такими качествами, как __________________________________________________________________________
Учителю необходимо работать над такими качествами, как__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особое внимание необходимо обратить на формирование таких качеств, как _________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Также большую роль в построении воспитательного пространства класса играет детская организация “Светлячки”, созданная в школе. В течение года проходит игра “Путешествие светлячка в волшебную страну”. Цели и задачи игры :
1. Информация об окружающем мире.
2. Развитие интеллекта.
3. Развитие практических навыков.
4. Воспитание нравственных навыков.
5. Укрепление здоровья.
Правила Светлячков:
1. Первым быть всегда старайся и в учёбе и в труде
Только тех, кто любит труд светлячками назовут.
2. Светлячки всегда дружны, слову данному верны.
3. Чтобы сильным быть и ловким,
Светлячок, дружи со спортом
4. К старшим будем без сомненья проявлять мы уваженье.
Малышей не обижать и во всём им помогать.
Светлячки живут под девизом: Всегда светить, везде светить, учиться человеком быть.
Законы светлячков:
Чтобы честным, добрым стать,
Слово данное держать,
Самому идти по жизни
И служить родной Отчизне
Светлячками надо быть
И в ночи всегда светить!
Светлячок должен быть честным, добрым, смелым.
В каждом классе дети совершают путешествие по стнциям: 1 класс “Зелёные светлячки”” по зелёному листочку на волшебном поезде, 2 класс “Жёлтые светлячки” по морю на корабле, 3 класс “Оранжевые светлячки” в космосе, 4 класс “Розовые светлячки” вновь по земле. Приведу в пример этапы путешествия 1 и 2 класса.
План игры-путешествия
“Зелёные Светлячки” 1 класс
Сентябрь “Жил – был Светлячок” Кто такие Светлячки, их правила. Октябрь - “Теремок Азбуки” Ноябрь игры Деда Буквоеда, сочинение рассказов и сказок о светлячке Декабрь - “Ледяная избушка” Январь мастерская Деда Мороза и Снегурочки, работа клуба “Затейник”, новогодний утренник. Февраль - “Мастерская Самоделкина” Март Турнир рыцарей, А ну – ка, мальчики, подарки папам и мамам. Март - “Родной край” Апрель Рассказы бабушкиного сундука “Давным-давно”, альбом о природе “Зелёный домик”. Май. “Хрустальный замок” Викторины, конкурсы, КВН, Эстафета знаний и умений.
План игры-путешествия
“Жёлтые светлячки” 2 класс
Сентябрь – | “Порт странствий”. |
Формирование первоначальных спортивно - туристских навыков; экскурсии в природу, викторины. | |
Октябрь – | “Залив весёлых потешек”. |
Ноябрь | Знакомство с русскими народными традициями, обычаями, обрядами, нарядами. Разучивание народных игр, песен, танцев, загадок, пословиц. Выставка народных игрушек и промыслов. Фольклорные праздники, ярмарки. |
Декабрь – | “Остров Снегурочки”. |
Январь | Работа мастерской Снегурочки, новогодние праздники, лыжные прогулки, “Зимние каникулы”, “Снежные забавы”, конкурс снежных фигур. |
Январь – | “Бухта “хочу стать взрослым” |
Март | “Пристань Алёнушки” и “Пристань Иванушки”. |
Работа кружков по интересам, клуб “Этикет”. | |
Март – | “Мыс Отчизны”. |
Апрель | “Залив смелых, сильных, ловких”. |
Заочное путешествие по городам России, знакомство с историей родины, “война с Королём Мусора”. Малые олимпийские игры, “Весёлые старты”, эстафета “Мама, папа, я – спортивная семья”. | |
Май – | “Хрустальный маяк”. |
Подведение итогов работы за год. |
Воспитательная работа планируется по названным направлениям с использованием деятельности детской организации “Светлячок” и вносится в таблицу на каждую четверть (Приложение 3)