Программа "Школа-2100". Урок математики в 1-м классе по теме: "Число и цифра 4"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

– Помочь детям усвоить получение числа 4 прибавлением 1 к 3 и обозначением его цифрой 4; состав числа 4; написание цифры 4; повторить прямой и обратный счет в пределах 10; арифметические действия с числами 1, 2, 3.

– Развивать внимательность и творческое воображение.

– Учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.

Ход урока:

I. Актуализация знаний

А) Счет по числовому ряду 1------2------3------4------5------6------7------8------9

– Какое число следует за числом 1?

– Какое число стоит между числами 1 и 3?

– Какое число стоит перед числом 5?

– Между какими числами стоит число 6?

– Какое самое маленькое число в данном ряду?

– Какое самое большое в данном ряду?

– Какое число предшествует числу 8?

– Назовите следующее число для числа 9?

Б) – Найдите значения выражения:

2 + 1; 3 – 1.

1 + 2; 3 – 1.

Ответы детей

– Что общего во всех равенствах?

Дети. Все равенства содержат цифры 1, 2, 3

Учитель. По какому признаку выражения записали в два столбика?

Дети. В первом столбике – выражения со знаком плюс, во втором – со знаком минус.

В) Игра “Кто лучше запомнит?”

Я буду показывать вам фигуры на листе, (1-2 минуты) в вы будете выкладывать их при помощи счетных палочек.

– Составьте такую фигуру:

– Расскажите об этих фигурах: как они называются, как построены на рисунке: (а) незамкнутая ломаная – у нее 4 звена и 3 вершины; (б) замкнутая ломанная – у нее 3 вена и 3 вершины, это еще и треугольник.

II. Постановка проблемы и формирование темы урока.

Учитель. Посчитайте, сколько друзей в компании?

(К доске приглашается 1 ученик и выставляет картинки на доску)

Учитель читает стихотворение С. Михалкова

“Песенка друзей”

Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку
Петьку – забияку,
Обезьяну, попугая –
Вот компания, какая!
– Кто такой Петька – забияка?

Дети. Петух.

Учитель. Сколько друзей пришло к нам в гости? Как одним словом назвать эту компанию?

Дети. Животные.

Учитель. Какие животные пришли в гости: домашние или дикие?

– Кто у нас стоит первым? Кто последним?

– Кто пришел вторым? Кто третьим?

– Кто четвертым?

Ответы детей.

– Это мы считали слева направо. А теперь будем считать справа налево.

– Кто стоит первым справа? Кто стоит последним справа?

– Изменился порядок?

Дети. Да.

Учитель. Сколько всего друзей. Считаем справа налево.

– Меняется число друзей, когда мы считаем, справа налево и когда мы считаем слева направо?

Дети. Не меняется.

Учитель. Когда мы отвечаем на вопрос сколько, мы узнаем количество. Счет называется количественным. А когда задаем вопрос: “Который или какой по счету?”, мы задаем порядок. Счет называется порядковым.

– Задавайте разные вопросы о наших гостях.

Дети. Какая по счету стоит собака?

Дети. Вторая.

Учитель. Неправильно, собака стоит четвертая. (Тем самым, заставляя учеников уточнять вопросы: “Какой по счету стоит собака, если считать слева направо?”)

(Четвертая)

– Какой по счету стоит собака от обезьяны, петуха?

– Какая тема сегодняшнего урока?

– Какая цель урока.

Ответы детей.

III. Открытие новых знаний.

Задание № 1 страница 48 учебника

Петя построил поезд из вагончиков

– Расскажите, сколько было вагонов? (3)

– Сколько Петя присоединил? (1)

Сколько стало? (4) какое числовое выражение можно составить?

Запишем числовое выражение 3 + 1 в тетради № 1 (У. 24, с. 24) – последующее число для трех.

– Рассмотрите начертание цифры 4, на что она похожа?

Учитель читает стихотворение С.Я. Маршака о цифре и числе 4.

За тремя идут четыре

Острый локоть оттопыря.

– Что описал С.Я. Маршак в стихотворении число или цифру?

Дети. В первой строчке – число, а во второй – цифру.

IV. Первичное закрепление

– На каком месте в ряду чисел стоит число 4? Какое число больше: 3 или 4?

– Какое число больше: 4 или 5?

– Как вы объясните?

Ответы детей.

V. Творческое задание.

Покажите четыре палочки. Что можно сложить из 4-х палочек?

Дети. Цифры 0, 2 ,3 и др., буква м, р, е, ш, о, ж, э, квадрат

VI. Письмо цифры 4

VII. Самостоятельная работа.

Зеленый зеленый желтый желтый

– Сколько всего вагонов?

– На какие части разбили? По какому признаку?

Дети. По размеру и по цвету.

– Сколько вагонов в каждой части?

– Как можно составить число 4? (из 1 и 3, 2 и 2)

На доске:

VIII. Итог урока

– Сколько лапок у котенка?

– Сколько лапок у тигренка?

– Сколько ножек у стола?

– Столько ног и у слона?

– Сколько же ног у каждого?

Дети. Четыре.

Учитель. Какое число мы сегодня записывали цифрой? (Четыре)

Какие числа нужно сложить, чтобы получить 4?