Одним из требований, предъявляемых к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, является умение правильно писать слова с изученными орфограммами, овладение письменной речью, культурой письменного общения. Практически каждый учитель начальных классов сталкивался, сталкивается, и будет сталкиваться с ошибками при овладении письмом. Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумение слушать объяснение учителя, невнимательность при письме, небрежным отношением к работе и другие. На самом деле основными симптомами дисграфии являются специфические (т. е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребёнка. Проблеме нарушений письма – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность её изучения не снижается. Основываясь на статистических данных обследования письменных работ учащихся начальных классов, полагаю возможным и даже необходимым введение профилактической работы по предупреждению ошибок письма на уроках.
Коррекция недостатков письма у специалистов (логопеда, психолога) требует постоянных систематических занятий, отнимает у детей много сил и времени, в результате чего может снизиться успеваемость. Поэтому значительно легче и целесообразнее предупреждать нарушения письма на уроке, чем их потом преодолевать.
Мы не даём готовых рецептов, но даём направления по данной работе в начальной школе.
Считаю возможным для практического использования в процессе выявления дисграфии у учащихся привести следующую таблицу (Приложение №1). В данной таблице приведена классификация наиболее типичных ошибок письма. Желательно каждому учителю ознакомиться с этой таблицей.
Основные направления в коррекционной работе.
I. Предупреждение ошибок письма на уровне буквы.1. В русском языке 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Дети должны чётко усвоить понятия “верх”, “низ”, “право”, “лево”. Для осуществления этой цели проводились графические диктанты и игра “Электронная муха” (её описание дано в Приложении №2). При работе на уроке письма детям предлагается игра-соревнование “Внимательные глазки”:
- Посмотри внимательно на карточки, на них есть как правильные буквы, так и их зеркальные двойники. Задание: убрать неправильные буквы, а правильные вспомнить и назвать города, которые начинаются с данных букв.
2. Выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том, в какую сторону написана буква, где расположены её элементы, и в каком количестве. Определение букв “на ощупь”- вызываются дети сразу по несколько человек, необходимо с закрытыми глазами по картонному контуру определить букву, придумать с этой буквой слово.
3. Определение букв, написанных в разном положении, игра “Полубуковка” или “Сломалась буква”.
4. Создание ассоциативных связей. Игра “На что похожа эта буква?”
5. Систематическое придумывание детьми слова на данную букву в определённой позиции: начало, середина, конец слова.
6. Нахождение букв в геометрических фигурах. Игра “Внимательные глазки”. Постройте из палочек на столе все буквы, какие изображены на рисунке.
II. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.
Согласитесь, данные виды упражнений традиционно предлагаются авторами различных Азбук, Букварей, учебных пособий по обучению чтению, но вместе с обучающей направленностью, они предупреждают специфические трудности обучения письму. Данные упражнения должны быть систематическими (лучше ежедневными), но непродолжительными, проводить их можно и в дальнейшем уже на уроках русского языка.
III. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.
1. Традиционные упражнения, широко представленные в Азбуке: деление слова на слоги; выделение ударного слога; составление звуковой схемы к слову и придумывание слова к схеме.
2. Придумывание слов к данному слову:
- по ритмическому рисунку (ра-ра-ра ___начинается игра, ре-ре-ре___много снега во дворе);
- по опорным признакам (белое, тёплое, парное…..);
- на обобщающее понятие (Какое слово “лишнее” и почему?- зима, весна, среда; добавь нужное слово- стол, шкаф,….; назови одним словом – автобус, трамвай, троллейбус );
- к заданным схемам с буквами, обозначающими гласные звуки:
- родственных слов (зима, зимушка, зимовать, зимовьё….);
- синонимов, антонимов, омонимов ( проиллюстрировать свои примеры рисунками);
3. Занимательные упражнения со словами:
- игра “Слово рассыпалось” (ы, з, б, у– зубы) и “Наборщики”;
- игра “Буква потерялась”: ду..- ….(дуб, душ, дух…); д.м– …(дом, дым, дам);
- игра “Кто быстрее, кто больше?” (из букв предложенного слова придумать другие слова)
с – сахар,
и – ирис
р. – рак
о – озеро
п. – пыль
- чтение слов в обратном порядке;
- придумывание “лесенок” слов на данную букву в определённой позиции:
в начало, в середину или в конце слова:
кот |
лук |
крот |
парк |
кошка |
ножик |
- разгадывание кроссвордов, чайнвордов, ребусов.
Данный вид упражнений позволяет рассматривать слово не только как лексическую, грамматическую единицу речи, но и развивать образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание и речь.
IV. Предупреждение ошибок на уровне словосочетания.1. Сочетания существительных с прилагательными, глаголами, числительными:
- подбор как можно большего количества слов к предлагаемому существительному. Яблоко (какое?) – сочное, красное, целое, ароматное, печёное, червивое. (Что можно сделать с яблоком?) – сорвать, купить, помыть, откусить, уронить, нарисовать, сварить.
- изменение слов таким образом, чтобы получилось верное словосочетание, игра “Помоги Незнайке” – длинная вечер(длинный), чёрный крылья (чёрные); кофта – красн___ , син___; пальто- красн__, син____ и т.д.;
- согласование числительных с существительными типа: один цыплёнок, два цыплёнка, пять цыплят;
При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа “Дразнилки”. Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определённым количеством предметов; при этом дети проговаривают вслух: “У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов”, или “У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона”
- соединение стрелками слов. Например:
один |
зеркало |
одно |
вёсла |
одна |
сутки |
два |
вёсел |
одно |
пень |
пять |
весло |
одни |
комната |
одни |
ножницы |
V. Предупреждение ошибок на уровне предложения.
1. Составление предложений по интонационным схемам, и наоборот.
2. Составление предложений детьми, в которых:
- переставлены слова: У Юли красивая кукла. Красивая кукла у Юли.
- пропущены предлоги: Мы гуляли лесу.
- пропущены имена существительные, прилагательные, наречия, глаголы: Летом листья зелёные, а осенью____. Скажу я слово высоко, а ты ответишь___________. Скажу я слово далеко, а ты ответишь____. Папа___ машину
3.Выделение границ предложений в тексте. Сначала дети хлопками выделяют конец смысловой фразы. Затем расставляют точки в предложениях, записанных на доске и карточках (текст написан слитно). И, наконец, детям даётся задание соединить части разорванных предложений. В завершении работы над предложением дети работают над деформированным текстом. (Образцы карточек, над которыми работали мои ученики, представлены в Приложении №3).
VI. Предупреждение ошибок на уровне текста.
1. Чтение деформированных текстов, где имена существительные заменены картинками.
2. Составление связного рассказа из двух текстов, прочитанных (записанных) вперемежку, либо составление двух текстов из смешанных фраз.
3. Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.
4. Составление рассказов по серии картинок, по одной картине, по заданному началу или концу рассказа, по опорным сигналам.
5. Определение порядка следования предложений, расположенных в нарушенной последовательности.
6. Чтение теста с конца.
Формируя у детей умение полно и грамматически правильно выражать свою мысль, мы тем самым подводим их к работе над своей связной речью, умением писать изложения и сочинения в средней школе.
Заключение.
Дети, испытывающие трудности обучения письму, требуют особого внимания. Конечно, они осложняют работу в классе, замедляют общий темп работы, требуют индивидуального подхода в обучении. Им необходима специальная система занятий дома. Поэтому для поддержки родителей совместно с логопедом мною была составлена памятка для проведения коррекционной работы дома (Приложение №4). Знание причин трудностей, умение их выделить, своевременная помощь в школе и дома позволяет не осложнять и без того не лёгкий процесс формирования навыка грамотного письма, оградить ученика от дополнительных трудностей. И только совместно разобравшись в истинных причинах затруднений, мы, взрослые, сможем помочь ребёнку их преодолеть. Значительно легче и целесообразнее предупреждать нарушения письма на уроке, чем их потом преодолевать на коррекционных занятиях у специалистов.
Литература:
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М.: Аурис, Айсберг, 1991.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Моя любимая Азбука. Учебник для первоклассников. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2004.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Уроки обучения грамоте по учебнику “Моя любимая Азбука” и прописям “Мои волшебные пальчики”. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 1999.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык – первые уроки. 1 класс. – Изд. 2-е перераб. – М.: Баласс, 2004.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебники для 2, 3, 4 класса (1-4). Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс, 2002.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
- Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи. Сборник “Патология речи”, – СПб.: Образование, 1992.
- Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.; 1983.
- Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. – М.: Просвещение, 1989.