Интегрированный урок (математика + информатика) по теме "Свойство медиан в прямоугольном треугольнике"

Разделы: Математика, Информатика


Тип урока: изучение нового материала и закрепление ранее изученного.

Вид урока: комбинированный.

Цели урока .

Образовательные:

  • Показать применение теоремы Пифагора;
  • Продолжить формирование умений решения систем уравнений;
  • Вывести соотношение между квадратом гипотенузы и суммой квадратов медиан.

Воспитательные:

  • Содействовать развитию познавательного интереса и творческой активности учащихся;
  • Овладевать основными компонентами творческой линии.

Развивающие:

  • Способствовать развитию навыков сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной, а затем профессиональной деятельности;
  • Формирование умений целенаправленно и осознанно использовать приемы получения информации, необходимой для выдвижения гипотезы, формулировать выводы.

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический.

Средства обучения: авторская мультимедиа презентация <Приложение 1>; технические (ЭВМ, мультимедиа проектор с экраном), доска, мел.

Компьютерное программное обеспечение: программы PowerPoint и TurboPascal.

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Актуализация

Учитель: Сегодня урок изучения нового материала и нам понадобятся ранее изученные понятия. Вспомним:

– Какой треугольник называется прямоугольным?

– Как называются стороны прямоугольного треугольника?

– Сформулировать теорему Пифагора.

3. Объяснение новой темы  

Рассмотрим задачу: В прямоугольном треугольнике АВС, где угол С =900, проведены медианы АА1 и ВВ1. АА1 = m1; BB1 = m2 . Найти стороны треугольника.

Дано: АВС,  С=900

АА1, ВВ1 медианы

АА1 = m1; BB1 = m2.

Найти: АВ, ВС, АС.

Решение.

АВ=с, АС= b, BC= a.

Из АА1С (С=900) по теореме Пифагора
Из B1BС (С=900) по теореме Пифагора



 


Рассмотрим задачу: 

Дано: АВС, С=900  

АА1, ВВ1 медианы

BC = a , AC = b .

Найти: AB2,

AA12 + BB12

Решение: Нам необходимо рассмотреть три различных треугольника с заданными катетами. Для нахождения квадрата гипотенузы мы воспользуемся теоремой Пифагора. Для нахождения квадратов медиан – воспользуемся формулами из предыдущей задачи.

 

– Что называется медианой треугольника?

(Учащиеся отвечают на вопросы, учитель корректирует ответы.)

Учитель: Запишем тему урока в тетрадь: “Свойства медиан в прямоугольном треугольнике”.

Параллельно с рассказом учитель запускает презентацию <Приложение 1>. Презентация демонстрируется через мультимедиапроектор на экран.

В первой части презентации идет устное решение задач на применение теоремы Пифагора.

Из АВС (С=900)

АВ2=ВС2 +АС2

АВ2=5

Из DВА(А=900)

Х2 =АВ2 +АD2

X2 =6

 

 

Из АВС (С=900)

АС2 =АВ2 - ВС2

АС2 = 12

Из АDC (C=900)

X2 = AC2 + CD2

X2 =13

 

Из АВС (С=900)

ВС2 =АВ2 -АС2

ВС2 = 3

Из BCD (C=900)

BD2 = BC2 + CD2

BD2 =7

 

Очевидно, что при вычислении всех этих значений для трех треугольников, мы испытаем некоторые трудности в большом количестве расчетов. Возникает закономерное желание перепоручить эту задачу компьютеру. Для этого необходимо написать соответствующую программу на языке программирования. Для упрощения работы введем следующие обозначения

AB2= kvc

AA12= kvm1

ВВ12= kvm2.

– Что дано в нашей задаче?

– Что требуется найти?

Составим блок-схему.

– Сколько переменных нам потребуется в задаче?

– Каков тип этих величин?

Теперь нам необходимо реализовать эту блок-схему на языке Pascal. Подставить необходимые данные и результат записать в тетрадь на карточку (Учащимся раздаются карточки с данными, которые они заполняют по ходу решения задачи на компьютере).

a

b

c2

m12+m22

13

84

7225

9031

36

77

7225

9031

51

68

7225

9031

 

a

b

c2

m12+m22

16

63

4225

5281

25

60

4225

5281

39

52

4225

5281

 

a

b

c2

m12+m22

30

25

1525

1906

39

2

1525

1906

38

9

1525

1906

 

Program pr1; uses crt;

Var kvm1, kvm2, sum, kvc, a, b: real;

Begin clrscr;

writeln ('a=');

readln (a);

writeln ('b=');

readln(b);

kvm1:=b*b+(a/2)*(a/2);

kvm2:=a*a+(b/2)*(b/2);

sum:=kvm1+kvm2;

kvc:=(4*(sum))/5;

Writeln ('gipoten',kvc,' summa',sum);

Readln;

End.

Перед учащимися ставится вопрос: Какие выводы из полученных результатов можно сделать?

(Учащимся демонстрируется чертеж, наглядное изображение полученных результатов).

Если в прямоугольном треугольнике гипотенуза постоянна, а меняются только катеты, то сумма квадратов медиан величина постоянная.

Далее учащимся предлагается решить задачу №1 другим способом. (При решении системы уравнений используем способ сложения, который приводит к формуле, выражающей зависимость квадрата гипотенузы от суммы квадратов медиан).

 

Домашнее задание

Дано: АВС, С=900

АА1, ВВ1, СС1 медианы

АА1 = m1; BB1 = m2, СС1 = m3

Доказать, что m12 + m22 + m32 величина постоянная при постоянной гипотенузе.