Научно-исследовательская работа учащихся, проходящая в рамках школьного образовательного процесса, является особым видом педагогической деятельности, имеющим ряд существенных отличий от основных традиционных методов преподавания школьных дисциплин.
Использование полученного опыта позволило превратить исследовательскую деятельность школьников в эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, а также для межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин.
Одной из самых многозначных, в области спектра возможных применяемых решений, является проблема привлечения учащихся к занятию научно-исследовательской деятельностью. Здесь в полной мере проявляются педагогические таланты руководителей-организаторов, которые, опираясь на взвешенные решения ряда общих проблем, а также используя индивидуальный подход к учащимся, способны создать атмосферу заинтересованности среди школьников.
Опираясь на опыт работы в Научном Обществе Учащихся школы, можно выделить ряд причин, влияющих на интерес ребят к научным исследованиям.
Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной науки и ее передовых областях, вызванного снижением количественного уровня научно-популярных телепередач, книг и периодических журналов, постепенно вытесняемых расширяющимся спектром различного рода развлекательных услуг, изданий и телепередач, являющихся серьезным конкурирующим фактором, отвлекающем школьников и снижающим их интерес к познавательной практике.
Во-вторых, причиной снижения интереса учащихся к любым внеклассным мероприятиям, выходящим за рамки урока, зачастую является их загруженность выполнением плановых учебных заданий, внеклассной работой, что особенно остро проявляется в специализированных классах с углубленным изучением ряда предметов.
Третьей причиной являются психологические особенности контингента учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи. Иные испытывают трудности в оформлении исследовательской работы, не знакомы с процедурой ее защиты, использование информационных технологий при поиске информации и защите своих работ.
Для решения всех этих проблем представляется перспективным введение элективного курса НИД (Научно-исследовательская деятельность).
Цели курса:
- Приобщение учащихся, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на школьной, районной и т. д. научно-практических конференциях);
- Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.
- Развитие в процессе обучения типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.
- Совершенствование надпредметных знаний, умений и навыков обучаемых:
- обучение методике ведения научного исследования;
- создание вторичного (авторского) текста на основе полученной в ходе исследования информации;
- подготовка учащихся к обучению в ВУЗе.
- Познакомить учащихся с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности;
- Научить учащихся работать с различными источниками информации.
- Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
- Организовывать разнообразную, творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей
В отличие от планирования обычного аудиторного занятия, планирование работ осуществляемых в НИД имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при разработке тематического планирования:
– техническая оснащенность школьных лабораторий, библиотеки, доступ работы в компьютерном классе.
– ознакомление ребят с современными методами научно-технических и исследовательских разработок, проведения различных встреч и экскурсий.
– возможности опубликования учащимися результатов своих исследований на научных конференциях, участие ребят в различных мастер–классах, конкурсах исследовательских проектов.
Таким образом, курс занятий научно-исследовательской группы учащихся можно считать наиболее полным и сбалансированным, если он включает теоретические семинары по проблеме, наличие материально-технической базы оборудования, необходимого для проведения научно-исследовательских работ и приобретение практических навыков работы, овладение навыками конструирования и самостоятельной научно-исследовательской деятельности, а также обзорные экскурсии, лекции, встречи и итоговые обсуждения.
Новизна программы заключается в подходе – соединении основного, дополнительного и индивидуального обучения с практической и исследовательской деятельностью обучающихся. Поиск решения проблемы на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации межпредметных связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах. Увеличивается посещаемость предметных секции НОУ по тематике проводимых исследований, возрастает интерес к любым материалам по изучаемой проблеме, заметен рост качества и актуальность исследовательских работ, значительный рост количества и качества использования информационных технологий.
Программа элективного курса НИД рассчитана на 34ч (1 час в неделю).
Количество часов на конкретную тему можно варьировать в зависимости от уровня подготовленности школьника, наличия материала, его доступности.
Результативность занятий отслеживается по результатам участия в научно-исследовательских конференциях, защиты работы на зачетном занятии.
При выполнении научного исследования по данной программе ученик будет обучен работе с разными источниками информации: научная литература, СМИ, музеи, комнаты боевой славы, выставки и экспозиции, архивы, Интернет.
Развивающий аспект цели курса:
- Переход на более высокий уровень исследовательской культуры школьников, повышение качества знаний, культуроёмкости.
- Рост активности учащихся в научно-исследовательской деятельности.
По окончании курса учащийся должен:
Знать
- понятийный аппарат для ведения научной работы
- сущность и виды научно-исследовательской работы;
- методы и принципы исследования;
-
требования к написанию и оформлению реферата
Уметь:
- работать с разными источниками;
- определять объект и предмет, методы исследования;
- определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать. делать выводы,
- проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы;
- Разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования.
- работать с программой Microsoft Office Power Point.
Владеть:
- методами обработки информации из различных источников;
- методами решения экспериментальных задач;
- методами рационального запоминания;
- навыками публичных выступлений.
Требования к реализации данной программы: компьютерный класс, сеть Интернет (дополнительно), мельтимедиапроектор, научно-методическая литература.
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 – 11 классов (по выбору).
Тематическое планирование элективного курса НИД
№ |
Тема. Основное содержание |
Кол-во часов |
Форма |
Список литературы для учащихся |
Список литературы для педагога |
1. |
Цели и задачи научного исследования школьника. Сущность и виды научной работы: доклад, тезисы, реферат, статья, исследование, проект. |
3 |
Лекция. Формирование понятийного аппарата для ведения научной работы. Тестирование
|
4,6, 32 |
2, 4,10, 18, 25, 32
|
2 |
Выбор темы исследования. Широкие и узкие темы. Лаконизм и точность формулировки темы. Обоснование актуальности темы. |
2 |
Лекция. Практическая работа |
3, 21, 32 |
7, 9. 11 |
3 |
Определение объекта и предмета исследования. |
1 |
Логическая цепочка научного познания.
|
42 |
9, 11, 18 |
4. |
Методы исследования:
|
2 |
Лекция. Практическая работа в мини-группах (с каталогом библиотеки, архивом Новопортовской школы-интерната, рыбзавода, поиск информации в Интернет, в электронных учебниках) |
3, 9, 14 |
4, 8, 12
|
5 |
Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировка. |
1 |
Лекция. Практическая работа.
|
27, 32 |
4, 12 |
6 |
Структура научно-исследовательской, проектной работы на примере сказки «Репка». |
2 |
Лекция. Практическое занятие (по сказке)
|
14, 32 |
12, 18
|
7 |
Работа с программой Power Point |
4 |
Лекция. Практическая работа в компьютерном классе. |
Электронная версия |
|
8 |
Защита «мини-сказочного» исследования |
2 |
Мастер-класс «Оратор», «Имидж» |
Проектные работы |
|
9 |
Выбор темы исследования. Подбор и анализ источников информации по теме.
|
2 |
Научная, публицистическая, художественная литература, музеи, комнаты, встречи с людьми, фото-, ауди-, киноматериалы, Интернет |
8, 21, 27 34 32 |
8, 18,21 |
10 |
Обработка полученной информации. Выделение главного и второстепенного в письменных источниках информации. |
1 |
Корректирование, цитирование, ссылки на источник информации. |
3, 6 |
12 |
11 |
Составление плана прочитанного, ксерокопирование, сканирование, вставление в текст рисунков, фотографий, тезисов. |
1 |
Практическая работа «Пишем реферат в Worde ». |
Программа « Word » |
18 |
12 |
Использование различных принципов исследования (пересмотр научных фактов на новом, более качественном уровне) |
1 |
Беседа, практикум |
3,4, 14 |
12, 18 |
13 |
Основные требования к научному стилю изложения – точность, ясность, краткость. Отличия устного доклада от письменного. |
1 |
Лекция. Мастер-класс «Оратор» |
18, 32 |
5, 19 |
14 |
Требования к оформлению работы (титульный лист, содержание, оформление библиографического аппарата, основные части работы, приложения, карты, схемы, диаграммы, способ и техника печати, эстетика, грамотность оформления) |
2 |
Лекция. Практическая работа. |
32 Библиотека |
18, 19, 32 |
15 |
Правильность подачи цитат, ссылок на источники информации. Что нравится и что не нравится экспертам при защите работ? |
2 |
Практическая работа с литературой |
19, 32 Библиотека |
32,12, 19 |
16 |
Установки, Психологический тренинг «Как добиться успеха» |
1 |
Морально-психологический настрой, требования к подаче материала, четкость, логичность, лаконичность выступления, аргументированность, готовность ответить на вопросы, культура изложения материала, владение аудиторией. |
3 Встреча с психологом |
9, 10, 12, 13, 29 |
17 |
Защита работы. |
1 |
Зачет, рекомендации |
13, 20
|
|
18 |
Что такое аннотация? |
1 |
Написание и оформление аннотации |
27
|
12
|
19 |
Подготовка к участию в работе школьной научно-исследовательской конференции «Детство. Юность. Творчество. Интеллект». |
2 |
|
|
13, 20, 29 |
20 |
Написание рецензий. |
2 |
|
18, 32
|
|
|
Итого |
34 |
|
|
|
Список рекомендуемой литературы
- Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7–8 классах сельских школ: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.–112с.
- Айзенк З., Ганс Ю. Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. М: АСТ, 1998. –199с.
- Балашова О.Б. Фольклорно – этнографические исследования и собирательская практика школьников. // Исследовательская работа школьников. – 2005. – № 1–2.
- Барретт С. Тайны мозга: Как развить свои умственные способности: С-Пб: Питер Паблишинг, 1997. – 160с.
- Бирич И,А – Бирич В.Т. Традиции гуманной педагогики в российском образовании. История и современность. М.: Просвещение, 2000.
- Брагинский И.А. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. М Просвещение, 1997.
- Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников //Народное образование. – 2000. – № 9. – С.188–191.
- Введенский В.Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения. – Салехард, 1999.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 144с.
- Волков А.В. Модели в учебных исследованиях школьников. /Дополнительное образование. – 2000. – № 9. – Стр. 9–11.
- Волкова Н. Лагерь – экспедиция. //Народное образование. – 1999. – №5. Стр. 111–118.
- Гаев П.А. и другие. Научно–исследовательская деятельность школьников. Сборник статей и материалов. – Пенза, 2001.
- Глаголев М.В., Кочкина Г.А. Проблема объективности оценки результатов исследований учащихся на конференциях. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
- Крылова О. Освоение Амазонии, или использование методов проектов в преподавании. // Директор школы, 1999. №2– с. 71–76.
- Гузеев В. Образовательные технологии: от приема до философии. М: Просвещение, 1996–114с.
- Иванов Г. Готовим юных исследователей. //Народное образование. – 1999.–№6.–Стр. 69–71.
- Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. //Народное образование. – 1999. – № 10.
- Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников.– 2003.– № 4.
- Леонтович А.В. "Рекомендации по написанию исследовательской работы и другие статьи". //Завуч.– 2001. – № 1. – Стр. 93–118.
- Ляшко Л. Научные и конференции и олимпиады школьников в системе об разования: сравнительный анализ их эффективности. // Внешкольник, 1997, №7–8. – с.23–25
- Макеев А.Ф. Примерная тематика научных исследований учащихся по краеведению. – Салехард, 1999.
- Материалы по организации научных обществ учащихся. – Салехард: Управление образованием, 1998.
- Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. – М., //Народное образование. – 2001.
- Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. //Народное образование. – 1999. – № 10. – Стр. 158–162.
- Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
- Паршуков В.Г. Развитие исследовательских способностей учащихся в условиях гимназического образования (управленческий аспект): Научно-методическое пособие. – Салехард: ЯНОИПКРО, 2004.
- Поддьяков А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
- Саввичев А. Модель предметного содержания юношеской – исследовательской экспедиции. //Народное образование.–1999.– № 6
- Сборники тезисов Российских открытых конференций учащихся «Юность. Наука. Культура». – Обнинск: разные годы издания.
- Соловей Л. Первые шаги в науку. //Учитель. – 2000. – № З. – Стр. 12.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с. 20.
- Счастная Т.Н. Подготовка к написанию научно-исследовательской работы и накопление информации. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1996. – 238с.
- Харитонов Н. Экспедиция как форма образовательной деятельности. //Народное образование. – 2000. – № 4–5. Стр. 208–217.
- Федянин А.Б. Особенности организации научно-исследовательской работы школьников. abf@nm.ru
- Ресурсы Интернет www.researcher.ru