Модульное обучение. Модульный урок по теме: "Многогранники"

Разделы: Математика


Модуль «МНОГОГРАННИКИ»

Книга для учащегося

Введение

Модуль «Многогранники» предназначен для учащихся профессиональных училищ и лицеев, по профессиям столяр – плотник с получением среднего образования.

Модуль многогранники позволяет изучить и усвоить разделы «Призма» «Пирамида»

 

Модуль «Многогранники» позволяет изучить и усвоить темы и научиться решать задачи на вычисление площади боковой поверхности, площади полной поверхности призмы и пирамиды, объем многогранников.

Модуль включает в себя описание структуры, необходимые учебные материалы и листы с заданиями для закрепления и проверки степени усвоения материала.

Учебные материалы содержат весь теоретический материал, необходимый при изучении данной темы. К каждому разделу составлены листы с заданиями, которые помогут закрепить учебный материал и проверить степень его усвоения.

При самостоятельной работе с модулем, следует внимательно прочитать раздаточный материал, затем выполнить задания. Задание для проверки степени усвоения материала следует выполнять только тогда, когда изучен весь материал и выполнены все задания по закреплению.

М 1

Учебный элемент 1

Тема: Понятие многогранника

Результат 1.

Формулировать определение и основные характеристики многогранника, его элементы в соответствии с принятой терминологией.

Критерии оценки результата:

  • Определение многогранника дано верно.
  • Основные характеристики перечислены верно

Требования к доказательствам

Устное или письменное подтверждение.

Задание №1: Прочитайте, сделайте необходимые записи в тетради

Многогранник – это тело, ограниченное многоугольниками.

Простейшими примерами многогранников являются призмы и пирамиды.

а) пирамида

б) призма

в) призма

Среди всех тел многогранники выделяются тем, что их поверхность состоит из кусков плоскостей, являющихся многоугольниками. Эти многоугольники называются гранями, их стороны граней – ребрами, а вершины ребер – вершинами многогранника.

К многогранникам можно отнести и такие необычные конфигурации.

Может ли многогранник иметь любое количество граней, ребер и вершин? Оказывается нет. Давно было замечено, что между числами граней, ребер и вершин многогранника есть простое соотношение.

Попробуйте заметить его сами, посмотрев на таблицу, в которой указано число граней, ребер и вершин для шести многогранников.

Номер многогранника

Число

граней

ребер

вершин

1

8

14

8

2

13

24

13

3

8

18

12

4

60

90

32

5

5

9

6

6

8

12

6

 

Легко заметить, что сумма числа граней и числа вершин всегда на 2 больше числа ребер. Это наблюдение верно для любого выпуклого многогранника и составляет содержание знаменитой теоремы, доказанной впервые Леонардом Эйлером (1707 – 1783) – швейцарский математик, академик Петербургской Академии наук.

В геометрии Эйлер оставил значительный след. Он искал в ней не столько новые изящные факты, сколько общие теоремы, не укладывающиеся в догматику Евклида. Например, теорема о связи между числами вершин, ребер и граней выпуклого многогранника. Эту формулу знал еще Декарт; но он не оставил ее доказательства.

Идеальный математик 18 века – так часто называют Эйлера.

Теорема:

Пусть Г обозначает число граней, Р – число ребер, В – число вершин выпуклого многогранника. Тогда Г + В = Р + 2.

Проверка степени усвоения материала

№1 Задача:

Подсчитайте число вершин, ребер и граней заданной фигуры и проверьте для этой фигуры справедливость теоремы Эйлера.

а) б)

№2 Задача:

Ответьте на вопросы:

  • Что такое многогранник?
  • Что называется вершиной многогранника?
  • Что называется ребром многогранника?
  • Что называется боковой гранью многогранника?
  • Сформулируйте теорему Эйлера.

№3 Задача:

Напишите названия элементов многоугольника:

  • ………………………………
  • ………………………………
  • ……………………………….
  • ……………………………….
  • ……………………………….