Сущность развивающего обучения заключается в создании условий, при которых ребенок становится его субъектом, т.е. приобретает способность осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор, отдавать себе отчет в своих действиях и жизни, способность быть стратегом своей жизни, а так же потребность в самоизменении.
Обучение происходит в специальном виде деятельности – учебной деятельности.
Д.Б. Эльконин [4] рассматривает учебную деятельность как особую деятельность школьника, направленную им на осуществление целей обучения, принимаемых учеником в качестве личных целей. Особенность учебной деятельности состоит в том, что её результатом является изменение самого учащегося, а содержание – заключается в овладении обобщёнными способами действий в сфере научных понятий. Одна из важнейших задач учителя, по нашему мнению, заключается в формировании у ребенка потребность и способность к самоизменению в первые годы обучения в школе; в последующие годы – в развитии этой способности и создании условий для её максимальной реализации.
В структуре учебной деятельности Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов выделяют следующие компоненты: учебно-познавательный мотив, учебная задача, учебные действия, действия контроля и действия оценки [5].
Проводимое нами исследование на базе МОУ НШ №37 г.Читы направлено на изучение возможностей использования технологии развивающего обучения по системе
Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова в массовой школе для формирования механизмов учебной деятельности.
В основе деятельности как источник активности лежат потребности. Потребности, в свою очередь, основываются на определенных мотивах. У каждого человека свой мотив деятельности, которые переплетаются и образуют мотивационное поле. Чем выше его напряжение, тем выше активность, тем активнее человек в разрешении стоящих перед ним задач.
Деятельность педагога должна быть направлена на пробуждение у учащихся потребности в приобретении новых знаний, в саморазвитии и самосовершенствовании, а через этот механизм формируется устойчивый учебно-познавательного интереса не только к содержанию усваиваемых знаний, но и способам познавательной деятельности; формированию мотивов собственного роста. Работа педагога должна быть направлена на осознание школьником того, ради чего он учится, и что его побуждает к учению. Некоторые средства формирования внешней мотивации
- Ситуация успеха, которая позволяет ребенку чувствовать себя свободно и раскованно на уроке, а как известно, только в этих условиях возможен полет мысли, творчества и фантазии.
- Сюжетные, деловые, ролевые, дидактические игры как естественная среда для развития творческих и других способностей ребенка.
- Яркая сюжетная линия уроков, позволяющая заинтересовать детей.
- Задания ловушки как средство преодоления безоговорочно доверчивого отношения к словам учителя и как способ привлечения внимания детей.
- Предметно-практическая деятельность как основа развития мышления детей.
- Правильная организация коллективно-распределенной деятельности как основа для учебного взаимодействия «Ученик–ученик», «группа–учитель»
- Осознание себя социально–значимой личностью – учеником, как основа мотива «толкающего» ребенка в школу.
- Привлечение родителей к учебному процессу.
Нами были проведены исследования по мотивации учения учащихся на конец обучения в первом классе по методике М.Р.Гинзбурга [1]. Детям предлагалось выбрать окончание предложения из предлагаемых ответов. Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе. Итоговый уровень мотивации был выявлен по оценочной таблице.
Уровни |
Экспериментальный класс |
Контрольные классы |
|||||
1 класс Б |
1 класс А |
1 класс В |
|||||
I |
Очень высокий |
9 |
41% |
6 |
21% |
4 |
17% |
II |
Высокий уровень |
8 |
36% |
7 |
32% |
6 |
25% |
III |
Нормативный |
2 |
9% |
6 |
27% |
12 |
50% |
IV |
Сниженный |
3 |
1.3% |
3 |
13% |
1 |
4% |
V |
Низкий |
0 |
|
|
|
1 |
4% |
|
|
22 |
|
22 |
|
24 |
|
Результаты показали, что в экспериментальном классе 77% учащихся имеют высокий и очень высокий уровень мотивации, т.е. явно выраженный личностный смысл, с преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху. В контрольных классах этот показатель составил – 53 % и 42 %.
Исследование промежуточных результатов сформированности мотивации учения нами проводилась по методикам, предложенным М.В.Матюхиной [3]. Для выявления отношения ребенка к школе, к учению мы детям предложили написать миниатюрные сочинения- рассуждения на тему: «Как я учусь?» По вопросам:
- Для чего я учусь?
- Что мне больше всего нравится в учебе? Почему?
-
Какие предметы люблю, а какие не люблю? Почему?
Во втором классе исследование мотивации учения у этих детей показали следующие результаты:
|
Экспериментальный класс |
Контрольные классы |
||||
2 класс Б |
2 класс А |
2 класс В |
||||
Познавательные мотивы |
21 |
91% |
13 |
59% |
16 |
67% |
Социальные мотивы |
2 |
9% |
9 |
41% |
8 |
33% |
|
23 |
|
22 |
|
24 |
|
Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Социальные мотивы – является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности. Познавательный мотив связан с содержанием учебной деятельности, социальный – с взаимодействием школьников с другими людьми.
Исследование по данной методике поводились также в других экспериментальных классах, но поскольку для них не были определены контрольные группы, мы ставим перед собой задачу проследить динамику изменения формирования учебных мотивов.
Анализ сочинений позволяет выявить мотивы учения:
|
Экспериментальные классы |
Контрольные классы |
||||
|
2 класс Б |
3 класс А |
3 класс В |
4 класс А |
2 класс А |
2 класс В |
Познавательные мотивы |
91% |
80% |
84% |
59% |
59% |
67% |
Социальные мотивы |
9% |
20% |
16% |
41% |
41% |
33% |
Выдержки:
1. Для чего я учусь? (познавательный мотив). «Познать мир», «чтобы знать и уметь», «знать все на свете», «для разума», «открывать новое», «познавать все на нашей Земле».
2. Для чего я учусь? (социальный мотив). «Чтобы помогать людям», «чтобы быть грамотным», «знать иностранный язык, а то уедешь в другую страну и не знаешь иностранный язык, и не поймешь, что иностранные люди говорят»; «чтобы получить аттестат и образование, а потом хорошую работу», «получать ум и зарабатывать образование», «чтобы стать космонавтом».
2 вопрос: думать, решать отгадывать; что на уроках возникает спор; для меня учеба –это отдых; нравятся в учебе перемены – потому, что шумные.
Промежуточные данные нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что содержание учебного материала, используемые нами формы и методы работы с детьми в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова способствуют формированию высокой мотивации учения. Полученные результаты позволяют наметить пути решения выявленных проблем и направить внимание на способы повышения учебной мотивации.
Вторым элементом учебной деятельности является учебная задача – то, что ученик конкретно должен усвоить. Научить детей ставить учебную задачу, искать способы решения и решать её, взаимодействуя друг с другом или с учителем – второе направление деятельности педагога. Решение учебной задачи идет в процессе обучения, когда дети сами выдвигают различные способы решения, на основе анализа, сравнения, выбирают наиболее удобный способ действия решения учебной задачи. Система работы над задачей включает следующие этапы:
- Постановка задачи.
- Преобразование задачи.
- Поиск путей решения.
- Выбор наиболее оптимальных путей решения поставленной задачи.
Учебная деятельность ребенком при работе над задачей осуществляется в следующей логической цепочке:
постановка учебнойзадачи преобразование (предметное действие)построение моделей преобразование моделейконкретизация открытого способа действия
Третий компонент структуры учебной деятельности являются учебные действия – это действия, которые ученик должен осуществить для усвоения учебного материала. При формировании учебных действий надо иметь ввиду их педагогический и психологический аспект.
Психологический аспект, как указывают М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина [1] подразумевает овладение ребенком познавательными базовыми действиями: анализом, сравнением, обобщением, классификацией, установлением закономерностей, абстрагированием, перекодирование информации из одной знаковой системы в другую, моделирование, прогнозирование, переносом.
Педагогические аспект включает в себя формирование учебных умений: выполнять требования взрослого, действовать по образцу, а так же основных навыков: письма, чтения, счета.
Следующая составляющая учебной деятельности – действия контроля – определение правильности выполнения задания на основе соотнесения своих учебных действий и их результатов с заданными образцами. Перед педагогом стоит задача научить ребенка самопроверке, т.е. сознательному установлению зависимость между слабым воспроизведением образца и недостатками собственных учебных действий.
С контролем связан ещё один относительно самостоятельных компонент учебной деятельности – действие оценки. Его функция состоит в фиксации соответствия или несоответствия фактического результата деятельности и его конечной цели-мотиву. Совпадение служит сигналом того, что учебная задача себя исчерпала и позволяет переходить к постановке и решению новой учебной задачи: их несовпадение побуждает субъекта вернуться к учебным действиям и их контролю. В нашей практике мы используем оценивание своей работы детьми на оценочной линейке, по выбранному в результате предварительного договора критерию (правильность выполненной работы, красоту, аккуратность, точность и.т.д.) Линейка чертится в рабочей тетради, на ней дети показывают свою оценку, выполненной работы меткой (крестиком) по высоте линейки. Учитель может определить уровень самооценки ученика (заниженная, завышенная оценка или адекватная).
Однако оценка должна содержать не только констатацию соответствии (несоответствия), а содержательный, качественный анализ результатов учебной деятельности и их соотношения с её целями.
Формирование контрольно-оценочного механизма нами изучается по методике составленной на основе методик, описанных Г.А. Усковой [3].
Ребятам предлагалось дать ответ-рассуждение на вопросы по теме «Может ли учитель перевести меня в следующий класс?», который позволяет судить не только о мотивации учения, но и о самооценке учебной деятельности, об умении поставить цель и наметить пути их решения.
Анализ ответов на вопросы:
- Доволен ли я своим учением?
- Чему я научился?
- Что мне еще не удается?
- Как я думаю преодолеть свои трудности?
Экспериментальный класс |
Доволен ли я своим учением? |
Постановка задачи |
Пути решения |
||||
|
да |
Не совсем |
Нет |
Сумели поставить |
Не сумели поставить |
нашли |
Не нашли |
3 класс А |
84% |
8% |
8% |
60% |
|
51% |
|
3 клаас Б |
96% |
– |
4% |
69% |
|
54% |
|
4 класс А |
54% |
32% |
14% |
75% |
|
69% |
|
Из результатов видно, чем старше становятся дети, тем менее довольны они своими результатами учения при этом, не все смогли точно определить свои трудности, так же как и не все смогли наметить пути решения этих трудностей.
Все это говорить о формировании механизмов целеполагание, и позволяет педагогу определить пути решения некоторых проблем в этом направлении, наметить и индивидуальную работу с учащимися.
Диагностика самооценки младших школьников работы на уроке проводилась по следующим вопросам:
1. Как я работал на уроке:
– активно
– не очень активно
– с интересом
– без интереса
2. Что было трудно при выполнении задания?
3. Что я ещё не понял?
4. Как я справился с работой?
Результаты показали:
|
3 класс А |
3 класс Б |
4 класс А |
Активно |
4% |
12% |
17% |
Не очень активно |
24% |
19% |
13% |
С интересом |
72% |
69% |
70% |
Без интереса |
– |
– |
– |
На вопросы «Что было трудно?»: дети отвечали находить орфограммы, запутались в орфограммах А и Б, забыли орфограммы. А на вопрос как я справился с работой ребята дают оценку используя различные эмоциональные оттенки: хорошо, нормально, не плохо, средне, не очень, не очень чтобы очень, не очень хорошо. Анализируя и изучая ответы детей учитель делает выводы, которые выясняют и ставят учебную задачу на конкретизацию открытых способов действия и в дальнейшем влияют на эффективность формирование механизмов учебной деятельности.
Процесс формирования всех компонентов учебной деятельности отслеживается нами по методике Г.В.Репкиной и Е.В.Зайка «Оценка уровня сформированности учебной деятельности» [2]. Мониторинг осуществляется на основе педагогического наблюдения, сбора информации и педагогических консилиумов по определению уровней сформированности компонентов учебной деятельности и обсуждение перспектив развития каждого ребенка. Все результаты фиксируются в листах достижений. В ходе обсуждения мы имеем возможность поставить ряд принципиально новых задач по развитию и усовершенствованию учебной деятельности учащихся; наметить некоторые пути их решения и тем самым способствовать формированию механизмов учебной деятельности на качественно более высокий уровень.
Наиболее четкие итоги формирования механизмов учебной деятельности могут быть зафиксированы только к концу начального обучения, но для эффективного хода формирования учебной деятельности, учителю важно видеть ученика на всех этапах работы с ними.
Формирование всех компонентов учебной деятельности можно пронаблюдать во фрагменте урока обучения грамоте в 1 классе.
1. Постановка задачи.
2. Преобразование задачи.
3. Поиск путей решения. 4. Выбор решения поставленной задачи.
Учебные действия на применения открытого способа действия Действия контроля
Действие оценки
|
Перед детьми возникает задача: «Какой буквой обозначить звук [ы] после буквы ц ?» Предлагаем писать букву Ы. потому, что не смогли найти слова и привести примеры, в которых слышим после ц звук И. Но дети помнят и говорят о том, что они видели в слове цирк после ц и букву И. Возникает вопрос: Как правильно выбрать нужную букву? Детям предлагается понаблюдать за столбиками слов:
Мотоцикл купцы цыпочки Цирк улицы цып-цып Цинк молодцы цыц Смотрим на позицию [ЦЫ] в слове.
Приходим к выводу, что в начале слова Ц пишется с буквой И, на конце слова с буквой Ы. Учитель сообщает, что есть слова, в которых Ц пишется с буквой Ы в начале слова, таких слов всего несколько. Их легко запомнить: цыган, цыпочки, цыпленок, цыц. Конкретизация открытого способа действия осуществляется через составление модели, которая заноситься в Тетрадь открытий. Детям предлагается записать по звуковой записи слова: [удал'цы], [цынга],[цыпл'онок],[м'эл'н'и цы],[ цыркул'].
После того, как дети запишут слова буквами, осуществляют самопроверку. Для этого подчеркивают позицию ЦЫ и смотрят по составленной модели правильность сделанного ими выбора. После контроль дают себе оценку с использованием оценочной линейки. |
Т.о., учебная деятельность должна содержать три компонента – ориентировочно-мотивационный, операционально-исполнительский, рефлексивно оценочный. Основная задача педагога «научить учащихся строить свою деятельно c ть как полноценную, разумную» Наиболее четкие итоги формирования механизмов учебной деятельности могут быть зафиксированы только к концу начального обучения, но для эффективного хода формирования учебной деятельности, учителю важно видеть ученика на всех этапах работы с ними.
Литература:
- Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
- Мониторинг в практике развивающего обучения ( из опыта работы НОУ школы развивающего обучения). – Томск: «Пеленг», 2002.
- Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – М.: Академический Проект, 2004
- Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности. Вопросы психологии обучения и воспитания/ Под ред. Г,С.Костюка. – М.,1971
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.– М.: Педагогика, 1989.