Программа: “Школа 2100”.
Педагогические технологии: проблемное обучение
Цели урока:
усвоить, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями;
научить приводить примеры птиц.
Задачи:
познакомить учащихся с птицами, учить выделять существенные признаки природных объектов, учить выдвигать гипотезы и пути решения этой проблемы;
развивать мышление (учить анализировать, сравнивать, делать выводы); развивать воображения и творческие способности;
развивать личностные качества (доброту, ответственность), формировать образ окружающего мира как дома для всего живого;
продолжать работать в группах.
Оборудование: лупы, конверты с набором перьев, клочок шерсти, коллекция насекомых, муляж птицы, иллюстрации изображений летучий мыши, белки-летяги, карточки с названиями особенностей строения птицы, “Голоса птиц”
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний:
1.Напишите название каждой группы по ее характеристике:
А) животные, состоящие из одной клетки
(простейшие)
Б) животные с членистым наружным скелетом:
(членистоногие)
В) наземные членистоногие с восемью ногами:
Пауки
Г) активно ползающие животные, имеющие тело с хорошо развитыми мышцами:
Черви
Д) мягкотелые животные с собственным домиком в качестве скелета:
Моллюски
Е) сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями:
Насекомые
2.. Давайте вспомним несколько групп животных, заполним таблицу, обозначая знаком “+” свойство, которое есть у данной группы животных:
Свойство |
Группы рыбы |
животных земноводные |
пресмыкающиеся |
Позвоночник |
+ |
+ |
+ |
Покров из чешуи |
+ |
- |
- |
Голая кожа |
|||
Орган дыхания – жабры |
|||
Орган дыхания – легкие |
|||
Конечности – плавники |
|||
Конечности – ноги |
|||
холоднокровноые |
– Какое разнообразие вокруг нас! И как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета!
Вот бы посмотреть! Взлетаем! Взмахнули руками! Сильнее машем! Машем! Не получилось? Тогда садимся и продолжаем урок. Нет, сделаем еще попытку!
Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?/
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем, что мы сидим?
Э.Мошковская
Дети встают. Машут руками. Подражают голосам птиц.
– Опять не вышло? Почему?
– Люди давно хотели летать как птицы. Делали крылья подобно птичьим, нашивали перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и других летательных аппаратов позволило человеку исполнить мечту о полете.
3. Постановка проблемы.
– Ребята, о ком мы будем говорить? Кто задавал себе вопрос: кто такие птицы? Почему они летают? Давайте на уроке и попробуем решить эту проблему: кто такие птицы и почему они летают
– А каких летающих животных, кроме птиц, вы знаете? (насекомые, летучие мыши). Но кто летает быстрее, выше, дальше, чем они?
– Посмотрите на таблицу и скажите, чья скорость полета все-таки выше: насекомых или птиц? летучих мышей или птиц? А почему?
Кто быстро может летать:
Альбатрос – 70 км/ч
Пчела – 29 км/ч
Летучая мышь – 50 км/ч
Златоглазка – 2,2 км\ч
Стрекоза – 30 км/ч
Майский жук – 11 км/ч
Черный стриж – 180 км/ч
Ласточка – 65 км/ч
Скворец – 81 км\ч
Сокол – 350 км/ч
– Итак, мы посмотрели и сравнили, сделали вывод: что всё-таки быстрее летают птицы. Давайте попробуем ответить на вопрос: а почему птицы летают быстрее насекомых и летучих мышей?
4. Пути решения проблем
Для этого поработаем в группах и попробуем найти объяснения:
1 группа: Почему птицы летают быстрее, дальше и выше насекомых?
2 группа: Почему птицы быстрее, чем летучие мыши?
3 группа: Почему не летают пингвины и страусы?
4 группа: Что помогает птицам летать?
5. Работа в группах
1группа: Сравнивают насекомых и птиц,
Делают вывод: у насекомых наружный скелет – он защищает от хищников, мешает росту, значит, у них нет мышц, которые позволили бы быстрее летать, а у птиц – внутренний скелет – он дает опору мышцам, значит, мышцы для полета у них хорошо развиты.
Например, у стрекозы крылья прозрачные, а у птиц они покрыты перьями.
2 группа: Сравнивает летучую мышь с птицей и делают выводы: что все тело у птицы покрыто перьями. А у мыши шерстью. Чтобы летать, наверное, нужен легкий скелет. Нам кажется, что скелет у птиц легче, чем у летучих мышей, да еще у летучих мышей крылья как бы натягивающее (кожистое) вещество между пальцами рук, плеча и тела.
У птиц нет зубов, это делает их легче.
По ходу выводов, которые делают сами дети, вывешиваю карточки:
Скелет состоит из легких трубчатых костей.
Вместо зубов – легкий клюв.
Полетные мышцы развиты больше.
Но главное изобретение – это, конечно, перья.
3 группа: Проводит опыты: опускает перо и клочок шерсти в воду и делают выводы: перо не намокает. Значит, птицы их чем-то смазывают (предположим, жир). Рассматривают перья под лупой и делают вывод, что перо состоит из стержня, а от него отходят волоски, хвоинки на еловой лапке, есть крючочки, вот почему перья такие прочные. Приложили перышко к щеке – стало тепло – значит, они нужны для тепла. Отрезали кончик пера – внутри пусто, значит, перо легкое.
После этого показываю всем иллюстрацию: перо в увеличенном размере: опахало пера состоит из бородок, отходящих от стержня. От бородок отходят бородочки, похожие на еловые хвоинки, а бородочки имеют крючочки, как застежка. Вот почему перья такие легкие, прочные, упругие и теплые.
При движении крыла вверх – перья свободно пропускают воздух. При движении крыла вниз перья опираются на воздух. Учитель берет лист бумаги, держит его за край, 2 ученика снизу дуют. Лист держится в воздухе.
– Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку.
Ребята. Для полета нужна энергия. Предположите, что используют птицы в качестве “горючего” при перелете? Птицы много едят и быстро переваривают пищу. Энергия запасается в жировых отложениях. Но жир мало весит.
Ребята, благодаря тому, что легкие и сердце хорошо развиты. Обмен веществ у птиц идет очень быстро: они – теплокровные. Температура птиц постоянная более +40 С. Поддерживать такую температуру в зимние морозы помогает пушистое оперение, оно удерживает воздух вокруг тела и заменяет птицам одежду.
4 группа:
– В нашем воображении птицы всегда связаны с полетом, а страусы и пингвины не могут летать. Почему?
+ Страусы достигают в высоту 2 метра и весят около 150 кг. Большой вес не позволяет им летать.
– Но почему же они тогда птицы?
+ Потому, что они покрыты оперением, клюв.
А у пингвинов передние конечности изменились и превратились в ласты. Они ходят на двух лапах и плавают очень быстро, на лапках есть плавательные перепонки.
– Молодцы. Замечательно!
Вывод: Так кто же такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями).
6. Работа с учебником
– Ребята, а какое сейчас время года? Кто вестники весны? Грач – это какая птица? (перелетная). Назовите еще перелетных птиц, а по какой причине они улетают в теплые края? (не хватает корма)
– На стр. 30 отметьте буквой П перелетных птиц, буквой О – оседлых.
– Как можно помочь оседлым птицам пережить зиму?
– Что происходит с птицами с приходом весны?
Горячая пора – сезон размножения. Самцы занимают для своей будущей семьи лучшие участки и пением сообщают другим, что место занято. Самка выбирает самца. Строит уютное гнездо, откладывает яйца – не все сразу, а по одному в день. Чтобы не потерять способность к полету, – насиживает их. Птенцов выхаживают обычно оба родителя.
У наземных и околоводных птиц птенцы рождаются зрячими. Они покрыты пухом. Бегают и ищут корм. Они везде следуют за матерью, которая их охраняет и греет.
Птенцы древесных птиц и хищников рождаются совершенно беспомощными. Родители долго опекают их.
7. Подведение итогов.
-Вы теперь специалисты, скажите, чего мы не знали? Что нового для себя открыли?
8. Рефлексия
– Как красиво звучат голоса птиц! Послушайте голоса птиц. Может быть, кого и узнаете.
На доску прикрепляются рисунки птиц, чьи голоса звучат
– На прогулке понаблюдайте за птицами, уже используя знания, полученные на уроке. Возможно, эти знания помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы и вы воскликните: “Мир прекрасен!”
Благодарю вас за урок. Вы – молодцы! Скажите себе: “Я думал, я старался, я делал открытия!”