Формальная часть
Урок № 3 (II-я четверть).
Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Тема четверти: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Тема урока: Орнаменты народов мира. Древний Египет и Древняя Греция.
Цель: С помощью различных методов и приемов обучения, средств обучения, формы организации учащихся – т.е. дидактических средств, а так же с помощью средств изобразительного искусства (художественных материалов и техники исполнения) и мировой художественной культуры (теоретические знания) вызвать у детей эмоциональный отклик на тему урока. Продолжить знакомство с орнаментами Древнего Египта и Древней Греции как знаковым выражением мировосприятия данных цивилизаций. Каждому ученику, работая самостоятельно орнаментально украсить по замыслу нужный фрагмент общего панно.
Задачи:
- Образовательная – повторить и обобщить материалы предыдущих уроков: ДПИ; Орнамент; Виды и способы построения орнамента; Символика в орнаменте; Особенности Древнеегипетского и Древнегреческого орнаментов: мотивы, виды и способы построения, цветовая гамма и т.д.; украсить орнаментально по замыслу нужный фрагмент общего панно используя различные художественные материалы;
- Развивающая – развивать творческое воображение детей средствами изобразительного искусства и мировой художественной культуры, а так же методом глубокого погружения в материал;
- Воспитательная – формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете (живущие ныне и ушедшие цивилизации) являются яркими представителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого, а так же формировать осознанное видение связи прошлых цивилизаций и настоящего времени.
Оформление кабинета: класс оформлен большим панно – корабли Древнего Египта и Древней Греции, а так же детскими рисунками с предыдущих уроков <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Иллюстративный материал: детские работы, индивидуальный раздаточный материал, книги, методические таблицы.
Материалы, оснащение: ватман, фломастеры, маркеры, восковые мелки и пр.
Содержательная часть
Этап |
Содержание урока |
Цель |
1 |
Организационный момент | Поздороваться с детьми; организовать детей, настроить их на работу |
2 |
Объявление учителем темы урока (беседа учителя с детьми) | Создать представление о том, чем будем заниматься на уроке |
3 |
Повторение тем предыдущих уроков | Активизировать в сознании детей нужные знания с прошлых уроков с целью применения этих знаний в данной ситуации |
4 |
Обобщение учителем вместе с детьми темы урока | Еще раз сделать акцент на особенностях египетского и греческого орнамента: характерные элементы, символика, цвет, виды, способы построения и т.д., тем самым окончательно сформировать представление об орнаментах данных народов <Приложение 1> |
5 |
Объяснение учителем способа выполнения задания | Напомнить основные элементы работы с различными художественными материалами |
6 |
Обдумывание и выполнение детьми задания (самостоятельная работа) | Выполнить творческое задание; наглядно продемонстрировать свои знания, умения и навыки в данном виде деятельности и при работе с конкретными художественными материалами |
7 |
Подведение итогов – демонстрация творческого коллективного панно <Рисунок 4> | Формирование эмоционально-оценочного отношения к знаково-символической культуре различных цивилизаций, формирование художественного вкуса |
8 |
Организационный момент | Поблагодарить детей за урок; попрощаться с детьми |
Теоретическая часть
Орнамент является знаковым, символическим отображением миропонимания каждой эпохи, каждого народа. Научившись понимать, читать, расшифровывать орнамент, можно узнать очень много интересного и неожиданного. Орнаменты разных стран и народов имеют как общие, так и различные черты. Пожалуй, все древние народы мира, при украшении различных предметов (в силу своего мифологического мышления), пользовались прямыми и волнистыми линями, зигзагами, кругами и т.д. Все эти изображения и их комбинации – не что иное, как знаковые символы земли, воды, воздуха, солнца и т.п. Но каждый народ Земли имел еще и свои, особенные изображения в орнаменте.
Три тысячи лет назад до нашей эры в долине Нила на обширной территории, которую местное население называло “Та Кемет” (Черная Земля), после объединения племен в два царства — Верхнее и Нижнее — и их последующего слияния возникло единое государство, известное нам как Египет. История его развития, достижения экономических успехов, борьбы за целостность, его взлетов и падений настолько обширна, что значительно перекрывает историю всех государств Европы.
Искусство Древнего Египта, во многом основанное на религиозно-мифическом восприятии мира, носило яркие черты индивидуальности, отразившиеся в архитектуре, скульптуре, и, разумеется, в орнаментах. Еще Геродот упоминал в своих сочинениях, что Египет является “даром Нила”, поскольку эта река была источником плодородия, на котором и базировалась вся египетская цивилизация.
В Древнеегипетском орнаменте присутствуют как общие символы, так и особенные, присущие только этой цивилизации знаковые изображения.
Одним из таких знаковых символов, чрезвычайно часто применяющегося в декорировании различных предметов, а так же в росписях гробниц, является изображение лотоса. Лотос – земноводное травянистое растение из рода кувшинок. Цветки лотоса плавают на поверхности воды и бывают белого, розового и голубого цвета. У древних египтян лотос был священным растением. Они приписывали ему лечебные и магические свойства. Египтяне украшали изображением лотоса храмы, богов, домашнюю утварь. Стилизованное изображение лотоса в Египте – один из наиболее часто встречающихся элементов орнамента.
Еще одним очень распространенным орнаментальным изображением в Древнем Египте являлся папирус. Это травянистое растение высотой до 5 метров росло по берегам Нила. В современном Египте оно исчезло, а в древности из него делали ладьи, корзины, сандалии, циновки и писчий материал, который тоже называли папирусом. В Египте сейчас пытаются восстановить плантации папируса. Это растение было жизненно важным для жителей Древнего Египта, именно поэтому они так охотно украшали его изображением и стены в царских дворцах и гробницах, и поверхности различных изделий.
Scarabaeus – это жук подсемейства навозников. Его тело достигает длины до 4 см, гладкое, чёрное; голова и голени передних ног с крупными зубцами. Питается помётом животных, из которого предварительно скатывает шары. В Древнем Египте в катании навозного шарика видели символ движения Солнца по небу, а в зубцах на голове жука – подобие солнечных священных лучей, поэтому жук был обожествлен, ему воздавали почести. Изображения Скарабея священного, вырезанные из камня служили в Древнем Египте предметами культа, амулетами и украшениями. Так же стилизованное тельце скарабея использовали как элемент орнамента.
Древнегреческую цивилизацию нередко называют колыбелью европейской культуры. На рубеже III – II тысячелетий до н.э. на острове Крит и на полуострове Пелопоннесе образуются первые города-государства с богато украшенными дворцами; культуру этого периода называют критской или минойской. В то время на глиняных вазах появляются орнаменты, включающие как декоративные вставки, так и изображения обитателей моря — различных раковин, осьминогов с извивающимися щупальцами, играющих в воде дельфинов.
Древнегреческие мастера так же использовали в орнаменте изображения стихий воды, земли, воздуха, солнца в виде уже известных нам прямых и волнистых линий, зигзагов, кругов и т.п. Но были присущие только этой цивилизации стилизованные изображения.
Древние греки жили на Земле, почти со всех сторон окруженной водой. Неумолкающий плеск воды принимался греками как естественный ритм природы. Такая ритмика появляется у греческих мастеров в виде причудливых волнистых, а так же геометрически изогнутых завитков – меандров. Меандр, пожалуй, один из самых характерных для греческого искусства элемент, который легко узнается.
Пальметта является стилизованным изображением совершенно различных растений: их листьев и цветов. Она представляет собой как бы концентрированную природную форму. В Древней Греции пальметта стала излюбленным мотивом орнаментальных украшений.
Аналитическая часть
Тема урока “Орнаменты народов мира. Древний Египет и Древняя Греция” входит в тему второй четверти “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”.
Данный урок является уроком систематизации и обобщения изученного материала: а) организационный этап; б) этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний; в) этап обобщения и систематизации изученного; д) самостоятельная работа; е) подведение итогов.
Данный урок так же является интегрированным уроком:
- Интеграция по горизонтали : используется материал из различных учебных предметов – Изобразительное искусство (Разделы: ДПИ, орнамент, графика), Мировая художественная культура (Разделы: культура и искусство Древнего Египта и Древней Греции).
- Интеграция по вертикали : использование материала, который будет повторяться в последующем обучении на различных уровнях сложности (Тема “Орнамент” активизируется в 7-м классе в разделе “Геральдика”, а так же – в 8-м классе в разделе “Дизайн”).
Для реализации цели и задач урока использовались различные методы и приемы обучения, т.е. способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения (дидактических задач).
- Словесные методы (устное или печатное слово):
- Объяснение – (монологическая форма объяснения, словесное истолкование);
- Беседа – диалогический метод обучения (путем постановки вопросов проверялось усвоение учениками уже изученного);
- Эвристическая беседа – (учитель, опираясь на имеющиеся знания учащихся и практический опыт, подводит их к пониманию новых знаний);
- Наглядные методы (наблюдаемые предметы, явления или наглядные пособия):
- Метод демонстраций (иллюстраций) – демонстрировались: слайд-показ “Орнаменты народов мира. Древний Египет и Древняя Греции” в виде презентации в программе Power Point, наглядные пособия, детские работы и т.д.;
- Практический метод (основан на практической деятельности учащихся) – практическая деятельность учащихся.
- Познавательный метод – восприятие, осмысление и запоминание учащимися материала по теме урока.
- Преобразовательный метод – усвоение и творческое применение учащимися знаний, умений и навыков.
Так же, для достижения цели и задач урока были использованы средства обучения (материальный или идеальный объект, который помещен между учителем и учеником и использован для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности):
- Материальные – кабинет, мебель, микроклимат, доска, компьютер, мультимедиапроектор, экран, художественные материалы, детские рисунки, индивидуальный раздаточный материал и т.д.;
- Идеальные (умственные действия):
- Вербальные – речь (обмен информацией между участниками учебного процесса);
- Материализованные – заготовки (слайд-показ, панно), выполненные учителем при подготовке урока.
Форма организации работы учащихся:
- Фронтальная – учитель ведет работу со всем классом одновременно (беседа, объяснение, показ и т.д.); все ученики выполняют одинаковую, общую для всех работу (обсуждение, сравнение и т.д.);
- Индивидуальная – учащиеся выполняют индивидуальное задание для общего панно.
Литература
- Бродский Б. Жизнь в веках. Занимательное искусствоведение. М., 1990.
- Василевская Л.Ю., Дивненко О.В., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. – М.: Издательский центр, 1996.
- Вачьянц А.М. Вариации прекрасного. М., 1997.
- Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М.: Наука, 1972.
- Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Т. 1. Искусство Древнего Мира. /Под общ. Ред. Чегодаева А.Д./. М.: Искусство, 1956.
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. – М.: Галарт, 1998. – 328 с., илл.
- Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000. 176 с, илл.
- Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1997.
- де Моран А. История декоративно-прикладного искусства: Пер. с фр. – М.: Искусство, 1982. – 577 с., ил.
- Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1986.
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. Вып. 1. От древнейших времен до XVI в. Очерки. М., 1969.
- Древние цивилизации \ Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.
- “Звучащее безмолвие” или основы искусствознания. Рабочая тетрадь по мировой художественной культуре. – М.: Издательский центр Аз, 1997. – 100 с.
- Искусство стран и народов мира: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Краткая художественная энциклопедия в 5-ти томах. Т. 5. /Гл. ред. Б.В. Иогансон. – М.: Советская энциклопедия, 1981. – 720 с., ил., карт.
- История зарубежного искусства: Учебник /Под ред. Н.Л. Мальцевой, М.Т. Кузьминой. – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 472 с., ил.
- История искусств / Авт.-сост. А. Воротников и др. Минск, 1997.
- История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность / Под ред. А.П. Чубовой. М., 1979.
- Керам К. Боги, гробницы, ученые. СПб., 1994.
- Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. – М.: Изобразительное искусство, 1977. – 344 с., ил.
- Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. Памятники мирового искусства. – М.: Искусство, 1970.
- Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М.: Просвещение, 1996. – 304 с., илл.
- Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1958.
- Орнамент всех времен и стилей. В 4-х томах. – М.: Арт-Родник, 1995. – 132 с., илл.
- Орнаменты народов мира: Практическое пособие /Сост., сопроводит. текст С. Ю. Афонькина, Е.Ю. Афонькиной. – СПб.: Кристалл, 1998. – 272 с., илл.
- Полевой В.М. Искусство Греции. В 2-х т. Т. 1. М., 1984.
- Удивительные эгейские царства /Пер. с англ. Т. Азаркович. – М.: ТЕРРА, 1997. – 168 с.: илл. – (Энциклопедия “Исчезнувшие цивилизации”).
- CD-ROM “Античность: литература и искусство”. Direct MEDIA, Москва, 2004.
- CD-ROM “Искусство Древнего Египта”. Direct MEDIA, Москва, 2004.
- CD-ROM “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. Интерактивный мир”. Новый Диск, Москва, 2004.
- CD-ROM “Мировая художественная культура. От наскальных рисунков до киноискусства”. Новый Диск, Москва, 2003.