Цели урока:
- Познакомить учащихся с пресмыкающимися (особенностями строения, образом жизни, приспособлением к жизни на суше).
- Выявить взаимосвязь между особенностями пресмыкающихся и местами их расселения.
- Формировать эмоционально-оценочное отношение к миру.
- Развивать коммуникативные качества.
Оборудование: учебник по окружающему миру за 3 класс “Обитатели Земли”, часть 2, авторы А.А.Вахрушев и др., рисунки, таблицы и макеты скелетов пресмыкающихся, черепаха из живого уголка.
Ход урока1. Самоопределение к деятельности
– Немецкий писатель Гёте, живший более двухсот лет назад, сказал: “Природа! Из простейшего вещества творит она противоположнейшие произведения, без малейшего усилия, с величайшим совершенством, и на всё кладёт какое-то нежное покрывало. У каждого её создания особенная сущность, у каждого явления отдельное понятие, а всё едино”.
2. Актуализация знаний
Вопросы | Ответы детей |
Что такое вещество? | То из чего состоят все тела |
Что такое круговорот веществ? | Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом |
Кто является живыми участниками круговорота веществ? | Производители-растения, потребители-животные, разрушители-грибы, микробы, дождевые черви, раки |
Что значит живые участники? | Состоят из клеток, растут, размножаются, поглощают нужные и выделяют ненужные вещества |
3. Подведение к теме урока
– Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ.
– Угадайте, о ком мы будем говорить сегодня на уроке.
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах!
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица.)
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. (Змея.)
В реках Африки живёт
Злой зелёных пароход.
Кто навстречу поплыл,
Всех проглотит… (Крокодил.)
Что за чудо? Вот так чудо:
Сверху блюдо, снизу блюдо,
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. (Черепаха.)
На доске вывешиваются изображения названных животных.
– Такие разные животные образуют группу животных, которых называют пресмыкающимися. Что значит пресмыкаться? (Ползать, извиваясь всем телом.)
– Тема нашего урока “На суше – как дома”. Предположите, почему об этих животных так сказано? (Они отлично приспособились к жизни на суше и расселились далеко от воды)
4. Открытие нового знания
– Какие у вас возникают вопросы?
План изучения новой группы животных записывается в виде вопросов, заданных детьми, которые желательно сгруппировать:
а) Что пресмыкающихся отличает от других групп животных? Они такие разные, а составляют одну группу – что у них общего?
б) Какие приспособления помогают этим животным жить на суше как дома? Какие особенности строения?
в) Какой образ жизни они ведут? Их роль в экосистеме? Как и где они живут?
- Подумайте, какие знания помогут вам ответить на эти вопросы. С какой группой животных мы их можем сравнить? (С земноводными)
- Почему земноводные получили такое название? (Обитают вблизи водоемов, часть времени проводят в воде, а часть – на суше)
- Можно их назвать настоящими сухопутными животными? Что мешает земноводным удалятся от воды? (Высыхание, размножение в воде.)
- Работа в группах (Можно учеников разделить на 7 групп, тогда каждая группа будет рассказывать о том, как они заполнили один из столбцов таблицы, остальные могут дополнять) Прочитайте текст на страницах 28-29. Рассмотрите рисунки, таблицы и макеты скелетов пресмыкающихся. Обсудите в группе, какие приспособления позволили пресмыкающимся решить названные проблемы. Заполните как можно больше столбцов в таблице. Дайте сравнительную характеристику этим группам животных.
Название | Среда обитания | Скелет | Конечности | Органы дыхания | Покровы | Температура тела | Размножение |
Земноводные | |||||||
Пресмыкающиеся |
- Расскажите о пресмыкающихся, используя таблицу. (Большинство пресмыкающихся обитает на суше, некоторые – и на суше, и в воде. У пресмыкающихся, как и у земноводных, внутренний скелет, который отличается от внутреннего тем, что он легок, не мешает росту и движению. У всех, кроме змей, четыре лапы, которые позволяют им вести активный образ жизни на суше. Лёгкие пресмыкающихся много кислорода пропускают в кровь. Пресмыкающиеся дышат только лёгкими, а кожа у них сухая, покрытая щитками, чешуей. Она защищает пресмыкающихся от лишнего испарения воды. Как и земноводные, пресмыкающиеся холоднокровные животные. Чтобы получить больше тепла, пресмыкающиеся стараются распластаться и даже лапы у них расположены по бокам тела. Утром они греются на солнышке, чтобы ускорить обмен веществ в организме и стать более подвижными, активными. Откладывают яйца на суше, закапывая их в песок или землю. Яйца покрыты защитной оболочкой, препятствующей их высыханию. В яйцах есть всё для развития. Из яйца выходит молодое самостоятельное животное. Как правило, не заботятся о потомстве. Интересно, что живущая севернее других гадюка и живородящая ящерица “откладывают” яйца в свое тело, грея их вместе с собой на солнце. )
- Какая проблема возникает у пресмыкающихся с покровами? Посмотрите на рисунок змеи на станице 28. Как решена эта проблема? Кто так делал? (Меняют кожу по мере роста, как насекомые).
- Сделайте вывод, для чего пресмыкающимся все эти приспособления? (Они смогли расселиться на суше, меньше зависят от воды.)
– Можно ли назвать пресмыкающихся настоящими сухопутными? Почему? (Можно, они решили проблемы земноводных.)
– Когда-то пресмыкающихся и земноводных объединяли в одну группу и назвали гадами. На самом деле их легко различить. По таблице определите, чем они отличаются. (Покровы и способ размножения)
.– Физминутка: поднимите руки, если назову земноводное животное, и присядьте, если я назову пресмыкающихся.
– Что значит холоднокровные животные? (Температура тела у них такая же, как вокруг)
– Выполните задание № 2 на странице 30. Какая температура тела питона? (Такая же, как и на улице, +10 градусов)
– Предположите, где пресмыкающихся особенно много? (Там, где все время тепло, поэтому они могут вести активный образ жизни круглый год)
– Подготовленные к уроку рассказы учеников о многообразии пресмыкающихся тропических лесов Амазонки. Рассматривание черепахи из живого уголка.
– Работа с картой – найти Амазонку. Где она находится? В жарком поясе, возле экватора.
– Подтвердилось ваше предположение?
5. Формирование эмоционально-оценочного отношения к природе
– Выполните в парах № 5 на странице 31.
– Кто изображен на рисунках в задании № 5? (Уж и гадюка)
– Как нужно вести себя при встрече со змеей? (Не буду тревожить змей – ведь они часть природы)
– Объясните ошибки в других суждениях. (Змеи – участники круговоротов веществ во многих экосистемах, без них нарушатся многие взаимосвязи. Например, некому будет регулировать численность грызунов и урожай на полях может погибнуть. Яд змей используется в медицине, в малых количествах он лечит некоторые заболевания. Но надо помнить, что змеи очень опасные животные, трудно различить ядовитых и неядовитых змей, поэтому главное правило в общении со змеями – не трогать их)
– Послушайте стихотворение Б. Заходера “Про всё на свете”. (Читает ученик)
– Какая главная мысль в нем? (В природе нет лишних, все взаимосвязано в природе)
Все-все –
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если вы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
6. Итог урока
– С какой группой животных познакомились? (С пресмыкающимися)
– Какой вывод можно сделать о пресмыкающихся? (Пресмыкающиеся прекрасно приспособлены к жизни на суше. Чаще встречаются в теплых странах, так как они холоднокровные)
– Ответили на вопросы плана?
– Какая группа вопросов оказалась менее изученной? (Какой образ жизни они ведут? Их роль в экосистеме? Как и где они живут?)
7. Домашнее задание
– Прочитать текст урока на страницах 28-30 и выполнить одно из заданий № 6-9 на странице 31.
– Какое дополнительное задание можете выполнить? (Подготовить небольшой рассказ об одном из пресмыкающихся)