Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Форма урока: практикум, исследовательская работа.
Оборудование урока: компьютеры, таблицы, портреты художников, магнитофон.
Цели урока:
- воспитание эстетического отношения к духовной культуре;
- воспитание познавательного интереса к изучению жизни и творчества художников;
- формирование умений и навыков анализировать работы художников.
Ход урока
Дорогие ребята и гости нашего урока. Я рада приветствовать вас сегодня в нашем импровизированном видеодисплейном классе. Наш урок будет посвящен изучению и рассмотрению развития и становления живописи Башкортостана по периодам.
Но, прежде чем мы перейдем к основной теме, я хотела бы остановиться на том, что предшествовало становлению профессионального изобразительного искусства в нашей республике.
Итак, давайте вспомним, откуда берет свое начало живопись нашего края?
Живопись – один из древних видов искусства. Пример тому – наскальные рисунки древних людей, дошедшие до наших дней.
А теперь обратите внимание на экраны мониторов.
Здесь вы видите наскальные рисунки первобытных людей в пещерах Игнатьевская и Шульганташ.
Что здесь изображено?
Фигуры мамонтов, лошадей, носорога.
Как видите – это не картины профессиональных художников, а рисунки, выполненные для какого-то ритуала, обряда. Именно такие фрагменты свидетельствуют о желании людей передать через рисунок то, что они видели вокруг себя, с чем соприкасались каждый день.
Что же еще являлось основами изобразительного искусства?
Это образцы декоративно-прикладного искусства.
Покажите на доске примеры использования этих видов. (Показ картин с изображением разных чаш, убранства, воинского снаряжения, ювелирных изделий).
Следующий вопрос такой:
Почему живопись в современном понимании этого слова появилась в Башкортостане только в начале ХХ века?
Мусульманская религия – ислам запрещала изображение живых существ. Но, несмотря на это, башкиры создавали амулеты, обереги, талисманы с изображением животных и птиц.
На прошлом уроке мы говорили о жанрах живописи. Кто сможет перечислить их?
Портрет, натюрморт, пейзаж.
Осталось только расшифровать эти понятия:
Портрет
Пейзаж
Натюрморт
Кстати, башкирские художники очень успешно работали в этих жанрах и в этом вы сегодня убедитесь.
1. Итак. Начнем нашу беседу о развитии изобразительного искусства в Башкортостане.
Истоки.
Большое влияние на живопись нашей республики оказало творчество великого русского художника Михаила Нестерова. О творчестве этого мастера расскажет нам Рябов Женя (доклад).
Именно благодаря инициативе Нестерова в Уфе был создан Художественный музей, которому впоследствии в 1954 году было присвоено его имя.
А теперь обратим свое внимание на экраны мониторов. Перед вами картина “Видение отроку Варфоломею”, которая была посвящена жизни и подвигу преподобного Сергия Родонежского. Сюжетом картины был взят эпизод, изложенный в “Житии преподобного Сергия”. Отроку Варфоломею трудно давалась грамота, несмотря на большую любовь к чтению. Он со слезами молил Бога вразумить его. В ответ на эти мольбы явился старец и подал мальчику частицу сладкой просфоры, сказав при этом, что Господь с этого дня дарует благочестивому отроку способность “грамоте”…
Здесь вы видите 2 варианта картины:
1 -незаконченная. Работая на высокой подставке, художник неловко упал на холст и порвал его. Этот вариант картины он так и не завершил и приступил ко второму варианту, который представлен в Художественном музее им. М. Нестерова.
М. Нестеров передал психологическое состояние подростка – серьезность, благоговейное смирение.
Следующая работа М Нестерова – “Портрет Е. П. Нестеровой”. Здесь изображена жена художника, к которой он испытывал самые теплые чувства. Именно теплотой и любовью согревает эта картина.
Говоря об истоках развития живописи нельзя не упомянуть о другом художнике. Это Давид Давидович Бурлюк. В 1915-1918 г.г. он жил в Башкортостане и за это время было написано около 200 работ. Картины Бурлюка поражают своей красочностью и сочностью красок.
Одним из таких полотен является картина “Красный полдень”.
Что изображено здесь?
Деревенская улица, люди, лошадь, дома.
Какое настроение передает нам эта картина?
Радость, яркость, свет.
Какие цвета использовал Бурлюк для передачи такого радостного настроения?
Яркие: красный, зеленый, синий.
А вот еще одна работа художника. Это “Портрет молодого башкира”.
Обратите внимание, что за простотой одежды скрывается глубина чувств, энергия и сила молодого человека.
2. Второй период развития изобразительного искусства приходится на 30-40 года. Представлен он будет творчеством таких художников, как Александр Тюлькин и Ахмат Лутфуллин. Основной темой творчества Тюлькина была Уфа, ее прошлое и настоящее. Художник, в основном, работал в жанрах натюрморт и пейзаж.
Сегодня мы познакомимся с его картиной “Восточный натюрморт”. Уже из названия видно, к какому жанру относится это полотно.
Попробуем рассмотреть: что изображено здесь?
Скатерть с восточным орнаментом, стеклянный графин с букетом астр, шитая бисером тюбетейка, старинная фарфоровая посуда.
Все это, наверное, и подсказало художнику название этой картины.
С творчеством следующего художника второго периода познакомит нас Акшенцева Женя (доклад). Это Ахмат Лутфуллин.
Вашему вниманию представлена картина “Три женщины”. Ее можно назвать одной из лучших сюжетных полотен.
Что видим мы здесь?
Здесь изображены три женщины, сидящие перед скатертью с чашками. Все трое сидят в одной позе.
Одинакового возраста женщины?
Нет. В центре пожилая женщина, а с двух сторон – женщины среднего и молодого поколения.
Три женщины разного возраста, сидящие за чаепитием в чистой деревенской избе являют собой символический образ смены и преемственности поколений, живых связей между прошлым, настоящим и будущим.
Эта работа А. Лутфуллина вошла в золотой фонд башкирского и российского искусства.
А теперь самое время провести небольшую динамическую паузу для
отдыха нашим глазам и плечевым суставам. А покажет нам упражнения Егров П.
3.Третий период – это 1950-60 гг. Он представлен творчеством Р. Нурмухаметова.
О нем нам расскажет Хаирова Кристина (доклад).
Давайте рассмотрим одну из его работ – “В нефтяном крае”.
Как вы думаете, о чем эта картина?
О работе нефтяников – людях целеустремленных, энергичных,
преданных своему делу.
Полотно “В нефтяном крае” появилось в результате поездок художника по республике, встреч с работниками нефтяной промышленности. Ему очень хотелось рассказать об этих людях, преданных своему делу. Поэтому и была создана целая серия картин, посвященных нефтедобытчикам.
Следующая работа Нурмухаметова – это сложная композиция на историческую тему “Жертвы шариата”, которая была создана по сюжету повести М. Гафури “Черноликие”.
Обратите внимание на две фигуры в центре картины. Это Закир и Галимэ – они преданно любили друг друга, за что и были оклеветаны злостными завистниками. Эта работа трагического характера, это подчеркивает не только перекошенные от злобы лица муллы, баев, остальных людей, но и темным фоном: почерневшее небо, темные горы, встревоженное воронье, мрачный силуэт мечети. Но более подробно об этой картине мы с вами будем беседовать на следующий год.
4. И последний 4 период развития изобразительного искусства Башкортостана приходится на 80-90 года и далее. Он будет представлен молодым поколением талантливых художников, среди которых можно выделить: Еникеева Тана, Гаянова Зуфара, Саитова Эрнста.
Их можно объединить общим понятием “авангард”, “модернизм”, “неформальные течения”. Картины молодых художников порой поражают своей непривычностью, неожиданностью. Доказательством моих слов является картина Ф Ергалиева “Сибай”. Здесь мы видим символические изображения, в которых можно узнать силуэт юрты, фрагменты национальной обуви – сарык, восточного орнамента.
А это тоже молодой художник Рашид Хабиров, который постоянно находится в творческом поиске. Сегодня мы познакомимся с двумя его картинами, написанными в классическом стиле. Это “Портрет народного артиста СССР композитора З. Исмагилова” и “Портрет народной артистки СССР З. Бикбулатовой”. Как видите, художник старался выразить в этих работах глубину внутреннего мира, богатство души этих выдающихся личностей. Нужно сказать, что картины Р.Хабирова отличаются высокой культурой исполнения, отточенной техникой письма.
5.Итог урока.
Теперь давайте выделим, из скольких периодов состоит на сегодняшний день история изобразительного искусства Башкортостана?
Из 4 периодов: Истоки, 30-40 гг., 50-60 гг., 80-90 гг.
Обратите внимание на доску.
Здесь показаны с одной стороны период живописи, а с другой – фамилии художников. Попробуем соотнести правильно фамилии художников с периодами, к которым они относятся.
1. Истоки | 2.Лутфуллин 4.Ергалиев |
2.1930-40гг. | 3.Нурмухаметов 1.Нестеров |
3.1950-60 гг. | 2.Тюлькин 1.Бурлюк |
4.!980-90 гг. | 4.Хабиров |
Итак. Вот мы с вами и проследили за историей развития и становления изобразительного искусства Башкортостана. И, надеюсь, убедились в том, что каждый художник своего времени в своих работах воспевал красоту родного края, свою любовь к Родине, раскрывал богатый внутренний мир людей, живущих в нашей республике.