Комбинаторно-модифицированная программа по музыке для 1–8-х классов

Разделы: Музыка


Пояснительная записка

Программа по учебному предмету “Музыка” составлена на основе программ Д.Б.Кабалевского и Ю.Б.Алиева рекомендованных Министерством образования Российской Федерации государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Программа разделена по классам, что позволяет выстроить логику по направлениям в освоении предмета.

Учебный предмет “Музыка” изучается в течение восьми лет обучения, с 1 по 8 класс. Программа по учебному предмету “Музыка” обеспечивает преемственность в изучении учебного материала на ступени начального общего и основного общего образования.

На изучение учебного материала по учебному предмету “Музыка” на ступени начального общего и основного общего образования базисным учебным планом для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, отведено 280 часов: 35 часов – в 1-м классе, 35 часов – во 2-м классе, 35 часов – в 3-м классе, 35 часов – в 4-м классе, 35 часов – в 5-м классе, 35 часов – в 6-м классе, 35 часов – в 7-м классе, 35 часов – в 8-м классе.

Музыкальное воспитание детей - одно из звеньев общей системы воспитания ребенка. Музыкальное искусство обращено к духовному миру ученика, поэтому его воспитательные возможности очень велики. Цель курса заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве.

Основное средство достижения этой цели — постоянные и систематические встречи учащихся с музыкой, развитие у них на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества.

В процессе школьных музыкальных занятий учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, анализируют общий характер, настроение музыки, значение различных элементов музыкальной речи в их совокупности; разучивают и исполняют песни, хоровые произведения, передают характер, структуру, ритмическую основу сочинений в движениях (ритмики). При проведении всех этих форм музыкально-воспитательной работы непременно учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся.

Задачами курса являются:

  • формирование музыкальной культуры учащихся;
  • вооружение школьников системой опорных знаний, умений и способов деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
  • обретение учащимися духовной автономии, формирование духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры;
  • развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желания слушать и исполнять ее;
  • формирование у учащихся “национальной широты” музыкального вкуса — стремления не только слушать национальную музыку своего народа, но также познакомиться с музыкой других народов, как в ее фольклорных образцах, так и аранжированной профессиональными композиторами (способ эстетического освоения духовной культуры другого народа);
  • приобщение учащихся к золотому фонду народной классической и современной песни, развитие у них интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;
  • приобщение ребят к современной музыке (в ее взаимосвязи с музыкальным классическим наследием), формирование у них желания слушать ее и овладевать основами современного музыкального мышления;
  • стремление к практическому использованию репертуара, знаний и умений, приобретенных учениками на уроке, в деятельности классного коллектива, в быту, на досуге;
  • обучение детей пользоваться различными техническими средствами, справочной и специальной музыковедческой литературой при самостоятельном знакомстве с музыкальными произведениями.

В основу программы легли следующие положения, разработанные в музыкальной педагогике:

- восприятие музыки является способностью, определяющей интерес к музыкальному искусству и успешность музыкальной деятельности (В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский);

- тематика занятий носит воспитательно-образовательный характер и соответствует содержанию самой музыки (Н.Л. Гродзенская, Ю.Б. Алиев);

- воспитательно-образовательный процесс направлен на развитие творчески активной личности ребенка (О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина);

- систематическое развитие музыкально-слуховых представлений о языке музыки и овладение соответствующими музыкальными навыками являются базой для развития личности ребенка (Т.Л. Беркман, М.А. Румер);

- певческая культура - важнейшая составная часть общей музыкальной культуры школьников (Н. Д. Орлова, Т. Н. Овчинникова).

В программе реализуется целостный подход к музыкальной деятельности, включающий: исполнение, слушание и импровизирование музыки. При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность.

РЕПЕРТУАР

В репертуар программы вводятся: народная музыка, произведения композиторов-классиков русских и зарубежных, музыка современных композиторов.

СТРУКТУРА УРОКА

Урок музыки предполагает непременно восприятие, исполнение музыки и (в доступных пределах) музыкальное творчество. Это осуществляется главным образом в процессе таких видов музыкальной деятельности, как слушание музыки и хоровое пение.

Кроме того, в урок вводятся движение под музыку, импровизация (певческая и двигательная). Они используются как эффективные приемы, помогающие детям лучше понять и почувствовать музыку.

Стремление к достижению на уроке единой цели — воспитанию чувств учащихся — придает ему глубокое внутреннее единство. В то же время включенные в урок различные виды музыкальной деятельности способствуют тому, чтобы заинтересовать каждого ученика и в целом удовлетворить интересы и запросы всех.

От общения с музыкой на уроках, от выполнения разных видов деятельности дети и подростки должны получать удовольствие. Только тогда в полной мере может быть осуществлена воспитательная функция музыки.

МЕТОДИКА РАБОТЫ

Работа учителя должна быть направлена на то, чтобы рекомендуемые программой музыкальные произведения учащиеся воспринимали ярко эмоционально и хорошо их запоминали. Важно научить детей “погружаться” в музыку. Воспринятая ими красота ее послужит хорошей основой для развития у них художественного вкуса. Необходимо, чтобы постоянно увеличивалось количество полюбившихся ребятам произведений; они и станут “золотым фондом” их музыкального образования и воспитания. При этом нужно знакомить детей, как с классикой, так и с музыкой современных композиторов.

К достижению поставленных целей ведут два основных методических пути.

  1. Словесные пояснения учителя, его беседы с учащимися (различные по форме), направленные на то, чтобы заинтересовать их произведением, которое они будут слушать или исполнять. Очень важно ненавязчиво, но постоянно внушать ребятам мысль о том, как приятно слушать хорошую музыку. Важно, чтобы учащиеся сами постарались разобраться в музыке: дали цепкую характеристику ее содержания, использованных композитором выразительных средств. Учитель должен помочь детям выявить нравственную направленность произведения.
  2. Включение детей и подростков в активную и приятную для них деятельность при восприятии или исполнении произведения. Для этого можно порекомендовать ряд эффективных приемов.

Один из них — включение движения. Оно помогает “войти в образ”, почувствовать музыку “всем телом, глубже проникнуться ее настроением. Движения должны быть простыми, легко выполнимыми без специального обучения или тренировки, ритмичными и соответствовать настроению музыки.

Вначале учитель сам показывает детям различные “образцы движений” — так им легче импровизировать новые.

Игра в оркестр. Она создает у детей впечатление участия в исполнении музыки, это активизирует их восприятие и очень им нравится.

Для участия в игре учащимся (всему классу или по очереди отдельным группам) раздаются элементарные музыкальные инструменты: палочки, звоночки, погремушки, металлические и деревянные ложки (все это они могут принести из дома). Под исполняемое в звукозаписи произведение дети негромко выполняют заданные учителем ритмы.

Когда они привыкнут к такой игре, можно предложить им импровизировать ритм. Учитель во время исполнения музыки указывает, какой именно группе надо вступать со своим инструментом. Играть в оркестре надо в соответствии с настроением музыки: весело, бодро, громко, или тихо, нежно, или затаенно, со страхом.

Импровизация мелодий. Чтобы учащиеся лучше восприняли эмоциональное содержание музыки, полезно предлагать им самим импровизировать мелодию в том же настроении (на заданный текст).

Собственная мелодия, сочиненная на грустный, веселый, таинственный или героический текст, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению музыкальное произведение.

Полезно также петь мелодии, темы (если, конечно, они доступны детям) из прослушиваемых произведений. Это также поможет лучше почувствовать и запомнить музыку.

Рисование картинок. После двух-трех раз повторного слушания произведения, когда оно уже будет у ребят на слуху, можно предложить им нарисовать (дома или на уроке рисования, в классе) картинку, которая возникла у них в воображении при восприятии музыки.

Чтобы учащиеся лучше запоминали музыкальное произведение, его нужно повторять. Повторение можно проводин, и игровой форме: как викторины, концерты-загадки, концерты по заявкам.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-8 КЛАССЫ.

ОСНОВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ. ОБЩИЕ ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ

При сохранении задач музыкального воспитания, реализуемых в начальной школе (формирование интереса и любви к музыкальному искусству, понимания связи его с жизнью, сообщение учащимся знаний, облегчающих понимание языка музыки, и т. д.), в среднем звене школы музыкальная работа приобретает в большей степени обучающую направленность. На новый уровень поднимается общение учителя и учащихся по поводу прослушиваемых и исполняемых на уроке произведений — это уже сотрудничество, совместный поиск решения учебно-художественных проблем, при чутком отношении педагога к вкусам, интересам и потребностям учащихся.

Формирование музыкальной культуры учащихся 1-8 классов происходит в опоре на приобретенный ими ранее музыкальный опыт, а также на совокупность учебных тем, обобщающего, ключевого характера. Развитие индивидуальной музыкальной культуры школьников направлено на реализацию одной из главных задач школьного музыкального образования — создание у ребят необходимой базы для музыкального самообразования и самовоспитания. Именно поэтому весьма значимой в подростковых классах является образовательная линия, т. е. сообщение детям специальных знаний и способов деятельности. Эта линия тем более важна, что потребность в музыкальном самообразовании — составная часть духовных запросов подростка. В прямой зависимости от полученных знаний оказываются уровень его художественного вкуса, идеалы, убеждения, эстетические потребности и творческие способности.

К тому же занятия музыкой в 1-8 классах предполагают работу со справочниками и каталогом записей, ведение домашней фонотеки, слушание телепередач, что необходимо для музыкального самообразования. Учителю, работающему с подростками, следует в первую очередь использовать методы, побуждающие учащихся к самостоятельным музыкально-творческим проявлениям, к осознанию необходимости освоить приемы и средства самостоятельной музыкальной работы.

Музыкальный материал концентрируется вокруг тем, каждая из которых объединяет несколько занятий. В темах отражается содержание музыкального искусства: сказочные сюжеты, образы природы, шутка в музыке; исторические сюжеты, героические образы в музыке; русское народное музыкальное творчество и творчество других народов; исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов.

Необходимо, чтобы школьники накапливали опыт, впечатления от общения с высоким искусством, систематически и последовательно, от класса к классу овладевали знаниями о музыке, без которых невозможно глубокое постижение музыкальных произведений.

В связи с этим через все годы обучения проходя познавательные основные темы, развитие которых предполагает знакомство с образцами профессиональной и народной музыки с ведущими музыкантами-солистами и музыкальными коллективами; с музыкальными жанрами, стилями; с различными средствами музыкальной выразительности, которые помогают созданию музыкального образа; с музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.

Не менее важны и задачи развития у учащихся музыкального слуха (звуковысотного, ладового, гармонического, ритмического, динамического и тембрового); музыкального мышления, воображения, памяти, всех музыкально-творческих способностей. Особое значение приобретает развитие интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки.

В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку. С точки зрения психолого-педагогической и эстетической музыкальное восприятие можно определить как отражение и становление в сознании ученика музыкального образа, как процесс эмоционально-оценочного переживания музыкального произведения, понимания его нравственно-эстетического содержания.

Выполнение в комплексе задач музыкального воспитания, развития и обучения учащихся способствует формированию их общей музыкальной культуры, расширению музыкального кругозора.

Приложение