Урок-мастерская по обществознанию на тему: "Лень как состояние сознания и феномен обыденности". 8–10-е классы

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели урока: создать условия для встречи учащихся с разными суждениями о лени, показать виды, причины лени, насколько губительна для общества особенно эмоциональная лень, вызвать желание присмотреться к себе.

1. Вступление учителя.

“Лень-матушка раньше нас родилась!”. Такую фразу – укоряющую и ироническую одновременно – большинство из нас слышали с детства. “Вставай, лентяй, в школу опоздаешь!” – голос мамы. “Ох, уж эти лодыри, шалопаи! Совсем не хотят заниматься!” – сокрушается учительница. “Не ленись, на зарядку становись!” – бодрый радио-голос.

Посмотрите видеосюжеты (из сказок, фильмов).

– Что вы увидели, услышали, почувствовали, какие у вас возникли ассоциации?

– Бывали ли вы в ситуации, когда вам хотелось воскликнуть: “Ничего не хочу делать, устал?”

2. Расскажите об этих ситуациях вашего жизненного опыта (заслушиваются рассказы по желанию).

3. Тема нашей мастерской – Лень. Лень как состояние сознания и феномен обыденности.

– Как вы понимаете это слово?

– А что “говорит” словарь?

Прочтите текст в толковом словаре и в карточках № 1, 2, 3

4. Работа с текстами в группах:

а) Каждый индивидуально записывает фразу, которая его удивила.

б) Обсуждают в группах фразы, отмеченные индивидуально.

№ 1

В русском языке много выражений, связанных с ленью. “Доленился донельзя”, “Изленился совсем”, “Наленился вдоволь”, “Шибко обленился”, “Проленился всё лето”, “Разленился и раскис”, “Подленивается маленько”, “Все вы переленились”. И названия – “ленивец”, “лентяй”, “”лодырь, “бездельник”, “гуляка праздный” употребляются часто и указывают на бытовое, широко распространённое явление. Явление, которое получило отражение и в литературе. Образ Ильи Ильича Обломова гениален, ибо живописует “добрую русскую лень”, прекраснодушную и бессильную, затягивающую, как болото, уютное тёплое болото, где глохнут любые порывы, а толчки извне попросту не ощущаются. И почти через сто двадцать лет после романа Гончарова В. Высоцкий вновь пишет: “Грязью чавкая жирной да ржавою, вязнут лошади по стремена, но влекут меня сонной державою, что раскисла, опухла от сна”. Никуда она, родимая лень, не ушла!

 

№ 2

А почему, собственно, не ленись? А я хочу лениться! Мне нравится валяться допоздна, и считать ворон, и не чистить зубы! Разве состояние лени – плохое?

В том-то все дело, что о внутреннем переживании лени мы не можем однозначно сказать как о страхе: “темное мироотношение”. Настоящий, не игрушечный страх ломает душу, а лень, на первый взгляд, ни чего такого скверного с нею не делает. Она домашняя, ручная и похожа на толстую кошку, которая спит весь день возле батареи. Лень эмоционально нейтральна, может быть, даже приятна. Она становится раздражающей и враждебной лишь тогда, когда проявляется через скуку, через томление от безделья, т. е. когда начинает разрушать сама себя.

 

№ 3

Толковый словарь В. Даля определяет лень как неохоту работать, отвращение от труда, от дела, занятий, наклонность к праздности, тунеядству. Однако, думается, что в современном языке слову “лень” дано более широкое толкование, не сводящееся к нежеланию трудиться. Лень – это вообще бездеятельность, инертность, вялость, пассивность. Известный психолог Ф. Василюк считает, что лень может быть определена как “надситуативная пассивность”, т. е. та, которая не спровоцирована конкретными обстоятельствами, а, напротив, проявляется там, где человек должен быть активен, бодро деятелен. Лень – это антидеятельность, антистрасть, стремление покоиться, не меняя наличного положения, пребывать без изменений. Разумеется, нелюбовь к работе, стремление к праздности — конкретное проявление лени, и, поскольку оно связано с каждодневными житейскими заботами, постольку вызывает наибольшее нарекание.

5. Разговор продолжаем в группах.

а) Вспомните пословицы, поговорки. Какого человека называют ленивым? (ответы учащихся прокомментированы в группах).

б) Мнения группы выражают всему классу.

в) Задания группам. Каждая группа выстраивает свое понимание слов: лень, инертность, скука, бездеятельность, вялость, пассивность, антистрасть, покой – в форме кластера (грозди), символа, рисунка, схемы и объясняет свою иерархию классу (в случае необходимости помощь оказывают словари).

6. Учитель.

Разумеется, о лени как о нравственном пороке и негативном социально-психологическом явлении можно говорить лишь там и тогда, когда речь идет о здоровых людях в нормальном состоянии. О человеке, смертельно уставшем, истощённом, больном, у которого нет сил для активности и работы, нельзя сказать, что он ленив. Также не относятся к лени случаи психических заболеваний, депрессии, которая внешне может проявляться как лень, но имеет глубокие корни в нарушениях жизнедеятельности организма. Таких людей надо лечить. Мы же поведем даже речь о причинах лени у нашего “среднестатистического” современника и соотечественника, не богатыря, но и не дистрофика, у такого, как вы да я.

7. Разговор продолжаем в группах.

а) Прочитайте текст карточек № 4, 5, 6, 7.

б) Выделите причины лени, каждый отмечает письменно индивидуально.

в) Осуждают в группах то, что написали индивидуально.

г) Скажите, можно ли считать, что лень – результат социокультурных факторов, что виновато общество, государство?

д) От группы представить выражает своё мнение классу.

 

№ 4

Можно выделить, по крайней мере, два основных вида причин, вызывающих к жизни лень. Это причины биопсихические и социально-психологические.

Первая, биопсихическая причина, имеет энергетический характер. В соответствии с ней ленивые люди – это люди со сниженной энергетикой организма. Деятельность и страсть требуют энергетической отдачи, недюжинных сил. От природы энергичный человек не может быть ленивым в широком смысле слова, т. е. вялым, сонным, инертным, неповоротливым и тяжелым на подъём. Активность кипит в нем, хотя может быть разбросанной, несистематической и даже хаотичной. Он скорее суетлив, лихорадочен, чем ленив. В то же время энергичный человек может быть не приучен к упорному труду, и тогда он тратит свою энергию в развлечениях, а то и разрушениях. Это путешественники, странники, искатели Синей птицы, но не ленивые, неповоротливые увальни.

Истинные лентяи не таковы. Опять обратимся к Обломову: его пассивность распространялась на всё, в том числе на развлечения: лежание на боку и вялые грезы он предпочитал реальным праздникам и реальной любви. Можно предположить, что такому человеку объективно не хватает некой важной энергетической составной. И здесь стоит внимательно взглянуть на концепцию этногенеза Л.Н..Гумилева, который считает, что высокую энергетичность сообщают народам мутанты-пассионарии, черпающие её непосредственно из Космоса. Пассионарии сверхэнергетичны, невероятно деятельны и заразительны своей активностью, которая превосходит у них инстинкт самосохранения. Но постепенно пассионарный толчок теряет силу, убывает и в обществе множится число субпассионариев: пассивных, ведомых, развинченных и, добавим, также теряющих инстинкт самосохранения, только уже на почве собственной лени. Таким образом, умножение в обществе лентяев можно в качестве гипотезы объяснить потерей этносом пассионарности

 

№ 5

Вторая гипотеза биопсихического пола связана с жизнью человека до рождения во чреве матери. Я черпаю ее в данном случае из работ Ф. Василюка, опирающегося, в свою очередь, на традиции психоанализа и западной психологии. С этой точки зрения наша обычная лень, нежелание делать усилия коренится в том исходном инфантильном мировосприятии, которое формируется в перинатальном периоде. Находясь в тепле и неге, не обладая еще пробужденным сознанием, плод получает здесь непосредственно все, что надо ему для жизни и роста. Он не принужден проявлять активность, ставить и достигать цель, откладывать желаемое во времени. Все дано ему непосредственно, воспоминаний и проектов еще нет, существование равнозначно сладкой дреме. Такое состояние не проходит бесследно, оно оставляет неизгладимый отпечаток в нашем бессознательном и впоследствии проявляется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Это “принцип удовольствия”, властно доминирующий над “принципом реальности”.

 

№ 7

Сегодня, когда наша страна находится на очередном историческом перепутье и вынуждена вновь менять формы общественной жизни, выяснилось, что великой преградой на пути возвращения в лоно цивилизации является неготовность к этому самого человека. Важнейшие составные такой неготовности – пассивность, лень, нежелание усердно работать, привычка к разгильдяйству. Помилуйте, может сказать кто-нибудь, наши люди трудились все минувшие десятилетия, не разгибая спины, да еще и в тех условиях, которые нередко и не назовешь человеческими: без должного вознаграждения, без жилья, без нормального питания... Но в том- то все и дело, что труд, лишённый верных стимулов, не воспитывает трудолюбия. В свое время, характеризуя современное ему классовое общество, К. Маркс отмечал: когда к труду перестают принуждать, от труда бегут, как от чумы. Оно и понятно: на принуждении, приказе далеко не уедешь. История России это подтвердила.

 

№ 6

Человечество не вымерло от лени, потому что массовая и сильная лень несовместима с самой жизнью. Реальная жизнь требует постоянного труда, чтобы вы могли жить и прокормиться. Чтобы дать возможность существовать следующим поколениям, надо было охотиться, сеять, пахать, производить самые разные предметы, наконец, охранять свою землю от врагов. По мере усложнения человеческой культуры усложнялись мотивы, толкающие человека к активности и трудолюбию. Это уже были не чисто биологические потребности, позволяющие кое-как сохранить свое собственное бытие, но и потребность жить по определенным социальным стандартам, и желание выразить себя в той или иной деятельности, достичь определенного положения в обществе, удовлетворить собственное любопытство и интерес. Трудолюбие людей вырастало в связи с развертыванием их многообразных интересов, и, переходя к вопросу о социально-психологических причинах лени, мы можем, прежде всего, зафиксировать, что ими является слабая мотивация деятельности, отсутствие к ней интереса.

Учитель обращается к группам.

“Лень – мать всех пороков” – такая крайне отрицательная оценка лени выражена в широко известном высказывании. Постараемся понять, есть ли законы у лентяев. Давайте подумаем над этим.

Задание группам:

а) Прочитать текст карточек № 8, 9, 10;

б) создать афишу-плакат о законах лентяев так, чтобы в них было сказано “с чувством, с толком, с расстановкой”;

в) выбрать свой угол зрения и сделать анализ

– типологии лентяев;

– философии лентяев;

– правила их жизни;

– их манеру поучать и объяснять.

(Работа в группах по созданию плакатов и анализ под своим углом зрения. выступления представителя группы).

 

№ 8

Под физической ленью можно понимать стремление избегать как физического труда, так и вообще физических нагрузок. Эта лень нередко присуща тем, кто занят умственным трудом. Люди, физически ленивые, как правило, не только не занимаются спортом и физкультурой, но находят тысячу причин для то го, чтобы не делать даже обычной зарядки. Она вызывает у них приступ глубокой скуки и может быть выполнена разве что где-нибудь в санатории из-под палки. Даже болезни и рекомендации врачей не в силах подвигнуть их на физическую активность: бег, занятия в спортзале и т. п. Конечно, в нашей нынешней жизни такой лени способствует и отсутствие надлежащих условий: спортивные залы переполнены, стадионы далеко, воздух на улицах отравлен, и, тем не менее, инертность играет здесь первую скрипку.

Физические лентяи чаще всего ленивы и в быту, который требует регулярных физических усилий: стирка, уборка, ремонт и т. д. Потому они нередко в определенном смысле “безбытны” и с удовольствием жили бы на полном пансионе, который в наших условиях им никто не может предоставить даже за большие деньги.

 

№ 9

Интеллектуальная лень широко распространенное свойство. Особенно ярко оно начинает проявляться в школе, когда уже с первых лет от ребенка требуются постоянные умственные усилия и немалое напряжение. Интеллектуальная лень может проявляться как у человека малоспособного к умственным занятиям, так и у способного ученика, которому всё даётся слишком легко, и нет мотивов для преодоления встречающихся трудностей.

Интеллектуальные лентяи, не читающие книг и не беспокоящие себя метафизическими размышлениями, могут быть достаточно неплохими работниками, если заняты простым ручным трудом или выполняют стереотипные операции. Однако следует помнить, что компьютеризация и информатизация жизни, уже захватившая мир, не терпит интеллектуальной лени. Нежелание размышлять, думать, соотносить и анализировать становится опаснейшим пороком, ибо в руках безответственного лентяя могут оказываться одновременно судьбы миллионов людей и огромные созданные человечеством богатства. Не только злой умысел, но и ленивый авось способны принести планете неисчислимые беды.

 

№ 10

Лень эмоциональная. Думаю, что она – дитя нашего времени, когда “физики” стали устойчиво доминировать над “лириками”, произошла масштабная рационализация жизни, и в западном, и в нашем общественном сознании стали преобладать утилитарные мотивы. Человек, известный как отличный работник, великий аккуратист и заядлый спортсмен, может быть совершеннейшим лентяем в области человеческих отношений. Ему гораздо легче заглушить в себе любое переживание: будь то любовь, сочувствие или жалость, чем прочувствовать его как положено живому сознательному существу. Эмоциональные лентяи желают всеми силами сохранить покой и штиль в своем внутреннем мире, оберегают свое бесценное “я” от любых встрясок и тем более потрясений.

Разумеется, правы будут те, кто скажет, что наша жизнь и так чревата множеством негативных переживаний и, рассуждая здраво, следует умерять их число, а не умножать. Все это так, но данное высказывание (как и любое другое) истинно лишь в некоторых пределах. Невротикам действительно не следует “раскачивать маятник”, метаться от “ада” к “раю”. Но когда человек по доброй воле превращает себя в существо со спящим внутренним миром, когда он сохраняет в душе ленивый покой ценой нарушения контакта со своими близкими, здесь, видимо, стоит бить тревогу и искать пути преодоления такого рода душевной лепи.

Вопрос классу:

– можно ли согласиться, что Лень – это состояние сознания и феномен обыденности?

Лень как сорняк, прораставший в обыденной жизни.

Приём свободного письма

Каждый в группе записывает на листе бумаги вопрос и ответ в течении одной минуты, затем передаёт лист соседу слева, взамен получает лист от соседа справа. Текст считается завершённым, когда первый лист возвращается автору, обойдя круг. В каждой группе зачитываются все тексты, и один представляет работу всей группы.

Рефлексия.

– Что нового узнали сегодня на уроке, в работе творческой мастерской?

– Что заставило вас задуматься?

– Приходилось ли вас испытывать в своей жизни ненависть или стыд за лень свою и чужую?