Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. В дошкольном детстве ребенок, прежде всего, овладевает диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но не приемлемых при построении монолога, который строиться по законам литературного языка. Вот почему необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать разговор) с использованием разнообразных языковых средств.
Именно в диалоге ребенок учиться выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста. Полноценный диалог не мыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции. Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок учиться произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой высказывания, т.е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.
Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; простые и сложные бессоюзные предложения. Во время диалога особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.
Диалог – это не просто бытовой ситуативный разговор; богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид личностного взаимодействия, содержательное общение. Для диалога характерно сотрудничество, совместное решение интеллектуальной задачи, а не изолированная работа мысли ребенка.
Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь. Вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самостоятельно, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Именно в диалоге проявляется сотрудничество, совместное решение интеллектуальной задачи, а не изолированная работа мысли конкретно каждого ребенка.
Как научить ребенка умению участвовать в диалоге, какими средствами и методами, вот непростая задача для педагогов. Начав работу по формированию у дошкольников культуры диалогической речи, я обратилась к произведениям фольклора.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое развивающее и воспитывающее воздействие.
Прежде всего, я составила перспективный план для каждой возрастной группы. К каждому занятию составила речевые карты на основе произведений малых фольклорных жанров, разработала конспекты занятий. Систематические занятия дали положительный результат: дети легко вступают и поддерживают диалог, они мене стеснительны.
Возможно мой опыт пригодиться молодым специалистам и опытным педагогам.
Примерный перспективный план занятий на октябрь. Вторая младшая группа.
Тема | Программное содержание | Действия детей | Средства |
“Зайкины подарки” | Формировать умение выражать просьбу словами; закрепить умение использовать в речи названия овощей, слова-определения (круглый и т.п.); воспитывать умение слушать образную речь | Высказывают просьбы в вежливой форме, действуют в соответствии с текстом. | Д/и “Чудесный мешочек”, хороводная игра “Заюшка, походи”. Потешки “Вырастала репка”, “Огуречик, огуречик”. |
“Я ребятушек люблю, вкусным соком напою. | Учить правильно отвечать на вопросы предложением из 3-4 слов; упражнять в словообразовании (малиновый); воспитывать вежливость. | Передавая, друг другу мяч проговаривают: “Я подарю тебе яблоко – У меня будет яблочный сок”. Ведут диалог с воспитателем, подпевают песенку. | Д/и “Кафе мороженое” словесная игра “Подарки”. Р.н. песенка “Эх, калина – малина моя” |
“Уж как я ль свою коровушку люблю” | Формировать потребность делиться впечатлениями от увиденного; понимать содержание потешки; воспитывать заботливое отношение к домашним животным | Вступают в диалог по содержанию картины. Отвечают на вопросы по содержанию потешки. Подражают звукам животных. | Сюжетная картинка “Что Кис и дети увидели в деревне” автор В.Сотникова. потешка “Уж как я ль свою коровушку люблю”, д/и “Кто как кричит” |
“Веселый двор” | Упражнять в умении понятно отвечать на вопросы; закрепить правильное произношение гласных; учить читать потешку, соблюдая очередность. | Отвечают на вопросы, участвуют в звукоподражании, читают потешку по ролям с воспитателем. | Фланелеграф. Фигурки домашних птиц. Потешки: “Как у наших у ворот”, “Гуси красные лапки”, “Наши уточки с утра”. Д/и “Кто так кричит”. Пальчиковые игры “Курочка, петушок”. |
Примерный перспективный план занятий на октябрь. Средняя группа.
Тема | Программное содержание | Действия детей | Средства |
“Мы любим осень” | С помощью специально созданной ситуации вовлечь детей в диалог, помочь им высказать мысли, подбирая наиболее уместные слова и фразы. Учить при ответе не отклоняться от содержания вопроса. Воспитывать любовь к родному краю. | “Попадают” одни в незнакомый лес, видят осенний пейзаж, грибы, по телефону рассказывают воспитателю, используя фразы из потешки. | Потешка “Ой, что в лесу за крик?” иллюстрации на тему “Осень в лесу”. Нарисованные грибы, знакомые детям. Игрушечные сотовые телефоны. |
“Всех гостей встречаем, вкусным чаем угощаем” | Формировать у детей умение слушать и понимать, обращенную к ним речь. Закрепить умения задавать вопросы, используя интонационные средства; приучать к общению в коллективе; воспитывать общительность. | Делятся на хозяев и гостей. Встречают гостей, угощают различным вареньем. Задают вопросы относительно посуды, подразумевающие ответ-описание. | Наборы чайной посуды разные по размеру и цвету. Потешки: “Из-за леса, из-за гор”, “Ты, рябинушка”, “Едем, едем к бабе, к деду” |
“Знатные игрушки” | Учить отвечать на вопросы по поводу предметов, их качеств полным предложением. Повторить знакомую считалку, использовать ее для выбора ведущего. Воспитывать интерес к русским народным промыслам. | Приходят на ярмарку, выбирают продавца считалкой. Рассказывают об игрушках, опираясь на потешки. Покупают игрушки. | Дымковские игрушки; считалка “Таря Маря”, потешки: “Наши руки крендельком”, “Мы игрушки расписные”, “Дымковские барыни” |
Игра-инсценировка “Курочка-Рябушечка” |
Поощрять попытки играть роли, используя все средства выразительности. Развивать умение дифференцировать звуки З_Ж; учить правильно использовать в речи личные окончания глаголов. | Находят волшебную коробку. Ищут спрятанный звук. Распределяют роли, используя фишки с изображением животного. Инсценируют потешку | Различные ведерки. Маска курочки и цыплят. Карточки на звуки З. Ж.. Загадка “Зимой на земле лежало, весной в реку побежало”. Потешка “курочка Рябушечка”. Фишки-картинки. |
Примерный перспективный план занятий на октябрь. Старшая группа.
Тема | Программное содержание | Действия детей | Средства |
“Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска”. | Вовлекать детей в беседу о том, как выращивают и убирают хлеб, помочь понять суть пословицы. Учить отвечать на вопросы несколькими предложениями, согласуя части речи. Воспитывать уважение к труду хлебороба. | Отправляются в путешествие во времени. Попадают на уборку хлеба, расспрашивают о том, что видят и сами объясняют происходящее. Повторяют пословицу. | Колосья хлебных злаков, иллюстрации с
изображением хлебоуборочных работ, орудий труда Пословицы о хлебе. |
Придумаем нелепицы | Продолжать знакомить с жанровой особенностью небылиц. Учить сочинять нелепицы о животных, используя карты-схемы. Формировать умение подбирать образные выражения к придуманным героям, активизируя словарь детей. Воспитывать умение слушать товарищей. | По памяти вспоминают известные небылицы. Подбирают образные выражения к словам (зайчик, мышка, козел и т.д.), исправляют нелепицы, заменяя слова в предложении. Придумывают нелепицу. | Небылицы: “Как у нашего Данилы…”, “И в какой деревне слыхано…”, “Собака садиться играть на гармошке…”. Маски, карты – схемы, обозначающие животных. |
Магазин “Фрукты-овощи”. |
Формировать у детей умение мыслить нестандартно. Разгадывая загадки, выделять существенные признаки. Формировать умение высказываться по очереди, как в краткой, так и в распространенной форме. Обогащать речь. Воспитывать интерес к устному творчеству родного народа. | Делятся на две команды. Продают товар только после отгадывания загадки и объяснения своего решения. Выполняют правило – не перебивать друг друга. | Загадки об овощах и фруктах, их муляжи, атрибуты к игре “Магазин”. |
Примерный перспективный план занятий на октябрь. Подготовительная группа.
Тема | Программное содержание | Действия детей | Средства |
“День прозевал – урожай потерял”. | Формировать умение доказывать свою
точку зрения; правильно выражать мысль, облекая
ее в точную словесную форму; развивать умение
логически мыслить. Обогатить активный словарь
детей образной лексикой. Воспитывать умение
выслушивать говорящего, не перебивая его.
|
Делятся на продавцов и покупателей.
Чтобы сделать покупку, нужна загадка, которую
необходимо объяснить. Играют в дидактическую игру “Угадай на вкус”, народную игру “Огородник и воробей” |
Фрукты и овощи. Загадки: “Заплатка на
заплатке, а иголки не видела”; “Не бьет, не
ругает, а от него плачут” и т.п. Атрибуты для игры в магазин. Маски птиц для игры – физминутки. |
“Терем, терем расписной”. | Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве. Закрепить умение формулировать вопрос. Предложить по очереди исполнить роль гостеприимных хозяев, придумывая тему для беседы. Воспитывать интерес к народной культуре | Детей встречает бабушка Меланья (помощник воспитателя). Бабушка показывает различную утварь, дети расспрашивают о ней, слушают поговорки, пытаются объяснить их суть. Принимают гостей. | Русский костюм для бабушки, предметы
старинного быта (ухват, коромысло, самовар…).
Пословицы: Для дорогого гостя и ворота настежь. Гостю – почет, хозяину – честь. Народная игра “У старушки, у Меланьи”. |
“Во поле береза стояла…”. | Вовлечь детей в диалог на заранее подготовленную тему, о символе России – березе. Вспомнить обряды, связанные с этим деревом, хороводы, загадки. Учить детей грамматически правильно строить высказывание. Воспитывать любовь к Родине. | Попадают на праздник деревьев, где
королева – березка. Загадывают о ней загадки.
Ведут с березой диалог, рассказывают что о ней знают. Водят хоровод. Дают слово не ломать деревьев, любить свою Родину. |
Атрибуты для праздника деревьев,
приготовленные руками детей (шапочки с листьями
различных деревьев). У воспитателя шапочка
березы. Загадки о березе. |
Пример речевых карт к перспективному плану. Средняя группа.
Октябрь | Тема занятия | существительные | прилагательные | глаголы | Другие части речи |
“Мы любим осень” | Опушка, грибы, боровик, волнушки, | Березовая, еловые, малые, дружные | Надумал, скликал, собирал, отказались | Он, мы, ему, им. | |
“Знатные игрушки” | Барышни, кавалеры, хохотушки. | Расписные, ладные, красивые | Славимся, нравятся | Вокруг, повсюду | |
“Мы гостей встречаем…” | Хозяева, гости, посуда, угощение, варенье. | Абрикосовое, клубничное, клюквенное и т.п. | Угощать – угощаем, приглашать – приглашаем. | Вкусно, весело, вдвоем. | |
“Курочка-рябушечка” | Птицы: воробьи, галки, дятлы | Домашние, лесные, зимующие | Облететь, налететь… |