Цели:
- способствовать формированию представления о реке Енисей, крупных городах и народностях, проживающих на её берегах;
- расширять кругозор учащихся о культуре и творчестве народностей Красноярского края;
- способствовать проявлению различных компетенций у учащихся.
Оборудование: карта Красноярского края
Картины художников-красноярцев: Т.В.Ряннель “Верховья Енисея”, В.И.Суриков “Синий камень на Енисее”, “Енисей у Красноярска, , А.Г.Поздеев “На Енисее”, Д.И.Каратанов “Енисей. Последние льды”; рисунки детей на тему “Енисей”; набор открыток заповедник “Столбы”; фотографии городов Красноярск, Минусинск, Дудинка, Игарка, Диксон; макеты разных жилищ; детские поделки из бисера, стекляруса, бусин; модель бубна; музыкальные произведения; костюмированные герои (шаман, Енисей-батюшка).
Ход урока
(На фоне музыки звучат стихи К.Лисовского)
1 чтец.
Без тебя не найти мне покоя,
Ты - любви моей первой сильней.
Снова думаю, сердцем, строкою
Возвращаюсь к тебе, Енисей.
2 чтец.
Снова вижу и пену в порогах,
И медлительных чаек полёт.
И зовёт меня снова в дорогу
Вечный голос твой, ветер широт.
3 чтец.
Ты, река, моей песни начало!
Часто-часто в таёжных краях
Ты меня, как ребёнка, качала
На крутых, беспокойных волнах.
4 чтец.
И тебя, чья волна поднебесью
Не уступит в своей синеве,
В Заполярье зовут Ионесси,
Улуг-Хем называют в Туве.
5 чтец.
Ты штурмуешь высокие скалы,
Ты в работе с утра до утра.
Так, не зря навсегда от Байкала
Убежала к тебе Ангара.
6 чтец
Что Байкал? Только славное море.
А тебе – океаны сродни,
А тебе – бушевать на просторе,
Зажигать путеводно огни.
7 чтец
Знаю: в песни войдёт неприменно
Этот день недалёкий, когда
На плотину, седая от пены,
И твоя устремится вода
8 чтец
У Шумихи, где кедры стеною
На хребтах поднялись до небес,
Засияет вовсю над тайгою
И твоя, енисейская ГЭС. (рис. 3 )
9 чтец.
Засияет всё ярче, всё шире
Золотистым созвездьем огней
Над бескрайним раздольем Сибири,
Над тобой, мой родной Енисей!
Внимание! Все рисунки находятся в приложении
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята! Мы сегодня отправимся в путешествие по великой могучей сибирской реке Енисей. А сопровождать нас будет сам “батюшка-Енисей”. Места, где мы сделаем остановки, отметим на карте флажком. (работа с рис. 1.)
“Енисей”: - Вы уже много обо мне знаете.
– А кто из вас знает где я беру начало?
Дети: В верховьях Саян. У нас есть картина Т.В.Ряннеля “Верховья Енисея”, где мы видим величавые Саянские горы и бурные горные потоки молодого Енисея (рис.2.).
Ведущий: Любая река своё могущество приобретает притоками
- Какие притоки Енисея вы знаете?
Дети: Абакан, Мана, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Кан, Ангара.
Ведущий: Существует красивая легенда об одном из притоков Енисея. Ее нам сейчас покажут ребята. (инсценировка легенды Г.Смирнова “Чайка и красавица Ангара”).
Инсценировка.
Автор: В давние-предавние времена подросла у седого Байкала красавица дочь Ангара. От чужих взглядов спрятал он её глубоко в своих водах, в стенах из скал. И решил найти ей жениха поближе, чтобы не отпускать в дальние края. Очень любил он дочку. Выбрал ей в женихи богатого и знатного соседа Иркута. Не понравился Иркут Ангаре. Однажды прилетела к ней чайка.
Чайка: - Я в Саянских хребтах была, над Енисеем пролетала. Богатырь! Прорвал он горы Саянские, стремится к самому Ледовитому океану. Какой он сильный и смелый!
Ангара: - А какие у него глаза?
Чайка: - Как изумруд – камень, как хвоя горного кедра под солнцем.
Ангара: - Милая чайка, передай мой привет Енисею.
Автор: - Полетела чайка в Саяны к Богатырю, передала привет байкальской красавицы. А Енисей уже слышал от ветра о голубоглазой красавице – Ангаре. Полюбил её на всю жизнь и решил, во что бы то ни стало, увидеться с нею.
Енисей: - Передай Ангаре: “Не согласится ли со мной уйти на простор к океану? Буду ждать её на Стрелке”.
Автор: - С радостью приняла Ангара его предложение. Но как убежать от зорких глаз злого сторожа колдуна-ворона? Выручили красавицу братцы и сестрички ручейки и речки. Они подмыли скалу и вырвалась Ангара на свободу. И там на Стрелке слились навечно их струи: голубая ангарская и зелёная енисейская. Привольно понесли они свои воды к могучему океану.
Ведущий: Что еще можете рассказать о Енисее?
Дети: Енисей многоводная. длинная, глубокая река. На берегах реки много красивых городов и селений. Величие и красота дикой природы по берегам реки поражает и восхищает.
Посмотрите на картины художников, где эта красота отображена (просмотр картин В.Сурикова, “Енисей у Красноярска”, Д.И.Каратанов “Енисей.Последние льды”, Д.И.Каратанов”Енисей. Карга”, Д.И.Каратанов”Енисей”, Б.А.Ряузов”Енисей”, рис. 16, 17). Люди разных национальностей проживают по берегам “Великого Енисея”.
Ведущий: Итак, мы отправляемся в мысленное путешествие по реке из города Минусинска.
Дети: Минусинск один из старейших городов Красноярского края, центр административного района Красноярского края. Расположен он в правобережье Енисея, в центре обширной лесостепной Минусинской котловине, окруженной со всех сторон горами. Протока реки Енисей называется “Минусинская”, которая делит город Минусинск на две части: старую, сохранившую черты старого сибирского города XIX века, и новую, где возведены новые микрорайоны, с новыми многоэтажными домами.
Основанный в 1877 г. провизором Н.М Мартьяновым музей приобрёл широкую известность в России и за её пределами. Его экспонаты были представлены на многих выставках, в том числе на всемирной выставке в Париже в 1900 году.
В городе более 10 библиотек, два кинотеатра, 17 общеобразовательных школ, 5 средних специальных учебных заведений. Минусинский драматический театр получил премию “Золотая маска”. В 2006г. он открыл свой 124 сезон. Население Минусинска около 80 тыс. человек. С каждым годом растёт и изменяет свой облик старинный городок. (рис. 5-8)
Ведущий: Самый крупный город – сердце Красноярского края – Красноярск. (рис. 9-11)
Дети: Город Красноярск основан в 1628 году воином казачьего войска Андреем Дубенским. Здесь, на берегах Енисея выросли писатели Виктор Астафьев, Роман Солнцев, знаменитые художники: Василий Суриков, Т Ряннель, А Поздеев и другие. Искусство В.И.Сурикова – одна из вершин русской и мировой живописи. Его картины выставлены во многих музеях мира, а также сегодня в нашем классе.
Сегодня Красноярск один из культурных, научных и промышленных центров России. В городе около 20 ВУЗов и филиалов. По национальному проекту развития Красноярского края создаётся Сибирский национальный университет. Город стал местом проведения российских и международных соревнований, театральных и музыкальных фестивалей и конкурсов.
Енисей: А в окрестностях Красноярска есть знаменитый природный заповедник “Столбы”. (рис 12 а-в). Это зона, в которой располагается уникальная флора и фауна Красноярского края.
Ученик:
Не скучай на Енисее!
Зря на воду не глазей.
Принимай, полярный Север,
Доброту твоих друзей (Н.Гордеев)
Ведущий: Следующая остановка город – порт Дудинка. (рис. 13, 14)
Ученик: Дудинка – город (до 1951г. – поселок).Порт в низовьях Енисея, доступный для морских судов, принимает грузы для Норильского горно-металургического комбината, отправляет цветные металлы, уголь, руду.
10 чтец.
Стоят у морского причала
В Дудинском порту корабли-
Швартовые тросы устало
На тумбы стальные легли.
Гудки деловито и зычно
Над пирсом тревожно скользят.
Дудинские докеры в робах
То “вира”, то “майна!” кричат.
Снуют на путях тепловозы,
Составы на рельсах стучат.
Спокойно вздохнув, лесовозы
За грузом в Игарку спешат. (Н.Скобло)
Ученик: Игарка находится в 163 км к Северу от Полярного круга. Порт на Енисее, расположен на правом берегу Игарской протоки, доступен для морских судов. Возник в 1929 г. как центр лесопильной промышленности и порт по вывозу леса. (рис 15а, 15б.)
Енисей: Знаете ли вы, какие народности проживают на территории края?
Дети: Ненцы , нганасаны, долгане, кеты, энцы, селькуты, эвенки, русские, татары, поляки, немцы, эстонцы мардвы.
Енисей: Что вы знаете о культуре, искусстве и национальных особенностях малых народов нашего севера?
Дети загадывают загадки народов Севера.
- Что это? Не сосчитать (звёзды)
- Летом меховые, зимой берестяные? (оленьи рога)
- В одном гнезде четыре яйца, в одном яйце семь птенцов? (месяц, дни недели)
- Идёт, идёт , до берега дойдёт - исчезает? (тропинка)
- На Енисее белые кулики один за другим бегут (волны)
- Перешел тропу, следа нет (река)
Енисей
: На уроках вы узнали много пословиц и поговорок народов Севера. Посмотрим как вы их запомнили. Поиграем в игру “Собери пословицу” (Учащиеся делятся на две команды и получают конверт с пословицами.У одной команды начало пословиц, у другой – концовка)
Конь познается при горе
С кем хлеб-соль водишь
Не погонишь оленя
С непойманного песца
Слово не стрела
Пораньше встанешьпобольше сделаешь
а друг при беде
без добычи будешь
а хуже стрелы ранит
шкуру не снимешь
на того и походишь
Ведущий: Мы останавливались в больших городах и видели разные строения, где живут люди. – А в каких домах живут малые народности Севера?
Дети: У жителей Севера особое жильё – чум.
(Выставка поделок “Жилища людей Красноярского края” сделанных на уроках “Культура Красноярского края” )
Ведущий: А теперь Батюшка-Енисей, ребята продемонстрируют украшения , обереги, которые они изготовили своими руками и украсили ими свою одежду (демонстрация украшений “Солнышко”, “пояс”, “фенички”, изготовленные из бисера, стекляруса, бусинок).
Эти украшения надевали для исполнения ритуальных танцев с шаманом и злых духов. А мы с вами отдохнём и поиграем в игру “Белый шаман”. (рис. 4).
(Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга находится водящий. Это “Белый шаман” - добрый человек. Он становится на колено и бьёт в бубен. Затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Если, получивший бубен, неправильно повторит ритм, он выходит из игры.)
Ведущий: Река Енисей впадает в Карское море Северного Ледовитого океана. Последний город-порт на реке Енисей.
Ученик: Диксон – поселок городского типа, центр Диксонского района. Один из важных портов Северного морского пути, бункеровочная база морского флота.
11 чтец.
Поет морзянка
Кругом снега, хоть сотни вёрст исколеси,
Четвёртый день пурга качается над Диксоном,
Но только ты об этом лучше песню расспроси…
Ведущий: Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться домой. Поем песни о великой реке Енисей и незаметно оказываемся дома.
(Дети поют песни о Енисее, Ангаре и др.)