Урок литературного чтения в 4-м классе по программе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Тема: Стихотворение А. С. Пушкина “Зимняя дорога”.

Цели:

  1. Отрабатывать навык выразительного чтения стихотворения.
  2. Развивать умения анализировать стихотворение: определять вид рифмы, отыскивать различные средства художественной выразительности, использованные автором.
  3. Развивать воображение на основе словесного рисования картин.
  4. Воспитывать любовь к творчеству русских поэтов, к родной природе.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихотворения В. Маяковского “Тучкины штучки” ( по группам).

– Назовите рифмующиеся слова?

– Как называется такая рифма? (парная).

Мы уже знаем, что поэты очень часто прибегают к такой рифме.

– А какие жанры фольклора вы знаете?

Часто ли встречается такой вид рифмы в жанрах фольклора, мы с вами пронаблюдаем прямо сейчас.

III. Работа в группах.

У вас на столе лежат разные тексты, прочитайте, определите вид жанра. Какой вид рифмы присутствует?

1 гр. Гость гостил –
Серебристый мост мостил,
Без ножа, без топора,
Без железного долота.
(Мороз)

2 гр. Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
(Мороз)

3 гр. Шёл, шёл без дорог,
Где шёл – там и лёг.
До весны пролежал,
А весной побежал.
(Cнег)

– К какому жанру относятся тексты?

– Какая рифма присутствует?

– Какой теме посвящены все эти загадки?

Продолжая разговор о зиме, я предлагаю вам прочитать на доске фразу справа налево.

(Открывается доска, оформленная снизу падающими листочками, а сверху – снежинками).

ястеаничан амиз, ястеаачнок ьнесО (Осень кончается, зима начинается).

– Как называется эта фраза? К какому жанру относится? Какая рифма присутствует?

– Как понимаете эту пословицу? (После осени непременно наступает зима).

IV. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Вступительная беседа.

Все мы любим лето, с нетерпением ждём его прихода, но и зиму народ любит не меньше, с её зимними забавами, трескучими морозами, ведь недаром зиме русские поэты посвятили очень много стихов, и в этом мы с вами сейчас убедимся (магнитофонная запись: на фоне стихов о зиме слышится завывание ветра).

2. Работа в группах.

У вас на столах лежат отрывки из замечательных стихов великого русского поэта и писателя.

Ваша задача: прочитать отрывки, попытаться узнать, из каких стихов эти отрывки, а затем постараться вспомнить – кто их написал?

1 гр.

…опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета;
Мальчишек радостный народ,
Коньками звучно режет лёд….
(“Опрятней модного паркета”)

2 гр.

…пришла, рассыпалась: клоками
повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
(“Вот север тучи нагоняя…”)

3 гр.

…вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…
(“Зимнее утро”)

У. – Из каких стихотворений эти отрывки?

– Кто автор всех этих стихов? (А. Пушкин).

А сейчас я вас попрошу ещё раз очень внимательно проанализировать эти отрывки и определить, какую рифму использовал поэт при написании этих стихов, и какие средства художественной выразительности использовал автор? (повторить, какие виды рифм и средства художественной выразительности знают).

(1 гр. – парная рифма, использовал образные сравнения, олицетворения).

(2 гр. – перекрёстная, олицетворения, эпитеты).

(3 гр. – парная, олицетворения, эпитеты, образные сравнения).

– Какая общая тема во всех этих стихах? (тема зимы).

– Вспомните ещё произведения А. С. Пушкина.

V. Физминутка.

VI. Работа по теме урока.

1. Вступительная беседа:

Сегодня мы с вами прочитаем и исследуем ещё одно стихотворение А. С. Пушкина “Зимняя дорога” (учитель показывает портрет А. Пушкина), которое Пушкин посвятил тоже зиме.

– Что вы знаете из биографии поэта? (Годы жизни: 1799– 1837, родился в Москве, на Немецкой улице (ныне эта улица Баумана), в небогатой семье отставного майора).

А.С. Пушкин очень любил своих родителей, но он всегда с большой теплотой и любовью вспоминал двух женщин. Это была его бабушка, Мария Алексеевна, и няня, Арина Родионовна. Этим прекрасным женщинам он посвятил немало своих замечательных стихов.

2. Чтение и анализ стихотворения “Зимняя дорога” (дети открывают учебник на стр. 162).

Дети читают стихотворение про себя, предварительно учитель задал вопрос:

– Какие картины вы себе представите, прочитав это стихотворение?

– Какие чувства вы испытываете при виде такой картины? (чувства грусти, печали).

– Почему?

– Все ли слова вам были понятны?

3. Словарная работа:

Борзая (устар.) – быстрый, резвый; ямщик – возница (человек) на ямских (почтовых) лошадях (раньше почту возили на лошадях, что занимало несколько суток и даже недель); верста – старая русская мера, равная 1,06м; разгулье – весёлое времяпрепровождение; удалое – безудержная, лихая смелость ( дети по группам отыскивают в толковом словаре значения тех слов, которые не смогут объяснить).

– Подчеркните рифмующиеся слова в 1 четверостишии.

4. Анализ стихотворения.

Прежде чем мы прочитаем это стихотворение, давайте определим, в каком темпе надо его читать – ваши предположения?

Давайте ещё раз вернёмся к стихотворению В. Маяковского “Тучкины штучки” и

прохлопаем ритм, делая хлопок на ударном слоге.

– На какой слог падает ударение? (на первый).

– А какая рифма присутствует? (парная).

Проанализируйте первое четверостишие данного стихотворения. К какой рифме здесь обратился поэт? (к перекрёстной).

– Давайте прохлопаем ритм. На какой слог в этом стихотворении чаще падает ударение? (на второй, третий).

– Какая рифма более энергичная, а какая более спокойная? (вторая, перекрёстная).

– Почему поэт использовал в данном случае эту рифму? (чтобы показать, как скучна долгая зимняя дорога)

– В каком темпе будем читать это стихотворение? (в медленном, нараспев).

Учитель читает стихотворение, а дети подчёркивают слова , на которые падает логическое ударение, и отмечают логическую паузу.

VII. Закрепление.

– Кто попытается прочитать это стихотворение, соблюдая всё то, о чём мы сейчас с вами говорили? (учитель спрашивает 2-3 человека).

– Какие средства художественной выразительности использовал автор? (дети работают в группах).

VIII. Творческая минутка.

– Попытайтесь сочинить двустишие или четверостишие о зиме, используя любую рифму.

IX. Итог урока.

Что хотел выразить поэт, написав это стихотворение? (любовь к родной природе, к простым людям).

– Что на уроке понравилось? Что нового для себя узнали?

X. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.