Пояснительная записка
Одна из задач профильной школы — содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся технологического профиля предлагается осваивать способы работы с информационными потоками — искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.
Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности ученика технологического профиля.
Цифровые технологии развиваются очень быстро. Десять лет назад мы и подумать не могли, что в каждой пятой семье будет персональный компьютер, а Интернет станет общедоступным. В области обработки видеоматериалов так же много что кардинально изменилось.
Место курса в образовательном процессе
Элективный курс “Видеомонтаж” является предметом по выбору для обучающихся 10-11 классов старшей профильной школы. Курс рассчитан на 68 часов, которые проводятся в течение учебного года по 2 часа в неделю.
Курс включает в себя практическое освоение техники создания цифрового видео. Его задачей является также подготовка школьников к осознанному выбору профессий, предусматривающих знания и умения в области видеомонтажа.
Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся технологического профиля.
Концепция курса
Основа курса — личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике — предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех сетевых технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является цифровой фильм.
Каждый учащийся создает личностно значимую для него образовательную продукцию — сначала простейшие слайд-фильмы, затем их отдельные элементы и целостные фильмы. Освоение знаний и способов видеомонтажа осуществляется в ходе разработки учениками фильмов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходят с помощью рефлексивных заданий. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.
Общепедагогическая направленность занятий — сопряжение социализации и индивидуализации обучения по отношению к сетевым информационным технологиям. Знания, умения и способы видеомонтажа являются элементами информационной компетенции — одной из ключевых компетенций старшей профильной школы. Умение находить, структурировать, преобразовывать и сохранять информацию в различных форматах необходимое условие подготовки выпускников технологического профиля. Таким образом, освоенный инструментарий — способы видеомонтажа — выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с созданными ими фильмами. Осознание и присвоение учащимися данного типа продукции происходят с помощью рефлексивных заданий, включенных в содержание занятий.
Цели и задачи курса:
Методы обучения и формы организации учебных занятий
Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому видеомонтажу.
Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной работы, применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.
Основной тип занятий — практикум. Единицей учебного процесса является блок уроков.
Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию фильма.
Учебно-методический комплект
Программа курса обеспечивается компьютерами и компьютерными программами, обозначенными в программе курса. Наиболее эффективны занятия при наличии выхода в Интернет. В то же время большая часть работы доступна школьникам без подключения к сети.
В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, дополнительная литература с описанием новых программных средств (меняется ежегодно), а также разделы “Справка” в изучаемых компьютерных программах. Выработка навыка самостоятельного изучения программных средств позволит ученику самостоятельно продолжать образование после окончания данного курса.
Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией — из информатики, конкретные примеры и задачи — из смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика, физика, литература, русский и английский языки, история и др. вполне может использоваться учащимися в процессе создания фильмов соответствующей тематики.
Образовательные результаты
Учащиеся должны овладеть основами видеомонтажа, а именно должны знать:
- способы хранения изображений в файлах;
- методы сжатия данных;
- проблемы преобразования форматов файлов;
- основы цифрового видео;
- различные программы видеомонтажа;
и уметь:
- владеть способами работы с изученными программами;
- выполнять обмен файлами между различными программами;
- создавать собственные фильмы по выбранной тематике;
- владеть приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению фильма;
- коллективно разрабатывать и публично защищать созданные проекты;
- осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность.
Межпредметные связи
Знания, полученные при изучении курса “Видеомонтаж”, учащиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний — физике, химии, биологии и др. Созданные фильмы могут быть использованы в докладе, статье, мультимедиа - презентации, размещены на Web – странице, в школьной или в домашней видеотеке. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса “Видеомонтаж”, являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области обработки цифрового видео.
Особенности курса
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
На каком содержательном материале, и через какие формы работы можно реализовать задачи профильной и предпрофильной подготовки? | Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса организована в форме уроков. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. |
2 |
Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса информатики? | Данный курс не предусмотрен в базовом курсе информатики, он подробно касается вопросов создания и редактирования цифрового видео, а также развития практических навыков видеомонтажа. |
3 |
Каким образом будет выстроена логика подачи материала? | Логика подачи материала выстраивается по принципу “от теории – к практике”, от овладения теоретическими основами к овладению практическими навыками. |
4 |
Каким образом будет сгруппирован материал по разделам и темам? | Материал сгруппирован в 2 раздела, в которые входит 27 тем. |
5 |
Сколько времени потребуется для изучения материала? | Данный курс рассчитан на 68 часов |
6 |
Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс? | Методическое обеспечение данного курса представлено в приложении теоретическими источниками и практическими заданиями. |
7 |
Какие виды работ могут выполнятся учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении? | Повторение основных понятий и методов
для работы с ними. Самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ ее достижения. Упражнения для самостоятельного выполнения. Проекты для самостоятельного выполнения. |
8 |
Какова доля самостоятельной работы ученика в работе данного курса. | Доля самостоятельной работы 70% |
9 |
Чем может завершиться изучение курса для ученика, какова форма отчетности? | Для контроля знаний используется
рейтинговая система и выставка работ. Усвоение теоретической части курса проверяется с помощью тестов. |
Содержание курса
№ урока |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1. Лекционная часть курса |
||
1-2 |
Методы представления изображений | 2часа |
3-4 |
Основы цифрового видео | 2часа |
5-6 |
Форматы данных | 2часа |
7-10 |
Монтаж и улучшение изображений | 4часа |
11-12 |
Общее знакомство с программами видеомонтажа | 2часа |
13-14 |
Особенности и возможности программы Pinnacle Studio | 2часа |
2. Практические занятия по видеомонтажу |
||
15-16 |
Рабочее окно Pinnacle Studio, | 2часа |
17-18 |
Меню, строка состояния и информационная панель | 2часа |
19-20 |
Настройка характеристик | 2часа |
21-22 |
Импорт изображений | 2часа |
23-24 |
Способы преобразования форматов файлов | 2часа |
25-26 |
Функция SmartMovie - автоматическое создание фильма | 2часа |
27-28 |
Захват видеоматериала | 2часа |
29-30 |
Разработка сценария фильма | 2часа |
31-32 |
Упорядочение эпизодов | 2часа |
33-34 |
Редактирование и коррекция изображения | 2часа |
35-36 |
Корректировка баланса цвета | 2часа |
37-38 |
Эффекты. Наложение сложных эффектов в реальном времени | 2часа |
39-40 |
Фильтры | 2часа |
41-42 |
Работа с текстом | 2часа |
43-44 |
Создание заголовков | 2часа |
45-46 |
Создание титров | 2часа |
47-48 |
Создание фоновых изображений | 2часа |
49-50 |
Создание эффектов переходов | 2часа |
51-52 |
Создание анимированного меню | 2часа |
53-54 |
Создание звуковых эффектов | 2часа |
55-56 |
Наложение и редактирование звука | 2часа |
57-58 |
Вывод фильма | 2часа |
59-60 |
Сохранение проекта | 2часа |
61-68 |
Подготовка и защита творческого проекта | 8часов |
Список информационных ресурсов
Развитие информационных технологий происходит быстрыми темпами. Новые стандарты устаревают, не успев пройти официального утверждения. Обновляемые электронные издания в этом смысле более мобильны, чем “бумажные” варианты учебных пособий.