Программа элективного курса для 10–11-х классов "Видеомонтаж"

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

Одна из задач профильной школы — содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся технологического профиля предлагается осваивать способы работы с информационными потоками — искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.

Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности ученика технологического профиля.

Цифровые технологии развиваются очень быстро. Десять лет назад мы и подумать не могли, что в каждой пятой семье будет персональный компьютер, а Интернет станет общедоступным. В области обработки видеоматериалов так же много что кардинально изменилось.

Место курса в образовательном процессе

Элективный курс “Видеомонтаж” является предметом по выбору для обучающихся 10-11 классов старшей профильной школы. Курс рассчитан на 68 часов, которые проводятся в течение учебного года по 2 часа в неделю.

Курс включает в себя практическое освоение техники создания цифрового видео. Его задачей является также подготовка школьников к осознанному выбору профессий, предусматривающих знания и умения в области видеомонтажа.

Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся технологического профиля.

Концепция курса

Основа курса — личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике — предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех сетевых технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является цифровой фильм.

Каждый учащийся создает личностно значимую для него образовательную продукцию — сначала простейшие слайд-фильмы, затем их отдельные элементы и целостные фильмы. Освоение знаний и способов видеомонтажа осуществляется в ходе разработки учениками фильмов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходят с помощью рефлексивных заданий. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.

Общепедагогическая направленность занятий — сопряжение социализации и индивидуализации обучения по отношению к сетевым информационным технологиям. Знания, умения и способы видеомонтажа являются элементами информационной компетенции — одной из ключевых компетенций старшей профильной школы. Умение находить, структурировать, преобразовывать и сохранять информацию в различных форматах необходимое условие подготовки выпускников технологического профиля. Таким образом, освоенный инструментарий — способы видеомонтажа — выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с созданными ими фильмами. Осознание и присвоение учащимися данного типа продукции происходят с помощью рефлексивных заданий, включенных в содержание занятий.

Цели и задачи курса:

  • научить учащихся способам создания и редактирования изображений, используя инструменты графических программ;
  • научить выполнять обмен данными между различными программами
  • познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание
  • реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе создания фильмов
  • познакомить учащихся основами цифрового видео
  • познакомить с различными программами видеомонтажа
  • научить основам работы в программе видеомонтажа Pinnacle Studio.
  • создать собственные фильмы по выбранной тематике.
  • сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту видеомонтажа.
  • сформировать навыки работы в коллективе над проектами
  • научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном Интернет – пространстве.

Методы обучения и формы организации учебных занятий

Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому видеомонтажу.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Кроме индивидуальной работы, применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.

Основной тип занятий — практикум. Единицей учебного процесса является блок уроков.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию фильма.

Учебно-методический комплект

Программа курса обеспечивается компьютерами и компьютерными программами, обозначенными в программе курса. Наиболее эффективны занятия при наличии выхода в Интернет. В то же время большая часть работы доступна школьникам без подключения к сети.

В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, дополнительная литература с описанием новых программных средств (меняется ежегодно), а также разделы “Справка” в изучаемых компьютерных программах. Выработка навыка самостоятельного изучения программных средств позволит ученику самостоятельно продолжать образование после окончания данного курса.

Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией — из информатики, конкретные примеры и задачи — из смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика, физика, литература, русский и английский языки, история и др. вполне может использоваться учащимися в процессе создания фильмов соответствующей тематики.

Образовательные результаты

Учащиеся должны овладеть основами видеомонтажа, а именно должны знать:

  • способы хранения изображений в файлах;
  • методы сжатия данных;
  • проблемы преобразования форматов файлов;
  • основы цифрового видео;
  • различные программы видеомонтажа;

и уметь:

  • владеть способами работы с изученными программами;
  • выполнять обмен файлами между различными программами;
  • создавать собственные фильмы по выбранной тематике;
  • владеть приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению фильма;
  • коллективно разрабатывать и публично защищать созданные проекты;
  • осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность.

Межпредметные связи

Знания, полученные при изучении курса “Видеомонтаж”, учащиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний — физике, химии, биологии и др. Созданные фильмы могут быть использованы в докладе, статье, мультимедиа - презентации, размещены на Web – странице, в школьной или в домашней видеотеке. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса “Видеомонтаж”, являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области обработки цифрового видео.

Особенности курса

Вопрос

Ответ

1

На каком содержательном материале, и через какие формы работы можно реализовать задачи профильной и предпрофильной подготовки? Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса организована в форме уроков. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся.

2

Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса информатики? Данный курс не предусмотрен в базовом курсе информатики, он подробно касается вопросов создания и редактирования цифрового видео, а также развития практических навыков видеомонтажа.

3

Каким образом будет выстроена логика подачи материала? Логика подачи материала выстраивается по принципу “от теории – к практике”, от овладения теоретическими основами к овладению практическими навыками.

4

Каким образом будет сгруппирован материал по разделам и темам? Материал сгруппирован в 2 раздела, в которые входит 27 тем.

5

Сколько времени потребуется для изучения материала? Данный курс рассчитан на 68 часов

6

Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс? Методическое обеспечение данного курса представлено в приложении теоретическими источниками и практическими заданиями.

7

Какие виды работ могут выполнятся учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении? Повторение основных понятий и методов для работы с ними.

Самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ ее достижения.

Упражнения для самостоятельного выполнения.

Проекты для самостоятельного выполнения.

8

Какова доля самостоятельной работы ученика в работе данного курса. Доля самостоятельной работы 70%

9

Чем может завершиться изучение курса для ученика, какова форма отчетности? Для контроля знаний используется рейтинговая система и выставка работ.

Усвоение теоретической части курса проверяется с помощью тестов.

 Содержание курса

№ урока

Тема занятия

Кол-во часов

1. Лекционная часть курса

1-2

Методы представления изображений

2часа

3-4

Основы цифрового видео

2часа

5-6

Форматы данных

2часа

7-10

Монтаж и улучшение изображений

4часа

11-12

Общее знакомство с программами видеомонтажа

2часа

13-14

Особенности и возможности программы Pinnacle Studio

2часа

2. Практические занятия по видеомонтажу

15-16

Рабочее окно Pinnacle Studio,

2часа

17-18

Меню, строка состояния и информационная панель

2часа

19-20

Настройка характеристик

2часа

21-22

Импорт изображений

2часа

23-24

Способы преобразования форматов файлов

2часа

25-26

Функция SmartMovie - автоматическое создание фильма

2часа

27-28

Захват видеоматериала

2часа

29-30

Разработка сценария фильма

2часа

31-32

Упорядочение эпизодов

2часа

33-34

Редактирование и коррекция изображения

2часа

35-36

Корректировка баланса цвета

2часа

37-38

Эффекты. Наложение сложных эффектов в реальном времени

2часа

39-40

Фильтры

2часа

41-42

Работа с текстом

2часа

43-44

Создание заголовков

2часа

45-46

Создание титров

2часа

47-48

Создание фоновых изображений

2часа

49-50

Создание эффектов переходов

2часа

51-52

Создание анимированного меню

2часа

53-54

Создание звуковых эффектов

2часа

55-56

Наложение и редактирование звука

2часа

57-58

Вывод фильма

2часа

59-60

Сохранение проекта

2часа

61-68

Подготовка и защита творческого проекта

8часов

Список информационных ресурсов

Развитие информационных технологий происходит быстрыми темпами. Новые стандарты устаревают, не успев пройти официального утверждения. Обновляемые электронные издания в этом смысле более мобильны, чем “бумажные” варианты учебных пособий.

  1. www.vmstudio.narod.ru
  2. www.svcd.ru
  3. www.spline.ru
  4. www.samlab.ru
  5. www.avi-mpg.by.ru
  6. www.studio-45y.narod.ru
  7. www.avistudio.narod.ru

Учебно-методическое пособие (фрагмент)