Уметь планировать методическую работу – это, значит осуществлять научную организацию труда педагогического коллектива, которая требует: точного расчета; четкого плана работы; точные календарные сроки. Планирование является важнейшей функцией управления в системе методической работы.
В профессиональном лицее одно из центральных мест занимает система организации методической работы педагогов. В условиях модернизации российского образования методическая работа наполняется качественно новым содержанием, становится наукоемкой.
От традиционных форм и методов работы с педагогами, где основной целью было формирование педагогического мастерства, редуцируемого к совершенствованию знаний, умений и навыков, а содержание (приоритетные направления в методической работе) составляло дидактическое (вопросы обучения), воспитательное (проблемы воспитания), методическое (вопросы методики обучения и воспитания). Методическая служба лицея переходит к технологической или проектно-технологической системе методической работы.
Социально-экономические изменения, происходящие в нашем государстве, поставили перед учебными заведениями серьезные проблемы и привлекли внимание к методической работе как основному средству совершенствования образовательного процесса.
Школа в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможности последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).
Обновление образования требует от педагогов уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, рефлексивных и прогностических способностей. Лишь педагоги, достигшие определенного уровня профессионального развития, могут осознанно и активно включаться в поиск или в процесс освоения и введения инноваций в практику.
Формирование мотивационной, содержательной и технологической готовности педагога – функция специально организованной методической системы, связанной со стимулированием самообразования, саморазвития, самореализации. Целью современной системы методической работы является: создание условий для реализации личностных функций педагога, для повышения уровня его профессионального саморазвития, готовности к инновациям (к освоению новых программ и технологий).
Раскрывая проблему управления методической работой инновационного типа, важно не столько выделить функции управления:
- информационно-аналитическую;
- мотивационную;
- планово-прогностическую;
- организационно-прогностическую;
- контрольно-оценочную;
- регулятивно-коррекционную.
Сколько показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. целостность.
Эффективное управление инновационным процессом требует от руководителя владения этими технологиями. Важным структурным компонентом современной методической системы, является уровневая модель методического процесса.
Уровневая модель методической работы:
Условия эффективного использования модели в решении методических проблем:
- ресурсная обеспеченность (информационная, кадровая, научно-методическая и др.);
- управленческое мастерство;
- микроклимат в коллективе;
- использование компьютерных технологий;
- готовность педагогов к инновациям;
- методическое обучение сотрудников, причастных к организации методической работы.
Таким образом, технология моделирования включает в себя следующие этапы:
- Анализ педагогического коллектива (на основе диагностики состава, уровня профессионального развития).
- Постановка целей и задач методической работы для разных групп педагогов.
- Разработка содержания методического обучения педагогов.
- Выбор оптимальных организационных форм, развивающих, педагогических технологий.
- Внедрение разработанной модели.
- Проверка модели на достоверность.
- Реализация выводов.
1 уровень. Индивидуальная методическая работа.
Рост профессиональной культуры и непрерывное самообразование каждого педагога, согласно составленному индивидуальному плану включает:
- обязательное участие в предметных методических комиссиях и добровольное в одной из форм научно-методического объединения;
- перспективное планирование этапов и результатов индивидуальной методической работы;
- взаимное посещение, анализ и оценка уроков;
- самостоятельная разработка методических материалов для собственной работы, для коллег и учащихся;
- изучение методической и общепедагогической литературы;
- добровольное проведение открытых уроков;
- изучение опыта других педагогов;
- постоянное отслеживание новых программ и методических пособий по предмету, смежным областям знаний.
2 уровень. Методические объединения.
Обмен опытом;
- совместное решение текущих учебно-воспитательных задач. Выработка общих подходов к контролю знаний и аттестации учащихся;
- подготовка, проведение и анализ результатов предметных олимпиад, конкурсов, недель и других форм работы с учащимися;
- обсуждение проблемных докладов, выступлений, сообщений.
3 уровень. Постоянно действующий семинар (один раз в месяц)
Обеспечение непрерывности профессионального образования членов педагогического коллектива, повышение теоретико-методологического уровня и квалификации;
- выработка системы основных педагогических понятий;
- обеспечение единства подходов при организации учебной, инновационной, исследовательской деятельности;
- активное межпредметное общение и обмен педагогическим опытом;
- коллективное обсуждение проектов и результатов инновационной деятельности.
4 уровень. Научно-методические творческие объединения.
Для обеспечения целенаправленной опытно-экспериментальной работы, раскрытия творческого потенциала педагогов.
- работа в экспериментальной площадке для апробации инновационных идей в области обучения и воспитания;
- ориентация на современное эффективное технологическое обучение (личностно-ориентированное, модульное, дифференцированное, информационное).
- участие в научно-практических конференциях, семинарах, конкурсах, проектах и т.д.
5 уровень. Проектно-методический центр и научно-методический совет.
Научно-методический совет – коллективный общественный профессиональный орган. Цель деятельности научно-методического совета – координация усилий различных служб: творческих педагогов, направленных на развитие научно-методического обеспечения образовательного процесса, инновационной деятельности педагогического коллектива.
Научно-методический совет:
- анализирует состояние и результативность работы методической службы, вносит предложения по изменению, совершенствованию структуры, участвует в их реализации;
- анализирует ход и результаты нововведений, исследований, имеющих значимые последствия для развития образовательного учреждения;
- вносит предложения по обеспечению инновационных процессов необходимыми финансовыми, материально-техническими и другими ресурсами;
- вносит предложения по созданию временных творческих групп;
- вносит предложения по стимулированию и оценке инновационной деятельности педагогов;
- контролирует ход и результаты комплексных инновационных проектов, осуществляемых в лицее.
Членами научно-методического совета могут быть педагоги 1 и высшей категории, руководители методических объединений, члены администрации лицея, научные руководители из числа преподавателей вузов, работающих совместно с лицеем. Председателем научно-методического совета является заместитель директора по научно-методической работе.
Анализируя итоги экспериментальной работы, мы можем сделать вывод, что разработка и внедрение многоуровневой модели системы методической работы, помогает повысить у педагогов психологическую, теоретическую и практическую готовность к эффективной реализации инновационного подхода к учащимся в процессе обучения и разработке авторских обучающих программ.
Планируемые результаты деятельности системы методической работы.
- информационное и научно-методическое обеспечение разработки текущих и перспективных планов развития лицея;
- комплексное учебно-методическое обеспечение образовательных программ;
- систематизация применяемых инновационных технологий для обучения и воспитания, их результативность;
- результаты научно-исследовательской работы;
- итоги мониторинга роста профессионального уровня педагогов;
- динамика качества обучения;
- участие в городских, краевых, всероссийских мероприятиях, олимпиадах, смотрах, конкурсах;
- разработка методических рекомендаций, обучающих программ.
Документы и материалы, подтверждающие результативность деятельности методической службы.
Информационно-аналитическая деятельность
Аналитический отчет о конкретной работе, в котором отражены:
- индивидуальная работа с педагогами;
- содержание и результаты деятельности методических объединений;
- массовая методическая работа;
- анализы состояния преподавания предметов;
- разнообразные авторские методические и информационные материалы, предназначенные для диагностики, прогнозирования, планирования;
- результаты экспериментальной работы с выводами и предложениями о продолжении данных экспериментов.
Организация повышения квалификации педагогов:
- база данных о педагогах;
- качественный и количественный анализ педагогических работников;
- план и материалы по работе с молодыми педагогами;
- планы-графики курсов, семинаров для педагогов;
- учебные и учебно-тематические планы курсов и семинаров, аналитические справки по результатам этих форм учебной работы
- авторские учебные пособия, рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации для педагогов и учащихся.
Обобщение и распространение наиболее результативного педагогического опыта:
- описание форм пропаганды достижений педагогической науки, передового опыта;
- сценарии или планы творческих отчетов, мастер-классов, творческих лабораторий, проблемных семинаров по презентации результативного опыта педагогов;
- статьи, брошюры, сборники “Из опыта работы педагогов”, прошедшие рецензирование, экспертизу и рекомендованные к практическому применению;
- положения и рекомендации к проведению конкурсов, выставок, олимпиад. Аналитические справки по итогам конкретного материала.
Наши результаты
- Российский образовательный форум
Лауреат Конкурса инновационных разработок в номинации “Инновации в обучении” 2006 г.;
- Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” - именные дипломы;
- участие в конкурсе “Классный руководитель” редакции “Учительская газета” 2007 г.;
- краевой конкурс “Учитель года-2006” - победитель;
- участие в конкурсе краевых социальных грантов по грантовой программе Красноярского края “Социальное партнерство во имя развития” 2007 г.;
- участие в краевом конкурсе проектов технического творчества;
- разработка и внедрение авторских образовательных программ;
- модульная технология обучения;
- Региональный центр развития модульной системы обучения;
- Федеральная экспериментальная площадка.
Литература
- Абратова, С.Г. Технология в управлении и для управления. – М.: 1998.
- Лазарев В.С. и др. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. – М., 1995.
- Конаржевский, Ю.А. менеджмент и внутришкольное управление. – М.,1995.