Содержание и организация методической работы в лицее

Разделы: Администрирование школы


Уметь планировать методическую работу – это, значит осуществлять научную организацию труда педагогического коллектива, которая требует: точного расчета; четкого плана работы; точные календарные сроки. Планирование является важнейшей функцией управления в системе методической работы.

В профессиональном лицее одно из центральных мест занимает система организации методической работы педагогов. В условиях модернизации российского образования методическая работа наполняется качественно новым содержанием, становится наукоемкой.

От традиционных форм и методов работы с педагогами, где основной целью было формирование педагогического мастерства, редуцируемого к совершенствованию знаний, умений и навыков, а содержание (приоритетные направления в методической работе) составляло дидактическое (вопросы обучения), воспитательное (проблемы воспитания), методическое (вопросы методики обучения и воспитания). Методическая служба лицея переходит к технологической или проектно-технологической системе методической работы.

Социально-экономические изменения, происходящие в нашем государстве, поставили перед учебными заведениями серьезные проблемы и привлекли внимание к методической работе как основному средству совершенствования образовательного процесса.

Школа в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможности последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

Обновление образования требует от педагогов уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, рефлексивных и прогностических способностей. Лишь педагоги, достигшие определенного уровня профессионального развития, могут осознанно и активно включаться в поиск или в процесс освоения и введения инноваций в практику.

Формирование мотивационной, содержательной и технологической готовности педагога – функция специально организованной методической системы, связанной со стимулированием самообразования, саморазвития, самореализации. Целью современной системы методической работы является: создание условий для реализации личностных функций педагога, для повышения уровня его профессионального саморазвития, готовности к инновациям (к освоению новых программ и технологий).

Раскрывая проблему управления методической работой инновационного типа, важно не столько выделить функции управления:

  • информационно-аналитическую;
  • мотивационную;
  • планово-прогностическую;
  • организационно-прогностическую;
  • контрольно-оценочную;
  • регулятивно-коррекционную.

Сколько показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. целостность.

Эффективное управление инновационным процессом требует от руководителя владения этими технологиями. Важным структурным компонентом современной методической системы, является уровневая модель методического процесса.

Уровневая модель методической работы:

Условия эффективного использования модели в решении методических проблем:

  • ресурсная обеспеченность (информационная, кадровая, научно-методическая и др.);
  • управленческое мастерство;
  • микроклимат в коллективе;
  • использование компьютерных технологий;
  • готовность педагогов к инновациям;
  • методическое обучение сотрудников, причастных к организации методической работы.

Таким образом, технология моделирования включает в себя следующие этапы:

  1. Анализ педагогического коллектива (на основе диагностики состава, уровня профессионального развития).
  2. Постановка целей и задач методической работы для разных групп педагогов.
  3. Разработка содержания методического обучения педагогов.
  4. Выбор оптимальных организационных форм, развивающих, педагогических технологий.
  5. Внедрение разработанной модели.
  6. Проверка модели на достоверность.
  7. Реализация выводов.

1 уровень. Индивидуальная методическая работа.

Рост профессиональной культуры и непрерывное самообразование каждого педагога, согласно составленному индивидуальному плану включает:

  • обязательное участие в предметных методических комиссиях и добровольное в одной из форм научно-методического объединения;
  • перспективное планирование этапов и результатов индивидуальной методической работы;
  • взаимное посещение, анализ и оценка уроков;
  • самостоятельная разработка методических материалов для собственной работы, для коллег и учащихся;
  • изучение методической и общепедагогической литературы;
  • добровольное проведение открытых уроков;
  • изучение опыта других педагогов;
  • постоянное отслеживание новых программ и методических пособий по предмету, смежным областям знаний.

2 уровень. Методические объединения.

Обмен опытом;

  • совместное решение текущих учебно-воспитательных задач. Выработка общих подходов к контролю знаний и аттестации учащихся;
  • подготовка, проведение и анализ результатов предметных олимпиад, конкурсов, недель и других форм работы с учащимися;
  • обсуждение проблемных докладов, выступлений, сообщений.

3 уровень. Постоянно действующий семинар (один раз в месяц)

Обеспечение непрерывности профессионального образования членов педагогического коллектива, повышение теоретико-методологического уровня и квалификации;

  • выработка системы основных педагогических понятий;
  • обеспечение единства подходов при организации учебной, инновационной, исследовательской деятельности;
  • активное межпредметное общение и обмен педагогическим опытом;
  • коллективное обсуждение проектов и результатов инновационной деятельности.

4 уровень. Научно-методические творческие объединения.

Для обеспечения целенаправленной опытно-экспериментальной работы, раскрытия творческого потенциала педагогов.

  • работа в экспериментальной площадке для апробации инновационных идей в области обучения и воспитания;
  • ориентация на современное эффективное технологическое обучение (личностно-ориентированное, модульное, дифференцированное, информационное).
  • участие в научно-практических конференциях, семинарах, конкурсах, проектах и т.д.

5 уровень. Проектно-методический центр и научно-методический совет.

Научно-методический совет – коллективный общественный профессиональный орган. Цель деятельности научно-методического совета – координация усилий различных служб: творческих педагогов, направленных на развитие научно-методического обеспечения образовательного процесса, инновационной деятельности педагогического коллектива.

Научно-методический совет:

  • анализирует состояние и результативность работы методической службы, вносит предложения по изменению, совершенствованию структуры, участвует в их реализации;
  • анализирует ход и результаты нововведений, исследований, имеющих значимые последствия для развития образовательного учреждения;
  • вносит предложения по обеспечению инновационных процессов необходимыми финансовыми, материально-техническими и другими ресурсами;
  • вносит предложения по созданию временных творческих групп;
  • вносит предложения по стимулированию и оценке инновационной деятельности педагогов;
  • контролирует ход и результаты комплексных инновационных проектов, осуществляемых в лицее.

Членами научно-методического совета могут быть педагоги 1 и высшей категории, руководители методических объединений, члены администрации лицея, научные руководители из числа преподавателей вузов, работающих совместно с лицеем. Председателем научно-методического совета является заместитель директора по научно-методической работе.

Анализируя итоги экспериментальной работы, мы можем сделать вывод, что разработка и внедрение многоуровневой модели системы методической работы, помогает повысить у педагогов психологическую, теоретическую и практическую готовность к эффективной реализации инновационного подхода к учащимся в процессе обучения и разработке авторских обучающих программ.

Планируемые результаты деятельности системы методической работы.

  • информационное и научно-методическое обеспечение разработки текущих и перспективных планов развития лицея;
  • комплексное учебно-методическое обеспечение образовательных программ;
  • систематизация применяемых инновационных технологий для обучения и воспитания, их результативность;
  • результаты научно-исследовательской работы;
  • итоги мониторинга роста профессионального уровня педагогов;
  • динамика качества обучения;
  • участие в городских, краевых, всероссийских мероприятиях, олимпиадах, смотрах, конкурсах;
  • разработка методических рекомендаций, обучающих программ.

Документы и материалы, подтверждающие результативность деятельности методической службы.

Информационно-аналитическая деятельность

Аналитический отчет о конкретной работе, в котором отражены:

  • индивидуальная работа с педагогами;
  • содержание и результаты деятельности методических объединений;
  • массовая методическая работа;
  • анализы состояния преподавания предметов;
  • разнообразные авторские методические и информационные материалы, предназначенные для диагностики, прогнозирования, планирования;
  • результаты экспериментальной работы с выводами и предложениями о продолжении данных экспериментов.

Организация повышения квалификации педагогов:

  • база данных о педагогах;
  • качественный и количественный анализ педагогических работников;
  • план и материалы по работе с молодыми педагогами;
  • планы-графики курсов, семинаров для педагогов;
  • учебные и учебно-тематические планы курсов и семинаров, аналитические справки по результатам этих форм учебной работы
  • авторские учебные пособия, рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации для педагогов и учащихся.

Обобщение и распространение наиболее результативного педагогического опыта:

  • описание форм пропаганды достижений педагогической науки, передового опыта;
  • сценарии или планы творческих отчетов, мастер-классов, творческих лабораторий, проблемных семинаров по презентации результативного опыта педагогов;
  • статьи, брошюры, сборники “Из опыта работы педагогов”, прошедшие рецензирование, экспертизу и рекомендованные к практическому применению;
  • положения и рекомендации к проведению конкурсов, выставок, олимпиад. Аналитические справки по итогам конкретного материала.

Наши результаты

  • Российский образовательный форум

Лауреат Конкурса инновационных разработок в номинации “Инновации в обучении” 2006 г.;

  • Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” - именные дипломы;
  • участие в конкурсе “Классный руководитель” редакции “Учительская газета” 2007 г.;
  • краевой конкурс “Учитель года-2006” - победитель;
  • участие в конкурсе краевых социальных грантов по грантовой программе Красноярского края “Социальное партнерство во имя развития” 2007 г.;
  • участие в краевом конкурсе проектов технического творчества;
  • разработка и внедрение авторских образовательных программ;
  • модульная технология обучения;
  • Региональный центр развития модульной системы обучения;
  • Федеральная экспериментальная площадка.

Литература

  1. Абратова, С.Г. Технология в управлении и для управления. – М.: 1998.
  2. Лазарев В.С. и др. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. – М., 1995.
  3. Конаржевский, Ю.А. менеджмент и внутришкольное управление. – М.,1995.