Материалы предназначены для работы по профориентации выпускников школы и призваны повысить эффективность работы классного руководителя в этом направлении.
Они содержат презентацию (приложение 1) по теоретическим вопросам: разбиение профессий по типам, характеристики этих типов, разбиение типов по специальностям, требованиям к личности которые предъявляются к людям этого типа профессии и т. п.
Содержат компьютерный тест (приложение 2) по определению типа профессии. Он призван пробудить интерес учащегося к самопознанию и самосовершенствованию, определить соответствие его личностных качеств на сегодняшний день тем требованиям, которые предъявляет ему выбранная профессия. Помогает определить круг специальностей, где он сможет наиболее успешно реализоваться. Тест выполнен учеником 8 класса Алексеем Юровским.
Методические рекомендации по использованию материалов:
Информационная презентация может быть использована и при проведении классного часа и для проведения родительских собраний, посвященных теме профориентации.
По итогам тестирования может проводиться индивидуальная работа с учащимся. Какой круг профессий тебе предлагает компьютер? Совпадает ли предложение с твоими планами? Какие качества необходимо развивать для реализации твоих планов? Возможна ли корректировка твоих планов по выбору профессии? Эти и подобные вопросы после проведения тестирования могут стать предметом обсуждения с учащимся, с родителями учащегося, темой классного или родительского собрания. Результаты тестирования могут стать предметом обсуждения в семье, ведь тест компьютерный и можно провести тестирование дома родителей. (Само тестирование и обработка результатов не занимает много времени). Интересно сопоставить насколько соответствует реальная профессия родителей их личностным качествам. Провести диспут “профессия формирует определенные качества личности или личность ищет профессию под свои качества?”…
Компьютерный вариант тестов удобен тем, что может проводиться индивидуально. При желании результаты теста могут быть распечатаны испытуемому или стерты из памяти компьютера, без какой либо огласки для родителей, учителей и т.п. О том, как распорядиться информацией решает сам испытуемый.
Работа может быть спланирована на учебный год или полгода в выпускном классе. Возможна следующая организация:
Вводный классный час
Тестирование
Обсуждение результатов тестирование
Родительское собрание по профориентации, содержащее как общую информацию, так и рассказ о тестировании в классе.
Заключительный классный час с обсуждением итогов: что дало мне тестирование?
Вводный классный час можно начать с постановки проблем:
Как определить будущую профессию?
Какие факторы нужно учитывать? / Востребованность на сегодняшнем рынке труда в нашем районе, престижность профессии и ее оплата, возможность получения образования по данной профессии, легкость поступление в учебное заведение, поддержка родственников и знакомых в построении карьеры в этой профессии, личный интерес к этой профессиональной деятельности./
Хорошо ли ты знаком с условиями и требованиями к работникам этой профессии. Что тебя в ней привлекает? В каждой профессии есть свои плюсы и минусы. С чем ты можешь мириться, а через что ты не сможешь переступить? Не будут ли конфликтовать твои внутренние убеждения и потребности твоей выбранной профессии? Что проще изменить себя в угоду требованиям профессии или изменить профессиональную направленность?
Мы рассмотрим только один аспект, который нужно учитывать при выборе профессии. Это твои личные качества, которые сформированы у тебя к сегодняшнему дню. Но нельзя забывать и о других факторах! Их учет тоже может оказать существенную помощь в твоем правильном выборе.
Сначала поговорим о типах профессий, какие они бывают. Определим по тестам в каком из типов тебе будет наиболее комфортно.
Обсуждение результатов тестирования можно вести по следующим вопросам:
Доволен ли ты результатом, который показал тебе компьютер? Нет? В чем причина? Ты выбрал профессию из другого круга? Тебе не нравиться заниматься тем, что тебе рекомендовал компьютер? Может, ты не искренне отвечал? А может, ты просто мало знаешь о выбранной специальности, что она может потребовать от тебя? Сможешь ли ты соответствовать этим требованиям? Подумай, посоветуйся с родными, со специалистами в области профориентации <телефоны и адреса районных и городских консультаций>
Проверь по этим тестам членов своей семьи. Какие получили результаты? Соответствует ли выбор компьютера фактическим профессиям твоих родителей? Если соответствует, то кто в этом “виноват” профессия, которая перевоспитала человека или личность, которая приобрела необходимые для этой профессии качества? Не соответствует? Как чувствует себя в своей профессии родитель? Что его привлекает в ней? Часто ли приходиться перебарывать себя?
На заключительном классном часе можно провести анкетирование по результатам работы.
Оцените работу с тестами по 10 бальной шкале от 5 до -5
Интересно |
5 4 3 2 1 0 –1 –2 –3 –4 -5 |
Скучно |
Полезно |
5 4 3 2 1 0 –1 –2 –3 –4 -5 |
Бесполезно |
Задумались о сложностях в решении проблемы выбора профессии |
5 4 3 2 1 0 –1 –2 –3 –4 -5 |
Ничего сложного |
Узнали новое о себе |
5 4 3 2 1 0 –1 –2 –3 –4 -5 |
Ничего нового |
Получили помощь в определении будущей профессии |
5 4 3 2 1 0 –1 –2 –3 –4 -5 |
Никакой помощи |
Приблизились ли вы к осознанному выбору профессии |
5 4 3 2 1 0 –1 –2 –3 –4 -5 |
Нет никакой ясности |
Литература:
- Прощитская Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. Пособие для ст. кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1991
- Розанова Е.Г., Белослюдов Д.А. Лев в шкафу, или А теперь узнай всю правду о себе.- М.: РИПОЛ Классик, 2002.