Учитель – ключевая фигура в образовании, его профессионализм является фактором, который определит успех или неудачу любых изменений в этой сфере. Сейчас при обсуждении приоритетов государственной образовательной политики повышение профессионализма педагогов признаётся важнейшим условием обновления системы образования России.
Учителю приходится постоянно приспосабливаться к новым условиям, чтобы учить других и учиться самому. Новые сферы и типы работ появляются существенно быстрее, и школа, процессы обновления за ними не успевают. Строго говоря, в самой организации этих работ заключено неизбежное запаздывание. Цивилизация мирится с этим запаздыванием, поскольку оно позволяет школе не “дергаться” на каждую моду, а реагировать на относительно устоявшиеся культурные практики. С моей точки зрения, работа школы в русле компетентностного подхода фактически является очередным этапом обновления техники преподавания.
Учитель в школе XXI века, – каким он должен быть? Как должна быть организована методическая работа с учителями? Какими способами более эффективно реализовать программу подготовки и переподготовки учителей, используя ресурсы школы, региона, страны? Эти вопросы стоят очень остро перед любой школой, в том числе и перед нашей. Попробуем в них разобраться. Итак, учитель в школе XXI века, – каким он должен быть? Как Вы думаете? (вопрос в зал).
- учитель, ориентированный на организацию обучения и воспитания;
- учитель, ориентированный на самообразование;
- учитель, ориентированный на коммуникативную компетентность;
- рефлексивный практик;
- разработчик дидактических курсов;
- разработчик интерактивных методов обучения.
А вот, если посмотреть на разработку Оксфордского экзаменационного синдиката на профпригодность учителей, то их список выглядит так:
– уметь работать с информацией;
– уметь обрабатывать числовую информацию;
– заниматься самообразованием;
– уметь сотрудничать.
Считаем справедливыми все позиции и отмечаем, что среди многообразных средств обучения учителей наиболее эффективно направление андрагоники (теория и практика обучения взрослых) – педагогическая мастерская, другими словами мастер-класс.
Выражение мастер-класс пришло к нам от людей творческой интеллигенции, музыкантов, художников, писателей... Учитель – профессия творческая, которая нуждается в обмене накопленным опытом. Не случаен Ваш интерес к новому для большинства стилю проведения семинара. Общение с единомышленниками, опыт взаимообогащения важен для саморазвития и самореализации учителя. На мастер-классах участники не просто слушают, они сотрудничают; занятие проходит в обстановке живого обсуждения. На занятиях взрослые – учителя выступают в роли обучаемых, моделирую ту форму, которая выбрана Мастером.
Цель мастерской: повышение профессиональной компетенции, расширение методического мышления, освоение современных педагогических технологий, формирование рефлексии и умения создавать условия для успешного гражданского образования.
Перед тем, как представит Вашему вниманию мастер-классы, хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление. Послушайте задачу, помогите мне её решить.
Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.
Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет пищей и умрет с голоду.
Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.
Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?
Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.
Надеюсь, что этот настрой Вы пронесёте через весь семинар. Ответы на вопросы:
Как должна быть организована методическая работа с учителями? Какими способами более эффективно реализовать программу подготовки и переподготовки учителей, используя ресурсы школы, региона, страны? я думаю, Вы сможете получить, посетив наши мастер-классы. Занятия на мастер-классах выстроены таким образом, чтобы Вы могли провести подобные занятия со своими коллегами во время методических дней, семинаров. Предлагаем Вашему вниманию следующие педмастерские:
1 группа-10.30-11.10
– практикум “Применение арттерапевтических методов на уроках”, Топчу Н.Д.;
– представление опыта коррекционно-развивающего обучения и психолого-педагогического сопровождения учащихся С(К)К VII вида и инвалидов, Кутукова Л.А., Богатырёва С.А., Викулина Л.В., Чернова Т.В., Ильина Н.В.;
– презентация рабочих тетрадей по курсам “Обучение грамоте”, “Литературное чтение”, Жовнер Е.С., Годор ТА.;
– дебаты “Ориентировочная основа действий”, “ОСОД” придуманы МО РФ для учителей или для учащихся?;
– 2rpynna –11.30-12.10
– социальный практикум “Уроки социальной практики через УМК “Школа 2100”, Ча-мовских Г.Д., Жарова А.Н.;
– представление опыта использования ИКС как приёма работы учителя начальных классов, Максимова А.К.;
– стендовая защита “Вертикальная преемственность на уровне образовательной информации, способов и форм учебной деятельности в русском языке”, Оладько В.Н.;
– ролевая игра “Применение образовательной технологии М.Б.Воловича “Поэтапное формирование умственных действий”, Ракитина Л.И., Баламошева С.В.;
– ролевая игра “Оценка и отметка”, Коновалова С.А.