Коррекционно-развивающее занятие по формированию элементарных математических представлений

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

развитие логического мышления детей на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера;

коррекция отклонений в физическом и психическом развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Программные задачи:

  1. Развивать у детей способность к анализу, абстрагированию, умение строго следовать определенным правилам при выполнении цепочки действий, самостоятельно составлять разветвленный алгоритм в процессе игры “Необычные фигуры”.
  2. Развивать умения детей расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям на основе игры “Загадки без слов”.
  3. Развивать воображение, фантазию, координацию движений и моторику руки при помощи линейки “Спирограф”.
  4. Воспитывать коммуникативные умения и навыки через выполнение совместных заданий (работа в парах).

Коррекционные задачи:

  1. Формировать точность переключения от одного положения пальцев к другому.
  2. Формировать и развивать нижнедиафрагмальное дыхание.
  3. Совершенствовать полноту зрительных, слуховых, моторных ощущений.
  4. Дифференцировать восприятие предметов по цвету, форме, величине.
  5. Работать над увеличением поля зрения, скорости обозрения.
  6. Коррекция внутренних источников угрозы психологической безопасности ребенка через воспитание уверенности в своих силах, получении результата.

Материал:

8 наборов логических блоков Дьенеша, 8 наборов палочек Кюизенера, карточки с обозначением свойств, таблицы с алгоритмами, мяч, 8 линеек “Спирограф”, 8 линеек с геометрическими фигурами, цветные авторучки, 16 листов формата А4.

Длительность занятия 30 минут.

Методические приемы:

Дети, послушайте сказку, которую я вам расскажу. Жили-были разноцветные палочки. Их было очень много, а жили они в небольшой коробке. Тесно палочкам в коробке, а играть так и вовсе неудобно.

И вот однажды решили палочки поиграть с нашими детьми в игру, которая называется “ Назови число – найди палочку”.

Воспитатель называет число в пределах 10, а дети находят палочку, которая соответствует этому числу. Затем воспитатель показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая – один, розовая – два, голубая – три, красная – четыре и так далее). Воспитатель показывает палочки не по порядку.

Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы.) Тогда отгадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня:

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд)

Молодцы, правильно отгадали загадку. Ну что ж, давайте подготовим свои поезда в путь-дорогу…

  1. Пусть один поезд будет из синей палочки, а другой – из черной палочки. Какие два одинаковых вагона надо прицепить к короткому поезду, чтобы поезда были равными по длине?
  2. Оранжевая и желтая палочки составляют один поезд, а красная и фиолетовая – другой. Как можно уравнять длины поездов?
  3. Один поезд состоит из пяти белых вагонов, а другой из трех розовых. Какой поезд будет длиннее и насколько? (Ответы детей).

Дети, а сейчас мы будем составлять числа из цветных палочек. Из каких палочек можно составить число 7? (Ответы детей). Составьте число 6 из одинаковых палочек. Составьте число 6 из разных палочек. Составьте число 6 из палочек розового цвета. (Практическая работа детей).

Упражнение “Воздушный шар”.

Дети сидят на стульчиках, воспитатель включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: “Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди, чтобы пальцы сходились.

Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шар. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шар. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шара.

Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шара.

Сделайте паузу, сосчитайте до 5.

Снова вдохните и наполните легкие воздухом.

Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.

Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением. А теперь мы продолжим наше путешествие и на воздушном шаре отправимся в Город Логических Фигур.

Но прежде, вам нужно отгадать необычные загадки. Это загадки без слов. Я буду показывать вам карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие блоки загаданы. А вы отгадайте эти блоки. (Воспитатель предъявляет детям усложненный вариант. Детям надо угадать блоки по трем свойствам, например: форма, размер, толщина; цвет, форма, размер; цвет, форма, толщина).

Физминутка “Разминка”.

(Проводит ребенок подготовительной группы.)

В городе логических фигур состоится карнавал. Поэтому надо помочь простым фигуркам превратится в необычные, сложные. Правила таких превращений записаны в таблицах. Для каждой фигуры есть свое правило построения.

Воспитатель показывает таблицу с правилом построения первой необычной фигуры, помогает детям выяснить на какое свойство фигур надо смотреть (на форму), с какой фигуры начинать строить необычную (с той, от которой только отходят все стрелки), и установить, что если от фигуры не отходит ни одна стрелка, то к ней ничего не надо пристраивать. Затем дети работают в парах и строят сложную фигуру. По окончании работы дети сравнивают фигуры, находят неточности, устанавливают, на что похожи получившиеся фигуры. При составлении необычных фигур используют правила, которые требуют учета сразу трех свойств (цвет, форма, величина).

В городе логических фигур нам подарили волшебные линейки “Спирографы”, при помощи которых мы нарисуем сказочные цветы. А еще для рисования нам будут нужны разноцветные ручки и листы бумаги (дети рисуют цветы).

После выполнения задания дети вместе с воспитателем выбирают наиболее удачные работы.

В конце занятия дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч каждому из детей и задает вопросы:

- Какое было занятие?

- Что интересного было на занятии?

- А что понравилось тебе больше всего?

- Какое задание было самым трудным?

- Какое задание было самым легким?

- Как ты считаешь, ты хорошо поработал?

- Почему ты так решил?

- За что бы ты себя похвалил?

Оценка работы детей воспитателем.