Инновационная модель соуправления ОУ на основе участия общественной некоммерческой организации как механизм формирования демократического уклада гимназии

Разделы: Администрирование школы


Актуальность проблемы

Общей тенденцией социально-политических процессов в современной России является переход от патерналистского общества – к гражданскому, от неправового государства – к правовому. Жизнь в гражданском обществе и правовом государстве требует от человека проявления ответственности за события своей жизни, демократического участия в жизни страны.

Если в авторитарном обществе государственная школа и общественная жизнь находились как бы в разных плоскостях жизни, что устраивало государство, то в условиях демократических реформ, являясь органической частью общества, система образования отражает происходящие в нем перемены. В основных политико-правовых документах, определяющих направления образовательной политики в России – новой редакции Закона РФ “Об образовании” (2004 г.), Национальной доктрине образования (2000 г.) и программе модернизации образования (2001 г.) в числе главных приоритетов выделяется воспитание граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности. Эта цель может быть реализована только демократической школой, имеющей “правовые гарантии для свободного развития” (ст. 4 Закона РФ “Об образовании”). Здесь же провозглашается “демократический, государственно-общественный характер управления” и “автономность общеобразовательных учреждений”.

Указанные принципы государственной политики в сфере образования предъявляют к школе требование стать более открытой для общества, ориентироваться на внешний гражданский заказ системе образования. Сегодня одним из устоявшихся понятий, характеризующих данное направление развития образования, является демократический уклад школы. Его определяют как систему норм и отношений внутри детско-взрослого педагогического сообщества и вне школы – в социальном окружении.

В современных условиях в виде реальных социальных партнеров школы, готовых формировать гражданский заказ, мы выделяем родительскую общественность и ответственных представителей местного сообщества. Демократическая школа должна активно влиять на формирование заинтересованных в ней гражданских институтов, создавая для себя механизм “общественной экспертизы”, позволяющий повысить эффективность управления развитием образовательного учреждения.

Вместе с тем, в практике управления для массовой российской школы стали привычны недемократические нормы:

  • гипертрофированная реализация принципа единоначалия, при которой в школе существует авторитарный режим управления, директор навязывает свои решения педагогическому коллективу;
  • отсутствие “внешних” и “внутренних” общественных институтов, способных на паритетной основе взаимодействовать с администрацией школы;
  • администрирование, ориентированное на поддержание дисциплины любой ценой и субординацию отношений (директор – завуч – учитель – ученик), принудительный характер заданий “сверху” и формализм в их выполнении “снизу”;
  • отсутствие заинтересованности в управлении школой со стороны учителя, учащегося, родителя – всех участников образовательного процесса;
  • манипулирование родителем с целью тотального контроля над учеником, стремление в случае конфликта школы и ребенка привлечь родителей на сторону школы.

Сохранение перечисленных антидемократических норм управления делает невозможным развитие школы как государственно-общественного института, а их преодоление невозможно без взаимного сближения школы и общества. Все участники образовательного процесса: дети, их родители и учителя, а также заинтересованная общественность обретают субъектную позицию по отношению к образованию и управлению им. Субъект образования – не абстрактное понятие, а обозначение для конкретного носителя предметно-практической деятельности и ценностных ориентаций. Субъектность выражается в самостоятельности и самодеятельности, внутренней активности собирательного или отдельного лица. Именно развитые отношения между субъектами образования формируют демократический уклад школы.

Таким образом, проблемой нашего общественно значимого инновационного проекта является поиск модели соуправления ОУ как механизма формирования демократического уклада гимназии.

Объект исследования – процесс управления, ориентированный на формирование демократического уклада общеобразовательного учреждения.

Предмет: инновационная модель соуправления ОУ на основе участия общественной некоммерческой организации как механизм формирования демократического уклада гимназии.

Гипотеза: можно предположить, что внедрение инновационной модели соуправления ОУ на основе участия общественной некоммерческой организации будет способствовать формированию демократического уклада гимназии.

При этом, модель соуправления ОУ предполагает реализацию субъектных позиций следующих участников: ученической организации, педагогической организации, родительской организации, администрации – внутри ОУ и общественной некоммерческой организации – вне ОУ. Эта модель строится в контексте идеи гражданского общества, как результат интеграции усилий локальных гражданских сообществ. Система соуправления предполагает использование гибких методов и форм, позволяющих учитывать любую социокультурную специфику (региональную, экономическую, социальную и т.п.), сочетает интересы отдельной личности с региональными и общегосударственными задачами образования.

Демократический уклад гимназии как понятие еще нуждается в научном обосновании и уточнении. Однако минимальное содержание данного понятия должно охватывать равноправное взаимодействие учащихся и взрослых, наличие свободного и заинтересованного обсуждения имеющихся проблем, инициативность и ответственность всех участников образовательного процесса.

Цель: исследовать возможность использования инновационной модели соуправления ОУ на основе участия общественной некоммерческой организации как механизма формирования демократического уклада гимназии.

Задачи:

  1. Провести анализ научно-педагогической литературы, посвященной проблеме школьного соуправления и опыту формирования демократического уклада.
  2. Разработать инновационную модель соуправления ОУ на основе участия общественной некоммерческой организации, ориентированную на формирование демократического уклада гимназии (концептуальный, нормативно-правовой, организационный, содержательный аспекты).
  3. Подобрать психодиагностические методики, позволяющие осуществлять мониторинг демократического уклада ОУ.
  4. Осуществлять мониторинг (стартовую, промежуточную, итоговую диагностику) демократического уклада ОУ.
  5. Провести апробацию инновационной модели соуправления ОУ на основе участия общественной некоммерческой организации как механизма формирования демократического уклада гимназии.
  6. Осуществлять коррекцию инновационной модели соуправления ОУ на основе участия общественной некоммерческой организации как механизма формирования демократического уклада гимназии.
  7. Разработать методические рекомендации по тиражированию инновационной модели соуправления ОУ на основе участия общественной некоммерческой организации как механизма формирования демократического уклада гимназии.
  8. Подготовить научные и учебно-методические материалы по итогам инновационной деятельности.

Имеющийся в гимназии задел для реализации инновационного проекта

Демократические начала и системный подход в организации управления гимназией № 36 используется уже в течение ряда лет. На современный момент структура управления гимназией представляет собой многоуровневую систему, основанную на сочетании принципов единоначалия и демократического самоуправления. Юридическую ответственность за деятельность гимназии несет директор и за ним сохраняется право принятия обязательных к исполнению решений. Совещательным и рекомендательным правом голоса обладают созданные выборные представительские органы: Попечительский совет; Педагогический совет; Совет учащихся гимназии; Научно-методический совет; первичная профсоюзная организация работников системы образования. Промежуточный контроль и ответственность в определенных сферах своих полномочий осуществляют шесть заместителей директора: по учебно-методической работе, по воспитательной работе, по учебно-воспитательной работе (три: по гуманитарному циклу предметов, по языковому профилю гимназии, по точным и естественным наукам), по административно-хозяйственной работе. Следующий уровень управления представлен методическими объединениями учителей, выделенными по предметному принципу; временными творческими коллективами учителей, создаваемыми под определенную задачу; научным обществом учащихся; комитетом ученического самоуправления.

Этапом в развитии системы управления гимназией стало основание в марте 2006 года некоммерческой общественной организации Фонд “Стабильность” (НОО Фонд “Стабильность”), учредителями которого выступили граждане, ответственно заявившие свою позицию в обеспечении развития гимназии, внедрения перспективных педагогических технологий, реализации разнообразных социальных, культурных и образовательных целей на базе гимназии № 36 г. Краснодара. Фонд принимает на себя ответственность общественной экспертизы содержания образования гимназии. Результаты попечительской деятельности ОНО Фонд “Стабильность” (от изменения материального положения до переосмысления партнерских отношений всех участников образовательного пространства) открывают новые образовательные возможности, ставя тем самым новые содержательные задачи, в решении которых участие попечителей представляется обоснованным и продуктивным.

Таким образом, в интересах построения полноценной модели соуправления инновационным ОУ мы осознаем необходимость формирования следующих функций некоммерческой общественной организации “Стабильность”:

  • возможность определять специфику, уклад жизни и образовательную программу гимназии;
  • формулировать требования и стандарты к условиям обучения: кадровому, методическому, материально-техническому обеспечению образовательной программы;
  • определять правила приема в гимназию исходя из ее специфики;
  • определять основные направления (программы) развития общеобразовательного учреждения;
  • защищать и содействовать в реализации прав и законных интересов участников образовательного процесса;
  • участвовать в определении компонента образовательного учреждения в составе реализуемого государственного образовательного стандарта общего образования;
  • содействовать в создании оптимальных условий для осуществления образовательного процесса и форм его организации в гимназии, в повышении качества образования, в наиболее полном удовлетворении образовательных потребностей социальных заказчиков;
  • осуществлять общественный контроль рационального использования выделяемых учреждению бюджетных средств, доходов от собственной деятельности гимназии и привлеченных средств из внебюджетных источников, обеспечивать прозрачность финансово-хозяйственной деятельности;
  • осуществлять участие в оплате труда учителей, с целью связать уровень качества образования с заработной платой;
  • взаимодействовать с учредителем в формировании органов управления образовательным учреждением, в подборе кадров;
  • вести контроль за здоровыми и безопасными условиями обучения, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении.
  • содействовать реализации миссии образовательного учреждения, направленной на развитие социального партнерства между участниками образовательного процесса и представителями местного сообщества.

Мы считаем, что переход к формированию гражданского заказа на образовательные программы с участием внешнего ответственного заказчика становится сегодня насущной потребностью для гимназии. Гражданский заказ – согласованный, оформленный и утверждённый набор целей и задач образовательной деятельности, описание результатов образовательной программы. В основании гражданского заказа лежат потребности, ожидания и чаяния общества, всех его структурных элементов и отдельных граждан. Это основа образовательной деятельности, это есть главное условие качества образования. По мнению А.И. Адамского, гражданский заказ образованию - это первый и необходимый шаг по формированию новой системы образования.

Вместе с тем, существует разрыв между бытовыми представлениями об образовании, существующими в общественном сознании и взглядами экспертов - профессионалов. Взрослые учились в своей школе. И они только подозревают, что школа стала другой. Вот почему необходимо организовать диалог трех позиций: профессионально-научной, общественно-государственной и административно-управляющей. Это является одним из необходимых условий, при которых возможен гражданский заказ школе.

У нас имеется первоначальный опыт группового моделирования позиций о целях и результатах образовательного процесса гимназии, с участием Фонда “Стабильность”.

Чтобы чувствовать себя уверенно в условиях высокой динамики социально-экономических, политических и прочих изменений, присущих современному обществу, выпускник школы должен обладать универсальной общеобразовательной подготовкой, ключевыми компетенциями в которой могут быть лингвистическая (языковая) и информационная. Это предполагает, что он в совершенстве владеет своим родным языком и может активно использовать в своей деятельности иностранный язык. Владение языками как инструментами эффективного осуществления деятельности является одним из важнейших условий, которые позволят выпускнику школы быть успешным практически в любой сфере социальной и культурной жизни общества.

Это определило необходимость развития филологического и информационного образования в гимназии как системообразующего, которое позволяет обеспечить:

  • повышение речевой культуры учащихся при многофункциональном использовании ими родного языка как основного средства коммуникации и базы для изучения иностранных языков;
  • такой уровень знаний первого иностранного языка (английский), который бы давал возможность выпускнику школы активно использовать его применительно к любому профилю последующего профессионального обучения; для создания дополнительных возможностей и компетентности в любой профессиональной области;
  • владение вторым (а для наиболее подготовленных учащихся и третьим) иностранным языком на уровне, достаточном для успешной речевой коммуникации всех видов.
  • высокий уровень знаний информационных технологий и использование их не только на уроках информатики, но и других дисциплин.

Такой подход предполагает корректировку базовых программ в соответствии с целями и задачами расширенного образования, переход от информационно-объяснительной образовательной технологии к деятельностно-развивающей, замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, повышение уровня самостоятельности обучающихся в своей деятельности; использование в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций. Существенную роль в этом направлении должны играть интеграция основного и дополнительного образования, информатизация учебного процесса, ученическое самоуправление, здоровьесберегающие технологии и другие формы работы. Всему этому должно способствовать расширение сферы применения проектного обучения, характерными чертами которого мы видим:

  • вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности школьников;
  • направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской работы учащимися;
  • многообразие проектов, выполняемых на межпредметном и надпредметном уровнях.

Анализ современного состояния образовательной системы гимназии позволил определить ее основные конкурентные преимущества при поиске социальных партнеров и организации взаимодействия с ними :

  • значительный авторитет гимназии в окружающем социуме и среди образовательных учреждений города Краснодара, квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;
  • высокий уровень языковой культуры школьников на основе качественного изучения школьниками родного языка и углубленного изучения иностранных языков;
  • значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;
  • качественная начальная подготовка, позволяющая гимназистам добиваться хороших учебных показателей на второй и третьей ступенях обучения;
  • преимущественно высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников школы;
  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, позволяющих выстраивать субъект-субъектные отношения между учащимися и педагогами;
  • интеграция основного и дополнительного образования;
  • высокая информатизация образовательной среды и достаточная подготовленность педагогических кадров к работе в данных условиях.

Этапы реализации инновационного проекта и их содержание

Нами выделены следующие этапы реализации инновационного проекта, с указанием сроков и содержания работ по каждому из этапов и перечня основных мероприятий.

1. Подготовительный этап. Январь 2006 – декабрь 2006

  1. Определение приоритетных направлений развития гимназии.
  2. Анализ имеющихся организационно-правовых условий и поиск оптимальных методов и форм организации соуправления в ОУ.
  3. Определение демократического уклада как ориентира для инновационной деятельности гимназии.
  4. Построение первоначальной концепции инновационной модели соуправления гимназией с участием НОО Фонд “Стабильность”, ориентированной на формирование демократического уклада ОУ.
  5. Определение функций некоммерческой общественной организации “Стабильность” в оптимизации развития гимназии.
  6. Осуществление группового моделирования позиций о целях и результатах образовательного процесса гимназии, с участием НОО Фонд “Стабильность”.
  7. Анализ существующих научных подходов в сфере организации общественно-государственного соуправления и передовой практики.
  8. Разработка инновационного образовательного проекта: “Инновационная модель соуправления ОУ с участием некоммерческой общественной организации как механизм формирования демократического уклада гимназии”.

2. Диагностико-моделирующий этап. Январь 2007 - декабрь 2007

  1. Подбор диагностических методик, позволяющих определять уровень развития демократического уклада ОУ.
  2. Разработка функциональной модели соуправления ОУ с участием некоммерческой общественной организации как механизма формирования демократического уклада гимназии.
  3. Проведение стартовой диагностики уровня развития демократического уклада ОУ и имеющихся условий для организации инновационной деятельности по избранной теме.
  4. Проведение организационно-деятельностной игры “Программа развития гимназии” с участием заинтересованных субъектов образования.
  5. Апробация функциональной модели соуправления ОУ с участием некоммерческой общественной организации как механизма формирования демократического уклада гимназии.
  6. Определение механизма внедрения инновационной модели в деятельность ОУ.
  7. Выявление затруднений в проведении инновационной деятельности. Поиск путей преодоления трудностей.

3. Формирующий этап. Январь 2008 – декабрь 2008

  1. Внедрение функциональной модели соуправления ОУ с участием некоммерческой общественной организации как механизма формирования демократического уклада гимназии.
  2. Экспериментальная проверка эффективности внедрения инновационной модели соуправления.
  3. Проведение промежуточной диагностики уровня развития демократического уклада ОУ и имеющихся условий соуправления.
  4. Подготовка учебно-методических материалов по организации в ОУ функциональной модели соуправления ОУ с участием некоммерческой общественной организации как механизма формирования демократического уклада гимназии.

4. Итогово-обобщающий. Январь 2009 – май 2009

  1. Итоговая диагностика уровня развития демократического уклада ОУ и имеющихся условий соуправления.
  2. Коррекция модели соуправления ОУ с участием некоммерческой общественной организации как механизма формирования демократического уклада гимназии
  3. Подготовка итогового комплекта учебно-методических материалов по организации в ОУ функциональной модели соуправления ОУ с участием некоммерческой общественной организации как механизма формирования демократического уклада гимназии.
  4. Оформление результатов инновационного проекта в виде публикаций в педагогических журналах и в виде брошюры, размещение материалов на сайте гимназии в сети Интернет.

Ожидаемые результаты и их значение для развития системы образования

  • Обзор теории и практики организации школьного соуправления в современной педагогической науке и инновационной практике.
  • Инновационная модель соуправления ОУ на основе участия общественной некоммерческой организации как механизм формирования демократического уклада гимназии (концептуальный, нормативно-правовой, организационный, содержательный аспекты).
  • Психодиагностическая модель, обеспечивающая мониторинг демократического уклада ОУ.
  • Материалы мониторинга (стартовой, промежуточной, итоговой диагностики) демократического уклада ОУ.
  • Методические рекомендации по тиражированию инновационной модели соуправления ОУ на основе участия общественной некоммерческой организации как механизма формирования демократического уклада гимназии.
  • Научные и учебно-методические материалы по итогам инновационной деятельности.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4