В течение 6 в школе проходил эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
Реализуались следующие направления эксперимента:
1. Изменение уклада начальной ступени образования. Усвоение предметного материала из цели становится средством такого эмоционального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления.
2. Апробация естественно-математического профиля обучения, соответствующего школе с углубленным изучением предметов.
В начальной школе в экспериментальном классе к основным общеобразовательным предметам добавились: информатика, английский язык. Факультативы: «Флора», «Математика и конструирование», «Развивающие игры». Эти предметы и факультативные занятия развивают у учащихся кругозор, общую осведомленность, память, внимание, мышление; готовят ребят к переходу из начальной школы в основную. Дети учатся работать с дополнительной литературой, энциклопедиями; приобретают первоначальные навыки конспектирования, оформление рефератов, выступления перед аудиторией.
Ввесли систему поощрения в виде сигнальных кружков красного, зеленого и синего цвета. В тетрадях при проверке писали поощрительные слова «Молодец», «Умница», «Так держать!», «Будь внимателен», «Старайся» и т.д. но в других вторых классах школы учащиеся получали оценки, ребята общаются и все условные обозначения и слова переводят в оценки и постоянно просят чтобы им их ставили. По мнению учителей и родителей безотметочная система во втором полугодии снизила у ребят интерес к обучению. Как бы они не старались «Молодец» и «Хорошо» поддерживают их очень короткое время.
В работе использовались тесты для 1–4 классов О.И.Волошиной по русскому языку и математике. Сначала учащимся было очень трудно ориентироваться, т.к. нужно работать самостоятельно, а дети почти постоянно дома работают с родителями, а в школе опираются на помощь учителя. Это очень хороший способ развития самостоятельности у учащихся, уверенности в знаниях и возможность сразу проверить себя (есть ответы).
Очень полезно в данном возрасте изучение иностранного языка, независимо от стартовых способностей учащихся, т.к. оно оказывает положительное влияние на развитие психических функций ребенка, на общие речевые способности. Ранее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной школе. Неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке, ознакомление с элементарными сведениями о стране изучаемого языка. Уроки английского языка (2 часа в неделю) проводились в форме игры с использованием дидактического материала. Таким образом, учащиеся лучше усваивали предлагаемый материал, т.к. его основная часть рассчитана на устное запоминание. Ребята с удовольствием посещали уроки английского, разучивали стихи, песенки. Их привлек предмет, яркие учебные пособия и специфика его введения.
Информатика велась с использованием учебно-методический комплекта А.А.Семенова, Т.А.Рудченко для младших школьников, который состоит из учебников-тетрадей, тетради проектов и книги для учителя. Учащиеся познакомились с основными свойствами информации, имеют первоначальное представление о компьютерах и современных информационных технологиях, освоили важные фрагменты математических основ информатики в наглядной и графической форме; приобрели новые навыки поиска и открытия файлов.
Дети с желанием посещали уроки информатики, работали дома с тетрадью проектов. Все это формировало у учащихся готовность к дальнейшему использованию компьютерных технологий, что необходимо для успешной деятельности в современном обществе.
Ребята полюбили активный час отдыха на свежем воздухе, что способствует укреплению здоровья учащихся. Дети ежедневно наблюдали за изменениями в природе, играли в подвижные игры, с удовольствием проводили вместе внеучебное время, по мере возможности помогали одноклассникам в учебе. У многих прослеживаются навыки в совместной учебной деятельности умения ставить цель ближайшего шага своего совершенствования в учебных умениях.
В рамках эксперимента велся мониторинг благополучия учащихся и учителей, динамическое наблюдение за состоянием психического здоровья в начале и конце учебного года по поведенческим реакциям. Анализируя карты наблюдений за состоянием ребенка можно сделать вывод, что большинство учеников успешно справляются с учебной нагрузкой, нет перенапряжения в умственных занятиях. Список проблем, с которыми столкнулся психолог, выглядит следующим образом:
1. Число учащихся с низкой школьной мотивацией несколько возрастало к концу учебного года.
2. Выявлены дети с нарушенным психоневрологическим статусом.
Поэтому велась разработка рекомендаций по мониторингу, и проводился тренинг по соблюдению правил оценочной безопасности для учителей и родителей.
Работа по первой проблеме велась в направлении создания условий для разрешения противоречий и трудоспособностей, которыми сопровождается развитие ребенка в данном возрасте. У этих учащихся низкая школьная мотивация вызвана желанием избежать неприятности от учителей и родителей за плохую успеваемость и малое усердие в учении.
Учащихся, у которых нарушения психоневрологического статуса требовали анализа режима, нагрузки, трудностей, т.е. детального анализа всех проблем ребенка вместе с родителями и школьным врачом.
Работа психолога, которая велась в рамках эксперимента, позволила:
1. Выявить индивидуальные особенности каждого школьника.
2. Установить динамику процесса личностного развития учащихся.
3. Формировать у учащихся потребность в самопознании и адекватной самооценке.
В 10–11-х классах отрабатывался естественно-математический профиль.
Предметы данного профиля: математику, физику, химию и биологию учащиеся посещали по подгруппам. Введены были спецкурсы: «Избранные вопросы математики», «Решение задач повышенного уровня по физике», «Факультативный курс по органической химии», «Молекулярная биология». Один день в неделю (суббота) был предоставлен для консультаций. Все это способствовало внутренней дифференциации учебного процесса, индивидуальному подходу в обучении, углублению и расширению знаний учащихся, развитию их творческого потенциала.
Содержание обучения на старшей степени фиксируется, главным образом в учебниках, рекомендованных к использованию в широкомасштабном эксперименте.
На уроках алгебры учащиеся работали по учебному комплекту А.Г. Мордковича, (Он состоит из четырех книг: учебник, задачник, методическое пособие для учителя, контрольные работы). Учебник цельное и полное представление о школьном курсе алгебры и началам анализа, отвечает требованиям обязательного минимума содержания образования. Изложение теоретического материала ведется очень подробно, обстоятельно и достаточно живым литературным языком. Очень много примеров с подробным решением. Задач и упражнений в задачнике избыточно много. Внутри параграфов четко выдерживается линия нарастания трудности, что позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход в обучении. Контрольные работы представлены в четырех вариантах, выстроены они по одной схеме: задания базового уровня, среднего и задания повышенного уровня сложности. Здесь же представлена шкала оценок. По мнению учителей, данный учебный комплект имеет неоспоримое преимущество по сравнению с «традиционными» учебными пособиями.
Нагрузка на каждого ребенка по физике довольно высокая. Согласно программы, которую предлагает Министерство образования (автор В.А.Касьянов), каждый урок физики сопровождается изучением нового материала, абсолютно нет времени на отработку знаний и умений. При этом через каждые 6–10 часов предлагается контрольная работа. Объем домашнего задания становится очень большим, требуется огромное количество дополнительных занятий во внеурочное время. Те учащиеся, которые планируют в дальнейшем сдавать физику в ВУЗ, психологически настроены на преодоление нагрузки, и, следовательно, на восприятие такого потока информации. Учащиеся, которые не планируют свою дальнейшую деятельность связать с физикой, постепенно перестают выполнять домашнее задание, их уровень знаний и умений падает. Чтобы избежать этого необходимо предпрофильное обучение. Отбор учеников в профильные классы должен быть более тщательным, необходима работа психолога по выявлению склонности ребенка к тому или иному виду деятельности, тогда степень обученности станет выше, а результат обучения более продуктивным.
Учебник, по которому занимались экспериментальные классы по химии – под редакцией О.С.Габрилян. Материал в нем изложен логично, доступным для учащихся языком. Но в 10 классе мало времени отводится для отработки ЗУНов в соответствии с объемом программного материала, совсем нет времени на уроке для решения расчетных задач. Учебник 11 класса более удачен. Теоретическая часть изложена полно, хороший подбор упражнений и задач к параграфам. В отличие от учебников, которые использовались ранее в 11 классе обобщение и углубление материала построено без разрыва органической и неорганической химии, а в их единстве. Это воспринимается учащимися гораздо лучше, еще раз доказывая, что между этими группами веществ нет резкой границы.
Основным учебником по биологии для учащихся был Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. «Общая биология 10–11 класс». По мнению учителя в учебнике недостаточно освещены некоторые вопросы, поэтому привлекался материал учебника под редакцией Ю.Н. Полянского, использовался учебник В.Б. Захарова «Биология. Общие закономерности»
Деление класса на группы, спецкурсы, консультации – все это обеспечило полное прохождение программы, дало возможность работать индивидуально, устранять пробелы в знаниях, углублять их, знакомить с последними достижениями науки, отрабатывать навыки работы с дополнительной литературой, написания и оформления рефератов, работать с тестами, решать сложные задачи
В 11-м классе работа психолога была связана с проблемой тревожности и способов ее преодоления и велась в трех направлениях:
1. Обучение учащихся приемам овладения волнений и повышенной тревожностью.
2. Формирование необходимых знаний, умений и навыков, ведущих к повышенной результативности.
3. Перестройка особенностей личности, его самооценка и мотивации.
Одновременно велась работа с семьей, учителями, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.
Можно сделать вывод, что диагностика и коррекция процесса личностного развития в рамках эксперимента явилась не только необходимым условием эффективности учебного процесса, но и важным фактором развития и воспитания школьников. И в целом эксперимент дал положительные результаты, как в начальных, так и в старших классах.