I. Организационный момент . |
Домашнее задание: П. 54, в. 8, № 484, 487. Тема: «Прямоугольный треугольник». Цель: повторить прямоугольный треугольник; получить теорему Пифагора; рассмотреть простейшие задачи. |
IIа. Повторение. (Демонстрация презентации в Power Point)
|
Некоторые знания о прямоугольном треугольнике у нас есть. (Слайд 1) Рассмотрим прямоугольный треугольник ABC . Задание:
В тетради нарисуем два прямоугольных треугольника, расположенных следующим образом: (Слайд 2) Рассмотрим КВР. Задание:
А теперь соединим точки A и K.
|
IIб. Поставим задачу: |
Задача: Как можно найти площадь трапеции? (Слайд 3)
S = SАСВ + SАВК + SКВР
А теперь вернемся к исходным данным. Вспомним, что такое a, b, c (катеты, гипотенуза). Где? (в прямоугольном треугольнике) Что показало данное равенство? (связь между катетом и гипотенузой в прямоугольном треугольнике) А кто прочитает данное равенство? (В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов) |
III. Доказательство. (на стенде варианты доказательств) |
Мы получили метрическое соотношение суть теорема Пифагора. С древности математики находят новые доказательства теоремы Пифагора. Но для вас полезно самостоятельное открытие доказательства. Интересна её история. Считается, что сформулировал ее впервые отнюдь не Пифагор. В настоящее время имеется много различных доказательств, недаром она попала в книгу рекордов Гиннеса. Доказательство самого Пифагора до нас не дошло. Возможно, одно из них принадлежит Пифагору. Перед вами 4 доказательства теоремы. |
(в тетради)
раздаточный материал: наборы треугольников и квадратов
|
Давайте рассмотрим еще одно. Дано: АВС, С=90о, АВ = c, ВС = a, АС = b Доказать: c2 = a2 + b2 Доказательство: (используем раздаточный материал) (Слайд 4) Достроим АВС (желтый) с катетами a, b до квадрата со стороной a + b. Это можно сделать, используя дополнительные квадраты со стороной a, b. Точно такой же квадрат можно составить, расположив эти же треугольники по-другому. Так как треугольники между собой равны, то в центре будет …(квадрат со стороной с) Исключим треугольники. В результате c2 = a2 + b2. Что и требовалось доказать. Посредством остроумного построения сделали неочевидное - очевидным. Прочитаем формулировку теоремы. |
IVа. Закрепление. (индивидуальное задание: землемеры Древнего Египта)
Сделаем вывод: |
Задание: Используя теорему Пифагора, составьте по рисункам верное равенство. (Слайд 5) Дополнение: Чему равна гипотенуза? Треугольник сторонами 3, 4, 5 называется египетским. В этом случае нельзя использовать теорему Пифагора, т.к. нельзя определить вид треугольника. Такого треугольника не существует.
На что следует обратить внимание при применении теоремы Пифагора? ( что треугольник существует; что он прямоугольный). |
IVб. Закрепление. Дополнительно: № 486. |
(Слайд 6) Задание: Составьте соотношения, используя теорему Пифагора, для всех треугольников на рисунке |
V. Итог урока. |
Мы получили новые знания. А именно самое яркое свойство прямоугольного треугольника теорема Пифагора, которая будет использоваться при решении задач на протяжении многих лет. |
Урок в 8-м классе по теме: "Теорема Пифагора"
- Каликина Татьяна Валерьевна, учитель математики
Разделы: Математика