Цель урока: Провести опыты и наблюдения, которые объясняются на основе основных положений молекулярно – кинетической теории строения вещества.
Ход урока:
I. Оформить доску: Тема урока «Строение вещества».
- Портрет М. В. Ломоносова с выдержкой из его работы: «Размышления о причине тепла и холода», «теплота состоит во внутреннем движении материи», «движение может настолько уменьшиться, что … никакое дальнейшее уменьшение движения невозможно. Следовательно, по необходимости должна существовать наибольшая и последняя система холода».
- Основные положения МКТ:
а) Все вещества состоят из частиц: молекул и атомов
б) Частицы вещества непрерывно и беспорядочно движутся
в) Частицы вещества взаимодействуют друг с другом
II. Предварительная работа с классом: разбить класс на три группы. Выбрать из каждой группы наблюдателя, который будет отмечать, кто из учащихся рассказывает, ак он проводит опыт; кто объясняет его, кто дополняет объяснение. Наблюдатель выставляет оценку за каждую работу ученику в специальную таблицу. Оценивает ответ учитель. Приборы для опыта ученик выбирает сам. (Оборудование на демонстрационном столе).
Форма таблицы.
Ф. И..О. |
Оценки |
||||
опыта |
объяснения |
дополнения |
средний балл |
|
|
|
|
|
|
|
1. Вопросы заданий напечатаны на отдельных карточках . Представитель группы путём жребия выбирает карточку. В группе решают, кто проводит опыт, а кто его объясняет .
Задание №1.
- опустить колбу горлышком в сосуд с водой. Нагреть колбу своими руками.
- Проведите опыт по рисунку№66 из учебника- физика 7 класса.
- Изготовить из пластилина модели молекул: кислорода, водорода, воды.
Задание №2.
- Кристаллик марганцовки осторожно опустить в пробирку с водой.
- Открыть флакон одеколона, капнуть на стол.
- Кусочек быстрорастворимого сахара положить в стакан с горячей водой.
Задание №3.
- Разломите деревянную палочку, а затем соедините её части, чтобы она вновь стала целой.
- Разломите кусочек пластилина, а затем соедините его части, чтобы он вновь стал целым.
- Опустите стеклянную пластину, приклеенную к динамометру на поверхность воды в сосуде, а затем постарайтесь её оторвать от поверхности воды.
Задание №4.
Решить качественные задачи.
1. Почему огурцы быстрее просаливаются в горячем рассоле, чем в холодном?
2. Чем объясняется увеличение длины проволоки при ее нагревании?
3. Один кувшин с молоком поставили в холодильник, другой оставили в комнате. Где сливки отстояться быстрее? Почему?
4. Почему на классной доске пишут мелом, а не куском белого мрамора? Что можно сказать о взаимодействии между частицами этих веществ?
В конце урока (если останется время) уч-ся зачитывают свои мини – сочинения на тему :
«Опыт, наблюдения, которые я провел дома.:
Пример №1: «Кусочек сахара я положил в холодную воду, а другой в горячую .
Через 5 мин увидел, что в горячей воде сахар совсем растворился, а в холодной остался холмик из сахара . Я думаю это потому, что молекулы горячей воды движутся быстрее , а значит быстрее проникают между кристаллами сахара и быстрее разрушают кусочек сахара» .
Пример №2.: «К резиновому шнуру подвесил чайную чашку, он растянулся. Положил в чашку яблоко, шнур растянулся больше. Объясняю так. Резиновый шнур состоит из молекул, между ними есть пространство и молекулы притягиваются друг к другу, но когда подвесил груз, эти расстояния увеличились и чем больше груз, тем больше расстояние между молекулами, а когда убрал груз, резинка вернулась в свое прежнее состояние, т. е. сила притяжения между молекулами вернула их в прежнее состояние.
Урок заканчивается выставлением оценок.