Цель: актуализировать знания об ОСОД, ориентированной основе действий; в форме дебатов определить для кого придумано МО РФ для ученика или учителя.
1. Тренинг.
1 ведущий: Уважаемые коллеги, проходите, пожалуйста, в класс и образуйте круг.
2 ведущий: Давайте с вами познакомимся. Представьтесь, пожалуйста, так, как бы вы хотели, чтобы к вам обращались и назовите характерное вам качество на первую букву своего имени. Например, Я Наталия, я находчивая.
1 ведущий: Я Светлана, я стабильная. Представьтесь, пожалуйста (участники мастер класса представляются по кругу).
2 ведущий: А теперь давайте поздороваемся. Сделайте шаг вперёд те, кто любит собирать грибы, и пожмите друг другу руки. Спасибо. Вернитесь на свои места.
1 ведущий: Сделайте шаг вперёд те, кто любит смотреть сериалы, и поздоровайтесь друг с другом. Спасибо. Займите свои места.
2 ведущий: Сделайте шаг вперёд те, кто пришёл на работу пешком. Поздоровайтесь.
1 ведущий: Сделайте шаг вперёд те, кто проснулся сегодня в хорошем настроении.
2 ведущий: Сделайте шаг вперёд те, кто настроен на хорошую работу. Поздоровайтесь.
2. Выбор карточек.
1 ведущий: Возьмите, пожалуйста, понравившуюся фигуру и займите место согласно выбранной карточке. (К спинкам стульев прикреплены аналогичные карточки).
3. Сообщение темы.
2 ведущий: Итак, начинаем. Сегодня наш мастер класс будет проходить в дебатной форме по теме: «ОСОД, ориентировочная основа действий для кого придуманы МОиН РФ?».
1 ведущий: Вместе с вами работать над данным вопросом будем мы:
Харченко Светлана Викторовна и Долгова Наталия Владимировна.
4. Сообщение ролей.
1ведущий: Вы разделились на 4 группы. Те, кто выбрал: треугольники будут отстаивать интересы родителей;
круги представляют интересы детей;
зеленые квадраты интересы учителей;
синие квадраты представляют интересы МОиН РФ.
2ведущий: Уважаемые коллеги, убедительная просьба - на время нашего общения забыть о том, что мы все учителя и войти в предложенную роль.
5. Просмотр фильма.
1ведущий: Давайте посмотрим зарисовку из школьной жизни.
(Зарисовку можно записать и воспроизвести через компьютер, телевизор или инсценировать).
Девочка выполняет упражнение. Подходит учительница и спрашивает:
Что ты делаешь?
Упражнение, отвечает ученица.
Зачем ты это делаешь?
Учительница сказала.
- Тебе пригодятся эти знания?
Не знаю. Маме компьютер ошибки исправляет.
Как ты поступишь, если не будешь знать, как выполнить задание?
Спрошу у кого-нибудь.
И на уроке тоже?
А всегда спрашиваю, если не знаю. И на уроке тоже.
Ребёнок выполняет упражнение полностью, а затем обращается к учителю:
Я закончила.
Ты проверила?
Да.
Как ты думаешь, ты справилась с заданием?
Да. Я довольна своей работой.
Давай проверю.
Учительница проверяет и находит много ошибок.
Посмотри, сколько ошибок. Получается, ты не справилась.
6. Что? Для кого? Зачем?
2 ведущий: Какая интересная ситуация. Уважаемые учителя, она вам знакома? Чем?
А вы, родители, видите в этой девочке своего ребёнка? Что показалось знакомым? (А вы интересовались у своих детей, зачем они выполняют какое-либо задание?)
Дорогие дети, скажите, зачем учительница «пытала» девочку? Чего она хотела от неё?
- Светлана Викторовна, зачем вы спрашивали это у ребёнка?
1 ведущий: Я спрашивала, потому что Федеральный стандарт начального общего образования определяет основные направления модернизации образования. В том числе обще-учебные умения и навыки, обобщённый способ организации деятельности, ключевые компетенции.
2 ведущий: Если с ОУУН я знакомилась ещё в институте, родители, наверное, слышали на собраниях, а понятие «ключевые компетенции» в последнее время звучит очень часто, то ОСОД что-то необычное.
Дети, вы знаете, что это такое?
А родителям знакомо понятие?
Уважаемые учителя, вы знаете, что это такое?
- МОиН, вы согласны с мнением учителей? Помогите нам расшифровать.
1 ведущий: ОСОД это обобщённый способ организации деятельности и является составной частью ОУУН.
2 ведущий: Почему же тогда ОСОД вычленен из ОУУН? (Вопрос ко всем участникам).
1 ведущий: Потому что ОСОД подразумевает развитие у учащихся аналитико-синтетических умений, а именно уметь ставить цель, анализировать и предвидеть результат.
2 ведущий: Представители МОиН, о ком вы думали, придумывая ОСОД? (О детях).
О детях. Хорошо. Спросим у детей. Вам он нужен?
Родители согласны с МО, что это нужно детям? Зачем?
- А как считают учителя?
1 ведущий: Это предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования и из зубрёжки превращаются в процесс умственного развития.
2 ведущий: Каким образом ОСОД помогает в учёбе? (Мнение аудитории).
1 ведущий: Он помогает развить учебно-организационные умения, такие как:
- целеполагание;
- планирование;
- исполнительские действия;
- действия контроля (самоконтроля);
- действия оценки.
2ведущий: Дети, вы развиваете в себе эти умения? Как? Вы согласны, что это вам может помочь в учёбе?
Представим, что я развила в себе целеполагание и поставила перед собой задачу выполнить упражнение. Села, открыла учебник и не знаю, что же дальше делать. Как вы поступаете в данной ситуации? (Создать ситуацию безвыходности).
Вы, родители, что посоветуете своим детям? Вы развиваете в детях учебно-организационные умения и как?
1 ведущий: Зря вы мало уделяете внимания формированию умений (необходимо в самостоятельной жизни, например, при поступлении в ВУЗ). В этом году параллельно с минимум образования действует федеральный стандарт общего образования, который предусматривает, что для того, чтобы учащийся не испытывал затруднений при выполнении заданий, должна быть сформирована ориентировочная основа действий.
2 ведущий: Ориентировочная основа действий. Опять выплыло новое понятие. Кто-нибудь знает, что это такое?
1 ведущий: Ориентировочная основа действий - это часть ОСОДа, которая помогает ребёнку выполнить любые действия. Это не самоцель, а средство к развитию.
7. Когда начинать?
2 ведущий: Когда начинать эту работу по формированию учебно-организационных умений? (Опрос каждой группы.)
8. Диагностика.
1 ведущий: Как проверить, что у ребёнка формируются эти умения?
2ведущий: А в нашей школе проводится диагностика, предложенная старшим преподавателем Челябинского государственного педагогического университета Н-Н.Титаренко, опубликованная в журнале «Завуч начальной школы» №3,2004 год.
1 ведущий: Проведение диагностики помогает учителю видеть каждого ученика на всех этапах деятельности, управлять развитием ребёнка и корректировать его деятельность.
2 ведущий: Зачем это надо учителю?
9. Заключение.
2ведущий: Давайте вернёмся к вопросу нашего мастер класса: «Для кого придуманы ОСОД и ориентировочная основа действий?» (Для учителя и для учащегося).
1 ведущий: Закончить нашу встречу мы хотим словами А-Дистервега:
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение».
2 ведущий: Спасибо за сотрудничество. Предлагаем вам заполнить анкеты.