Конспект урока русского языка в 3-м классе (УМК "Школа-2100") по теме: "Понятие о местоимении. Личные местоимения"
Разделы:
Начальная школа
Цели урока:
Дидактические:
- наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
- формирование элементарных лингвистических компетенций.
Развивающие:
- развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
- развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
Воспитательные:
- воспитание навыка самостоятельности;
- формирование чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
Организационный момент
Чистописание
Написание верхнего и нижнего соединений с гласной о (об ов ог од ож оз ой ок)
Словарная работа
На доске карточки со словарными словами с пропущенными буквами
огромный газета осина голубой волшебный
рисунок орех хозяин всегда
1 ряд работает устно с учителем, а 2 и 3 ряды записывают словарные слова, вставляют пропущенную букву, графически обозначают орфограмму.
Работа с 1 рядом:
- Приготовьте свои карточки, я показываю слово, а вы - пропущенную букву, один из вас дает комментарий по выбору своей буквы (3 слова проговариваются, остальные только показываются).
- Составьте устно предложения со словом хозяин разные по цели высказывания
Работа 2 и 3 рядов проверяется после сбора тетрадей.
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Его вы составите самостоятельно, соединив первые буквы имен существительных в данной группе словарных слов.
- Какое получилось слово? (прикрепляется карточка со словом горох). Запишите его с комментированием.
- Подумайте над лексическим значением этого слова. Горох – это растение семейства бобовых.
- Давайте назовем грамматические признаки слова горох. (им. сущ., неодуш., м.р., ед.ч.)
Постановка и решение проблемной ситуации
- Составим предложение со словом горох. Что такое горох? (Горох – это растение). Давайте запишем это предложение (1 ученик у доски).
- Где растет горох? (Горох растет в поле). Запишем это предложение (1 у доски)
- Что готовят из гороха? (Из гороха варят суп). Запишем (1 у доски)
- Прочитайте получившийся текст.
- Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова горох, необходимо его заменить другими словами)
- Давайте его отредактируем. (один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово горох заменяем на слово он, в третьем предложении заменяем словом него)
- Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)
На центральную доску прикрепляются карточки:
– Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)
Сообщение темы и постановка целей урока
– Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении.
Открытие нового.
- Переходим к реализации первой цели. Для этого мы поработаем с упр. 290, 291 на стр. 56 вашего учебника.
1 ряд – упр.291
2 и 3 ряд – упр.290.
|
сам. работа (1 мин.)
|
Проверяем упр.290. Какие слова вы вставили в 1 предложение? (я). Слово я называет героя или только на него указывает? (указывает) и т.д. и т.п.
- Проверяем упр.291. (один ребенок читает текст и называет подчеркнутые местоимения и слова которые они заменяют)
- Давайте обобщим наши сведения о местоимении на данном этапе урока. Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.
- Прочитайте вывод в учебнике на стр. 196. Это определение надо выучить к следующему уроку.
- Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимений.
- На какой вопрос отвечает слово гусь? А местоимение, его заменившее?
- Значит 1 сходство: местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям (на доске прикрепляется слово ЛИЧНЫЕ и табличка ?МЕСТ = ?СУЩ)
- Мы переходим к реализации следующей цели: формирование навыка употребления местоимения, т.е. формированию наших лингвистических компетенций.
- К личным местоимениям относятся местоимения я, ты, он, она, оно, они, вы, мы.
- Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я – 1 лица.
- На сколько человек может указывать местоимение я? Значит это местоимение ед.числа.
- Если я иду с Сашей, то как скажем о себе? (мы)
- Я беседую с Гошей. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты – местоимение 2 лица.
- При беседе с Гошей и Настей я употреблю местоимение… (вы). Это местоимение множественного числа. Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?
- Каким местоимением можно заменить слова ручка, карандаш, яблоко?
- Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед.ч. могут иметь род)
Применение новых знаний на практике
– Переходим к применению новых знаний на практике. Для этого выполним упр. 293. упражнение будем выполнять по рядам. 1 ряд подбирает имена существительные, которые можно заменить местоимением он, 2 ряд – местоимением она, 3 ряд – местоимением оно (по 1 человеку от каждого ряда работают у доски).
Закрепление
- Переходим к закреплению. Продолжаем развивать навык употребления личных местоимений, совершенствуем лингвистические компетенции.
- Я приготовила текст для редактирования. Запишите название этого текста в тетради «Обезьяны». Прочитайте текст. Подумайте какие предложения надо редактировать и почему. (под комментирование учащегося)
Итог
- Какая задача стояла перед нами на уроке?
- Поставленные задачи мы выполнили. На следующем уроке продолжим формирование наших лингвистических компетенций при употреблении местоимений с предлогами.