Характеристика школы.
В структуре региональных моделей образования школа № 48 г. Сочи представляет собой среднюю общеобразовательную школу.
Назначение школы: массовая социально доступная школа с общеобразовательными программами на уровне государственного стандартизированного минимума с включением дополнительных педагогических услуг.
Пояснительная записка.
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на переломе, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Да и человеку трудно приспособиться к новым условиям. В самом тяжелом положении оказываются педагоги и работники образования. Они испытывают тройную психологическую нагрузку: во-первых, каждый из них просто человек, и все испытания, что ложатся на плечи людей, он несет на себе; во-вторых, как государственный служащий, он должен оправдывать действия правительства; в-третьих, как гражданин, должен говорить правду взрослеющему человеку.
Так возникает проблема личностного, профессионального, гражданского самоопределения учителя, в конечном счёте, именно позиция учителя определяет направленность и эффективность воспитания в образовании.
Для всех педагогов является истиной, что в новых условиях общественного развития воспитание нужно строить по-новому, а, следовательно, иначе прогнозировать и проектировать, т.е. планировать.
Организация воспитательной работы в сельской муниципальной общеобразовательной школе № 48 имеет гораздо большее значение, чем в городской, так как ученики ограничены в возможности выбирать объединение по интересам. Замкнутость социального партнерства, удаленность культурных центров от школы, ограниченность сферы социальных связей учащихся создают трудности в организации образовательной и воспитательной работы в школе. Именно школа становится основным очагом культуры на селе. Это позволяет сосредоточить педагогические влияния на систему отношений в социуме, целенаправленно регулировать не только воспитательный процесс в школе, но и привлекать учащихся к активному участию в решении экологических и культурных проблем, с ранних лет приобщать их к делам села и тем самым формировать у детей чувство принадлежности к своей малой Родине и ответственности за нее.
1. Исходное состояние воспитательной системы.
1.1. Основные параметры образовательного учреждения.
Средняя школа № 48 является муниципальным образовательным учреждением г. Сочи, в котором обучается 110 учащихся. В школе создано 11 классов возрастной нормы.
В школе сложился профессиональный, компетентный и работоспособный педагогический коллектив.
Коллектив состоит из 15 учителей и 2 педагогов дополнительного образования. Из них 4 учителя имеют высшую категорию, 5 – первую квалификационную категорию, 5 – вторую квалификационную категорию.
В штат школы входят 0,5 ставки социального педагога
Школа расположена в двух маленьких одноэтажных зданиях. Они были построены в 1958 и 2005 годах.
Материально-техническая база включает: 6 кабинетов, гимнастический спортзал, спортивную площадку, библиотеку, буфет, компьютерный класс из 10 компьютеров, учебно-опытный пришкольный участок, закрепленный участок в 237 га в Сочинском национальном парке.
Школа и семья – два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Анализ социального положения показал, что в школе обучаются дети из самых разных семей:
- колхозники, рабочие – 23,5%
- служащие – 33,5%
- частные предприниматели 4%
- безработные – 39 %.
Весьма неоднороден состав семей и по материальному благополучию. Так, в школе учатся 13 % детей из многодетных семей; 13 % учеников проживает в неполных семьях; есть дети (3 человека), которых воспитывают опекуны. В школе обучаются дети разных национальностей:
- русские – 30 %
- армяне – 25 %
- грузины – 15 %
- греки – 15 %
- другие национальности –15 %
Ступеньки педагогического мастерства коллектива отмечены почетными грамотами, дипломами, специальными премиями районного, городского и Всероссийского уровня.
1.2.Воспитательный потенциал школы и окружающей его среды.
Педагоги школы уделяли всегда и уделяют в настоящее время значительное внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми.
За последние годы произошли значительные изменения в организации и содержании воспитательной работы. С 1995 года приоритетным направлением воспитательной работы школы является – эколого-валеологическое. Экологическое образование и воспитание происходит через развитие творческих способностей детей, через функционирование:
1. Работу школьного лесничества
“Самшит”, базовым хозяйством которого является
Сочинский национальный парк.
2. Факультативного курса “Флора и фауна
Кавказа”.
3. Факультативного курса “Лекарственные
растения Сочинского национального парка”.
4. Работу творческого объединения –
экологического театра “Первоцвет”.
5. Работу творческого объединения “Юный
натуралист”.
6. Факультативного объединения “Лесоведение”
7. Учебный курс “Растениеводство”.
Для организации занятий по интересам созданы и работают творческие объединения: “Хор”, “Вокальная студия”, “Юный натуралист”, “Литературный салон”, “Экологический театр”, “Умелые ручки”, “Домоводство”.
Координирует работу объединений заместитель директора по воспитательной работе.
Расположение школы в горной, сельской местности, окруженной лесным массивом позволяет использовать в воспитательной работе с учащимися возможности Сочинского национального парка.
1.3. Достижения и проблемы в воспитании учащихся и жизнедеятельности образовательного учреждения.
К числу “сильных” сторон организации воспитательного процесса в школе, проявляемых в жизнедеятельности учебного заведения в течение многих лет, следует отнести эффективное использование в воспитательной практике коллективной творческой деятельности, широкую сеть творческих объединений, опыт и традиции школы в экологическом воспитании и образовании.
Значительным шагом в повышении системности воспитательной работы, в отработке путей её активизации в современных условиях стала экологическая и деятельность школы.
Наиболее важные достижения работы:
- Более эффективным стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребенка, формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов.
- Разработана и осуществляется программа адаптации первоклассников и пятиклассников.
- Наблюдается ежегодный рост удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе.
- Значительно обогатился теоретический и технологический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стала более целенаправленной, системной, личностно ориентированной.
- Сформировалось лицо школы с индивидуальными, привлекательными и неповторимыми чертами.
- Разработана система организации летнего отдыха и трудоустройства школьников.
- Разработана программа каникул “Времена года”, 5 программ дополнительного образования, 3 факультативных программы, 1 учебный курс.
Однако, анализируя результаты учебно-воспитательной деятельности, администрация, педагогический коллектив выявляет следующие недостатки и проблемы;
- отсутствие системы медико-социальной и психолого-педагогической поддержки учащихся к самоутверждению, саморазвитию и самореализации;
- требует некоторых изменений организация самоуправления учащихся и система подготовки детей к организаторской деятельности;
- не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных школьников со сверстниками, в процессе обучения и воспитания есть трудности в работе с неблагополучными семьями, детьми из этих семей.
Существование этих проблем и недостатков обуславливает потребность в моделировании и построение воспитательной системы.
Учитывая, что основным направлением школы является экологическое воспитание и образование, концепция воспитательной системы школы имеет название “Я – частица мироздания”.
2. Проектируемое состояние воспитательной системы школы.
2.1. Теоретико-методические основы воспитательной системы.
Теоретико-методологическую основу воспитательной системы школы составляют: педагогическая и научно-методическая литература; понятия и принципы системного подхода; технологии развивающего обучения с эколого-валеологической направленностью; научные положения о сущности и развитии воспитательной системы образовательного учреждения.
2.2. Ценностные ориентиры системы.
Антуан де Сент Экзюмпери как-то заметил: “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, перелезть из него просто некуда”. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью “каждый хотел лучшего только для себя”.
Проблемы экологического состояния страны обусловили на наш взгляд, необходимость создания школы с эколого-валеологическим направлением.
ЦЕЛЬ воспитательной работы школы: формировать и реализовать потребности сельского воспитанника в когнитивном, этическом и эстетическом развитии, саморазвитии и самообразовании; воспитать гражданина, способного и желающего успешно трудиться, и прежде всего на селе; обеспечить образованность, общекультурный уровень развития личности и индивидуальных особенностей каждого учащегося школы.
Данную цель можно конкретизировать в следующих ЗАДАЧАХ:
- Формировать у школьников целостного и гармоничного представления о ценностях материальной и духовной культуры, различных сферах искусства.
- Обучать учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе как основе жизнедеятельности человека.
- Формировать экологическое сознание, мировоззрение как внутренний регулятор поведения учащихся в окружающей среде.
- Развивать навыки, обеспечивающих включение в общественную жизнь на основе принципов гуманизма и демократии.
- Расширить деятельность родительского комитета школы; формировать субъектные позиции родительской общественности в работе как школы, так и классов, при проведении различных форм работы с семьей и детьми.
- Воспитывать личность, способную к свободному и добровольному выбору образа жизни и труду в соответствии с законами природы и интересами человека.
- Расширить систему психолого-педагогической поддержки учащихся, предполагающей определение путей к самоутверждению, саморазвитию и самореализации воспитанников.
- Развитие системы ученического самоуправления, обеспечивая включение администрации и учащихся школы в решение значимых для школы проблем, формируя социальную активность подрастающего поколения, способствуя развитию лидерства.
Школа малочисленная и в этом школьный коллектив видит свои преимущества. Ключевыми понятиями в воспитательной деятельности являются “Развитие”, “Творчество”, “Личность”, “Нравственность”, “Системность”, “Выбор”, “Доверие”.
Концепция воспитательной системы школы строится на принципах организации воспитательной работы в МОУ СОШ № 48 (Приложение 1)
2.3. Механизмы функционирования системы.
В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением в развитии нашей школы. Основные принципы экологического образования: непрерывность, компетентность, системность, преемственность. Из этого следуют следующие функции воспитательной системы школы:
- развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;
- интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
- регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
- защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
- компенсирующую, предполагающую создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
- корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и обучения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.
Реализация цели и перечисленных функций воспитательной системы возможна при осуществлении таких педагогических условий, как:
1. Обеспечение готовности личности учащегося и педагогов к самовыражению.
2. Формирование в школьном сообществе среды, содействующей самовыражению личности учащихся и педагогов.
Для малочисленной, отдаленной от центра города школы, мы выбрали смешанную модель экологического образования, включающую в себя интегрированные обязательные и факультативные курсы экологизированных учебных дисциплин, дополнительное образование, системы практической деятельности учащихся на природе.
Формирование экологической культуры личности – одна из главных задач воспитательной работы школы. В понятии экологическая культура выделяются следующие основные компоненты: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение, культура чувств.
В конечном итоге, целью экологического образования является создание условий для развития у учащихся практических навыков, способности к принятию обдуманных решений и выбору действий, которые будут способствовать улучшению качества окружающей среды и благосостоянию людей. Помимо роста осведомленности и озабоченности состоянием окружающей среды, учащиеся должны знать, что предпринять для защиты окружающей среды и как содействовать устойчивому использованию ресурсов – как в своем собственном образе жизни, так и через участие в принятии коллективных решений.
Вся работа по формированию экологической культуры личности школьника строится с учетом возраста ребят.
Для учащихся школы 1 ступени проводятся тематические беседы, экскурсии в лес, работает творческое объединение “Юный натуралист”, “Экологический театр”. Разработана программа каникул на учебный год “На пути к здоровой жизни”
Для учащихся школы 2 ступени включены в учебный план факультативные занятия по региональным программам 8–9-й класс – курс “Лесоведение”, 7-й класс “Зеленая аптека Сочинского национального парка”, “Флора и фауна Кавказа”, “Растениеводство” для 5–7-х классов, способствующих формированию знаний, умений и навыков учащегося в области охраны, использования и воспроизводства лесных богатств.
Содержание экологического образования включает в себя обобщённые формы знания по таким предметам, как биология, физика, химия, география и рассматривает наряду с научными, эстетические (музыка, живопись) нравственные, правовые (история, основы государства и права) стороны отношения общества и отдельного человека к природе.
Введение новых учебных курсов, не входящих в базисный план, факультативных занятий, спецкурсов, установление творческих связей с учреждениями культуры, дополнительного образования, позволяет активизировать воспитательный процесс.
2.4. Этапы построения воспитательной системы.
В процессе построения воспитательной системы сельской школы “будущего” определено 4 этапа: I этап – подготовительный, II этап – проектно-диагностический, III этап – практический, IV этап – обобщающий, которые составляют календарный план воспитательной системы (Приложение 2).
2.5. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы.
Для исследования эффективности воспитательной системы школы, целесообразно использовать следующие критерии:
1) Сформированность основ экологической
культуры, предполагающей экологическое
мировоззрение личности.
2) Воспитанность учащихся.
3) Компетентность в формировании навыков
межличностного общения, решения конфликтных
ситуаций.
3. Свойства и качества ребёнка, которые легли в основу эталона для определения показателя сформированности его экологической культуры:
- Знание экологических проблем современности.
- Знание теоретических основ охраны природы.
- Знание организации охраны природы в Р.Ф. и Кавказа.
- Интерес к экологическим проблемам современности.
- Умение оформить реферат, отчёт, научно-исследовательскую работу.
- Умение подготовить тезисы для своего выступления (на заседаниях кружка, факультатива).
- Умение дать анализ причин экологически отрицательных явлений и их последствий.
- Умение дать экологическую оценку состояния окружающей среды.
- Умение фиксировать результаты наблюдений опытов и экспериментов в природной среде.
- Умение заготовить и фиксировать объём без ущерба для природы.
- Проявление социально-экологической активности (участие в работе штабов, музеев, классов, в природоохранных операциях, экспедициях, походах, эколагерях и т.д.).
- Экологический самоконтроль личности.
Для изучения эффективности воспитательной системы используются такие методы, как: анкетирование, практическая работа на закрепленных участках леса, экоуроки с выездом на объекты изучения, викторины, экомуравейники, выставки рисунков, поделок, открытие и разработка экологических троп, участие в экологических фестивалях и смотрах, отслеживание дальнейшего выбора профессии выпускниками школы, тестирование (“Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе” А. А. Андреева, “Удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью в ОУ” и т.д.).
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии экологической культуры личности учащегося, уровне педагогической культуры, сформированности классного коллектива, развитии педагогического коллектива, удовлетворенности родителей качеством обучения, организацией воспитательной работы.
Выборку испытуемых в процессе исследования эффективности воспитательной системы могут составить учащиеся 3–11-х классов.
Результатом работы по экологическому воспитанию и образованию школьников можно считать формирование высокого уровня экологической культуры, являющейся необходимым компонентом социально зрелой личности.