Цели урока:
- создать условия для формирования у детей представления о внутреннем строении Земли;
- помочь в усвоении понятий: “литосфера”, “гидросфера”, “атмосфера”;
- способствовать расширению кругозора учащихся.
ХОД УРОКА
I. Повторение пройденного
– Прочитайте цепочку слов на доске.
– Назовите только астрономические понятия. Докажите свою мысль. ("Астрон"– звезда, "номос"– закон; астрономия изучает строение и развитие всей Вселенной и космических тел.)
– На какие 2 группы можно разделить эти слова? Докажите. (Общие понятия, конкретные названия.)
– У каких слов во втором столбике нет пары из
первого?
– Как сделать так, чтобы каждому понятию в первом
столбике соответствовало название из второго? (Добавить
в 1-й столбик слова "спутник",
"созвездие", или убрать названия "Луна",
"Рак".)
– Какие ещё звёзды вы можете назвать? А какие планеты вы знаете?
II.Сообщение цели урока
– Ребята, о какой из названных планет мы с вами должны знать как можно больше? Почему?
– Сегодня мы продолжим изучать нашу планету, и в конце урока вы скажете, что же нового мы для себя открыли.
III. Новый материал
1. Вводная часть.
– Мы живём на Земле. Это наш общий дом. Кроме нас и наших близких на ней живёт ещё множество людей. А кто ещё живёт рядом с нами?
– Прекрасные бабочки и змеи, которые мало кому нравятся, нежные цветы и могучие деревья, диковинные рыбы и причудливые птицы, ловкие звери и противные насекомые. В нашем мире найдётся всё, о чём мы читали в фантастических сказках: подземное и морское царства, ледяные горы и живые леса, "чуды-юды" и дикие племена, удивительные страны и города. Эти сказки пришли к нам из древних времён, когда человек ещё очень мало знал о Земле.
2. Представление древних о Земле.
– Древние египтяне считали, что Земля плоская, а над ней висит купол неба, опирающийся на четыре горы по краям Земли.
–Древние индусы были уверены, что выпуклое полушарие Земли держат четыре слона (конечно же, индийских), стоящих на спине огромной черепахи, которая плавает в мировом океане.
– У древних греков Земля просто плавала в океане (без слонов и черепах), а бог Солнца Гелиос каждый день объезжал небесный свод на своей колеснице.
– Многие раньше считали, что Землю, чтобы она не утонула, держали на своих спинах три кита.
– Все эти представления были ошибочными.
3.
– А что вы можете рассказать о нашей планете? (Дети
рассказывают о форме Земли.)
– Есть на Земле люди, которые своими глазами
смогли в этом убедиться. Кто они?
– А кто из них был самым первым, произнесите его
имя с особой гордостью.
– Представьте себе, что вы космонавты,
возвращающиеся из далёкой космической
экспедиции. Какие чувства вызывает у вас эта
картина в иллюминаторе? (Дети говорят о планете
Земля как о своей Родине.)
– Что означают слова "Земля" и "земля"? Объясните разницу выражений.
4. Учебник “Мы и окружающий мир” Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков стр. 63 –1 абзац вслух.
– Какое же внутренне строение имеет Земля?
– Как называется мантия и верхняя часть земной
коры вместе? (Выбор, чтение)
– Что такое гидросфера?
– Как называется воздушная оболочка Земли?
– Почему смогли быстро найти ответы?
Детям помогает то, что новые слова выделены жирным шрифтом. По мере прочтения на экране заполняется схема.
5. Работа в Рабочей тетради к учебнику “Мы и окружающий мир” стр. 14, з. 27 схема.
– Кто сможет самостоятельно надписать на схеме гидросферу и атмосферу, прикройте учебники и выполните задание, при проверке используйте зелёный карандаш для самооценки. Кому трудно самостоятельно скажите, чем воспользуетесь вы?
Дети, которым трудно справиться самостоятельно, могут пользоваться учебником. Проверка.
IV. Итог урока
– Что вы узнали нового о нашей планете?
– Какие оболочки Земли вы можете назвать?
– Как они называются?
V. Домашнее задание
– Стр.62–63, Р.Т. з.27