Личность педагога в процессе воспитания и образования учащейся молодежи

Разделы: Классное руководство


Что значит образование в понимании современного человека? Каким должен быть сегодня образованный человек? Хорошим специалистом? Но быть просто хорошим специалистом недостаточно! В погоне за экономическими благами мы совсем забыли об этической стороне. Грубость, ложь, жестокость стали нормой нашей жизни. А такие понятия, как сострадание, внимание, чуткость, доброта и уважение понемногу исчезают из нашего сознания.

В наше не простое время, когда старые идеалы развенчали, а новых идеалов для подростков не создали, остро стоит проблема молодёжной бездуховности. Вместо идеи осталась пустота, а если есть пустота, то она, по закону сообщающихся сосудов, должна чем-то заполниться. Самое страшное в этой ситуации то, что вся грязная политическая и экономическая борьба разворачивается на глазах у подростков. Подростки очень остро реагируют на все, что происходит в обществе. Они как губка впитывают в себя, заполняя пустоту, все подряд: и позитив, и негатив, а негативных явлений намного больше, в связи с чем, формирующаяся личность задается вопросом: Кому лучше живется – совестному человеку или бессовестному? И вот тут многое зависит от педагога. В ситуации, когда воспитанием занимаются семья, образовательные учреждения, улица и телевидение, когда подросток получает противоречивую информацию, когда ему внушают одно, а реальная жизнь постоянно показывает ему прямо противоположное, понятия “ Что такое хорошо и что такое плохо” очень часто меняются местами, либо границы между ними стираются настолько, что оба эти понятия становятся условными и относительными. Задача педагога все расставить по своим местам. В этой связи никак нельзя забывать, что большую роль в воспитательном процессе играет моральный облик педагога – его слова, поступки, умение находить подход к людям, способность к сопереживанию, искренность. Очень важно, чтобы подросток увидел в педагоге искреннего друга, способного помочь ему, понять его и поддержать. Педагог должен суметь построить свои отношения с подростками на взаимном понимании, уважении и доверии, на взаимодействии и сотрудничестве. Любая совместная деятельность, будь то подготовка и проведение тематических классных часов, сбор материала для местного музея, коллективный просмотр фильма с последующим обсуждением сюжетной проблемы, сближают подростков и педагога, располагают друг к другу, помогая подростку почувствовать себя интересным и нужным для окружающих.

Нередко именно педагог помогает подростку и его семье направить нерастраченную энергию молодости в нужное русло, ведь именно педагог постоянно ищет новые пути, чтобы развить у молодёжи способность осмысливать жизненные ситуации и явления, критически воспринимать противоречивые социальные процессы, самостоятельно искать истину, обретать собственную позицию. Невозможно оградить от того, что есть в самой жизни. Можно запретить фильмы, книги, но нельзя запретить общение, нельзя к обществу приставить цензора. Нужно просто помочь подростку научиться ориентироваться в бурлящем водовороте современной жизни, помочь ему встать на путь самопознания и самовоспитания, так как стремление к самосовершенствованию – одно из условий для развития гармоничной личности. Все попытки найти эффективные методы и средства влияния на подростка будут бессмысленны, если, воспитывая, не убедить его в том, что он сам тоже должен создавать себя, самостоятельно работать над собой. Здесь педагог должен стать личным примером для подростка, не только знакомя его с общепринятыми нормами и клише, а, наглядно демонстрируя применение этих норм и клише в повседневной жизни, уважительно относясь к окружающим, умея слушать и слышать их, принимая во внимание их собственную точку зрения. Познавательные лекции и беседы о культуре и искусстве, посещение музеев, выставок и картинных галерей помогут подростку развиться духовно и выйти из виртуальной реальности жестоких компьютерных игр, а ликвидация психологической безграмотности будет способствовать нормальному общению и существованию в обществе. Педагог должен помочь подростку превратить моральные и этические требования общества в требования к самому к себе. Тогда у подростка появится иммунитет против пошлости, грубости и жестокости. Тогда подросток сможет сдерживать себя в эмоциях и оценках, анализировать и нормально воспринимать иную точку зрения, уважать другое мнение, аргументировано излагать собственные мысли, стремиться к взаимоприемлемым решением, и только тогда он сможет жить в обществе и для общества, свободно и естественно

Осознание того, что ты полезен обществу, что ты неотъемлемая и полноправная часть этого общества помогает подростку самоутвердиться, и здесь уже не следует бояться юношеского максимализма и огромного энергетического потенциала. Подросток будет стремиться приносить пользу обществу, которое его не только принимает, но и нуждается в нем, не по обязанности, не по чьим-либо указаниям, а повелению души и получать от этого истинное моральное удовлетворение. Развиваясь и стремясь каждый день преодолевать трудности, помогая окружающим, подросток сам поймёт, что он личность. Такому человеку смело можно доверить багаж культурно-нравственных традиций и ценностей общества, к которому он принадлежит, не боясь, что он растеряет этот багаж, так как именно они заполнят появившуюся пустоту и станут новой идеей. Патриотизм, чувство национальной гордости, этническая культура – еще один многозначительный аспект в формировании личности, на которой педагогу следует обращать внимание. Общество до тех пор считается цивилизованным, пока у него есть корни. Как только исчезают веками собранные культурно нравственные – традиции, общество деградирует.

Таким образом, воспитание – это непросто закладывание в воспитываемого какой-либо информации, это глобальная перестройка его сознания.

К сожалению, сегодня очень трудно влиять на сознание конкретного подростка, так как всё общество больно, и вылечить его только силами педагогов невозможно. До тех пор, пока не будут решены многие общественные проблем: экономические, политические, межнациональные, педагогам будет очень тяжело преодолевать дефицит нравственности и позитивных ценностей.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск ЮГПИ, 1991.
  2. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. – М: Просвещение,1997.
  3. Водовозов В.И. Культура и нравственность в русской школе. – М: Просвещение, 1981.