В муниципальной игре имеют право участвовать учащиеся 8 классов общеобразовательных учреждений, не принимавших участие в подготовке и разработке данной игры. От каждого учебного заведения по одной команде, в состав которой входит 3 человека.
После регистрации команда занимает отдельный стол и работает в течение 1 часа. За это время ребята должны решить максимальное количество задач. При этом команде дается три попытки при решении каждой задачи. Если задача решена правильно с первой попытки, то команда зарабатывает 6 баллов и получает карточку со следующей задачей. Если ответ задачи не верный, то у команды есть возможность найти и исправить ошибку и во второй раз принести свой ответ в жюри. В этом случае команда зарабатывает 4 балла. С третьей попытки команда зарабатывает 2 балла. Если ответ оказался не верным после трех попыток, то команда за задачу получает 0 баллов и берет карточку со следующей задачей.
Проверку работ осуществляет жюри в составе 5–6 человек. Баллы за правильные ответы задач заносятся в протокол.
По истечении указанного времени, жюри подводит итоги. Команда, набравшая максимальное количество баллов, побеждает в конкурсе. Если команды набрали равное количество баллов, победителем становится та команда, которая решила большее количество задач.
Жюри объявляет итоги конкурса и награждает команды-победительницы.
Порядок игры:
- Регистрация участников игры.
- Вся команда работает в одном кабинете в течение 1 часа.
- После выполнения заданий команды собираются в актовом зале для подведения итогов и награждения.
Основные вопросы для игры:
- Вычисление массовой доли элемента в веществе.
- Вычисления с использованием понятий “количество вещества”, “молярная масса”, “молярный объем”, “число Авогадро”.
- Вычисление массовой доли и массы вещества в растворе.
- Вычисление массы (объема) одного из исходных или образующихся веществ по известной массе (объему) другого вещества.
Каждый участник игры должен иметь: бейджик, на котором указана фамилия, имя участника, номер школы, лицея; ручку, калькулятор, Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева.
Задания для команд
Задача № 1.
Рассчитайте массовую долю углерода:
А) в винной кислоте [CH(OH)]2(COOH)2;
Б) в лимонной кислоте НОС(СН2СООН)2СООН;
В) в яблочной кислоте СН(ОН)СН2(СООН)2;
Г) в янтарной кислоте (СН2)2(СООН)2;
Д) в сахарной (глюконовой) кислоте СН2(ОН)(СНОН)4СООН.
Для получения задачи № 2 в жюри подайте ответ, в котором указано самое большое значение массовой доли углерода.
Ответ |
Попытка |
Баллы |
1 |
||
2 |
||
3 |
Задача № 2.
Вычислите массу (в г):
А) 4,2 моль фосфина РН3;
Б) 500 мл фосфина РН3;
В) 1,505 • 1023 молекул фосфина РН3.
Для получения задачи № 3 в жюри подайте ответ, в котором укажите общую массу фосфина.
Ответ |
Попытка |
Баллы |
1 |
||
2 |
||
3 |
Задача № 3.
В одном сосуде находятся:
А) 180 л сероводорода H2S;
Б) 18 г формальдегида СН2О;
В) 0,18 моль углекислого газа СО2.
Рассчитайте общее число молекул всех газов, находящихся в сосуде.
Для получения задачи № 4 в жюри подайте этот ответ.
Ответ |
Попытка |
Баллы |
1 |
||
2 |
||
3 |
Задача № 4.
Рассчитайте массу (в г) щелочи, которую необходимо взять для приготовления:
А) 340 г раствора с массовой долей щелочи 20 %;
Б) 300 мл раствора ( = 1,120 г/мл) с массовой долей 11,01 %;
В) 400 г 16,89%-ного раствора щелочи.
Для получения задачи № 5 в жюри подайте ответ, в котором укажите общую массу щелочи.
Ответ |
Попытка |
Баллы |
1 |
||
2 |
||
3 |
Задача № 5.
По уравнению реакции горения ацетилена:
2С2Н2 + 5О2 = 4СО2 + 2Н2О,
рассчитайте, сколько литров углекислого газа выделится, если:
А) сгорает 130 г ацетилена С2Н2;
Б) расходуется 1,12 м3 кислорода;
В) образуется 3,5 моль воды.
Для получения задачи № 6 в жюри подайте ответ, в котором укажите общий объем углекислого газа.
Ответ |
Попытка |
Баллы |
1 |
||
2 |
||
3 |
Задача № 6.
Вычислите массу (в г) серной кислоты, которую необходимо добавить к:
А) 152 г гидроксида натрия;
Б) 800 мг хлорида железа (III);
В) 0,408 кг оксида алюминия.
Для получения задачи № 7 в жюри подайте ответ, в котором укажите общую массу серной кислоты.
Ответ |
Попытка |
Баллы |
1 |
||
2 |
||
3 |
Задача № 7.
При разложении оксида марганца (IV) образуется оксид состава Mn3O4 и выделяется кислород. Определите массу оксида марганца (IV), при разложении которого выделилось бы:
А) 1,5 моль кислорода;
Б) 9,03 • 1023 молекул кислорода;
В) 8 г кислорода.
В жюри подайте ответ, в котором укажите общую массу оксида марганца (IV).
Ответ |
Попытка |
Баллы |
1 |
||
2 |
||
3 |
Ответы для жюри
№ задачи |
Ответы |
1 |
(С) = 40,677% |
2 |
m (PH3) = 152,06 г |
3 |
N = 53,09 • 1023 молекул |
4 |
m (щелочи) = 172,55 г |
5 |
V (СО2) = 1276,8 л |
6 |
m (H2SO4) = 1362,96 г |
7 |
m (MnO2) = 848,25 г |
Литература
- Аликберова, Л.Ю. Полезная химия: задачи и истории / Л. Ю. Аликберова, Н. С. Рукк. – М. : Дрофа, 2005. – 187, [5] с.: ил. – (Познавательно! Занимательно!).
- Зайцев О.С. Разноуровневые задания по курсу химии для 8 класса: пособие по проверке знаний / О. С. Зайцев, Н. И. Габрусева. – М.: Издательский Дом “ГЕНЖЕР”, 1998. – 64 с.
- Зубович, Е.Н. Химия. Сборник задач с решениями: Учеб. Пособие / Е. Н. Зубович. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 96 с. – (Школьный курс).
- Радецкий А.М. Химический тренажер: самостоятельные работы по неорганической химии (задания для организации самостоятельной работы учащихся, 8–10-й кл.). – М.: Центрхимпресс, 2005. – 96 с. “Химия в школе – абитуриенту, учителю. Библиотека журнала”.
- Химия. Для учащихся 8–10 классов (способы решения экзаменационных задач) / Сост. Л. Ю. Тарасова. – Волгоград: Учитель, 2003. – 67 с.