Одной из форм учета знаний учащихся на уроках математики являются небольшие проверочные работы, требующие выполнения всех промежуточных действий “в уме” и фиксирования только окончательного ответа. Такие задания условно можно назвать “диагностическими замерами”. В каждом “Диагностическом замере” содержится 10 заданий, расположенных по возрастанию степени сложности. Поэтому и критерий оценок выглядит так:
- 5–7 верно выполненных упражнений – оценка “3”
- 8–9 верно выполненных упражнений – оценка “4”
- 10 верно выполненных упражнений – оценка “5”.
На выполнение работы по усмотрению учителя отводится 1–4 минуты в зависимости от сложности изучаемого материала и степени подготовленности учащихся. Если проводить эту работу систематически, то ребята постепенно к ней привыкают и не задают вопросов организационного плана, в том числе и по выставлению оценки. Проверка правильности выполнения заданий может проводиться с помощью ТСО, а также правильные ответы могут записываться за “крылом” доски или зачитываться.
Само название этого вида работы говорит о том, что результат выполнения этих упражнений позволяет учителю прогнозировать успешность изучения учащимися материала по данной теме и установить уровень усвоения ими опорных задач (например, запоминание и осмысление определения, формулы, алгоритма, табличных значений и т.д.). Без успешного выполнения этого рода заданий невозможно перейти к изучению более сложных вопросов, опирающихся на знание базовых, выполнения многошаговых упражнений и заданий продвинутого уровня сложности. Например, в 5–6-х классах учитель должен постоянно владеть информацией о состоянии техники устного счета и уровне развития вычислительных навыков учащихся. Для контроля над этим направлением проводится “диагностический замер”, состоящий из примеров на вычисление. Например:
Диагностический замер № 3
Вычислите:
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1. 20 – 35 2. – 7 – 23 3. – 14 + 30 4. – 8 + 8 5. – 17 – 32 |
6. 89 – 101 7. 12,7 – 19,3 8. – 3,1 – 5,27 9. 15 – 19 + 23 10. –11,1 – 4,23 + 8,33 |
1. 30 – 55 2. – 9 – 11 3. – 17 + 40 4. – 9 + 9 5. – 15 – 23 |
6. 76 – 92 7. 13,4 – 20,1 8. – 4,2 – 6,49 9. 18 – 24 + 17 10. – 23,2 – 6,57 + 8,77 |
В курсе алгебры основной школы рассматриваются алгоритмы решения рациональных уравнений. На одном из первых уроков в 7-м классе по теме “Линейные уравнения” в качестве первичного контроля можно предложить учащимся такой диагностический замер.
Решите уравнение:
Вариант 1. | Вариант 2. | ||
1. 2x = 6 2. 10 = 5x 3. – 3x = 9 4. 0,2x = 0,8 5. 5x = 2,5 |
6. – 1,2x = – 3,6 7. = 8 8. 15x = 3 9. 5x + 3 = 5x + 2 10. 2x = 3x |
1. 4x = 8 2. 12 = 3x 3. 5x = – 10 4. 0,3x = 0,6 5. 6x = 1,8 |
6. – 2,4x = – 4,8 7. = 7 8. 16x = 4 9. 4x – 4x = 5 – 5 10. 5x = 7x |
Как следует из условия, главное внимание уделяется закреплению навыка нахождения неизвестного в уравнении путем деления b на a, но не наоборот (эта ошибка очень распространена). Попутно повторяются и действия с рациональными числами.
Изучая рациональные дроби и их свойства в 8-м классе, необходимо отработать алгоритм выполнения каждого арифметического действия. Только после этого можно перейти к решению комплексных упражнений.
Диагностический замер № 2
Запишите общий знаменатель дробей:
Вариант 1. Выполните действия: |
Вариант 2.
|
При выполнении этих заданий предусмотрены операции в несколько логических шагов: вынесение за скобку общего множителя, применение формулы сокращенного умножения, перемножение многочленов, сокращение дроби. При выполнении этих действий устно развивается математическое мышление, воображение, школьники учатся “видеть” формулы и результаты преобразований, что приводит к лучшему их запоминанию и осмыслению.
Одним из этапов в построении графика квадратичной функции является определение координат вершины параболы и направления ее “ветвей”. Поэтому 9-классникам можно предложить такие задания:
Диагностический замер № 2
Укажите координаты вершины параболы и направление “ветвей”
Вариант 1. | Вариант 1. | ||
1. 2. 3. 4. 5. |
6. 7. 8. 9. 10. |
1. 2. 3. 4. 5. |
6. 7. 8. 9. 10. |
При изучении последовательностей 9-классники знакомятся с новыми для них понятиями: “формула n-го члена”, “реккурентная формула” и т. д. В одном из диагностических замеров в комплексе рассматриваются все эти вопросы.
Диагностический замер № 4
Дана последовательность:
Вариант 1.
|
Вариант 1.
|
А в 10-м классе при изучении темы “Тригонометрические функции” и “Тригонометрические уравнения” ни один ученик не сможет выполнять сложные задания без знания значений тригонометрических функций и их свойств, решения простейших тригонометрических уравнений, которые и включены в диагностические замеры. Приведу пример системы диагностических замеров, подготовленной для учащихся 10 класса, занимающихся по учебнику А.Г. Мордковича.
Диагностический замер № 1 Вариант 1.
Изобразите на числовой окружности точку, соответствующую числу Какой четверти числовой окружности принадлежит число |
Диагностический замер № 2 Вариант 2.
Изобразите на числовой окружности точку, соответствующую числу Какой четверти числовой окружности принадлежит число |
Диагностический замер № 2 Вариант 1. Какой четверти числовой окружности принадлежит точка, соответствующая числу |
Диагностический замер № 3 Вариант 2. Какой четверти числовой окружности принадлежит точка, соответствующая числу |
||
1. 2. 3. 4. |
5. 6. 7. 8. 9. 10. |
1. 2. 3. 4. |
5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Диагностический замер № 3 Вариант 1 Вычислите: |
Диагностический замер № 4 Вариант 2 Вычислите: |
||
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
7. 8. 9. 10. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
7. 8. 9. 10. |
Диагностический замер № 5 Вариант 1. |
Диагностический замер № 5 Вариант 2. |
||
Имеет ли смысл выражение: 1. |
Вычислите: 6. |
Имеет ли смысл выражение: 1. |
Вычислите: 6. |
Диагностический замер
№ 6 Вариант 1. Вычислите: |
Диагностический замер
№ 6 Вариант 2. Вычислите: |
|||||
1. 2. 3. 4. 5. |
6. 7. 8. 9. 10. |
1. 2. 3. 4. 5. |
6. 7. 8. 9. 10. |
|||
Диагностический замер
№ 7 Вариант 1. Вычислите: |
Диагностический замер
№ 7 Вариант 2. Вычислите: |
|||||
1. 2. 3. 4. 5. |
6. 7. 8. 9. 10. |
1. 2. 3. 4. 5. |
6. 7. 8. 9. 10. |
Диагностический замер
№8. Вариант 1. Решите уравнения: |
Диагностический замер
№8. Вариант 2. Решите уравнения: |
||
1. |
7. |
1. |
7. |
Выше сказанное касается контролирующей функции предложенных заданий. Но имеет место и другая, наверное, главная. Эти упражнения призваны формировать у учеников прочные навыки устных вычислений, эффективно развивая при этом внимание, оперативную память – необходимые компоненты успешного овладения школьным курсом математики. На выполнение заданий дается ограниченное время, т.о. оттачиваются не только собственно вычислительные навыки, но и формируется “числовая зоркость”, развивается активность мышления и сообразительность, что можно рассматривать как один из этапов подготовки учащихся к ЕГЭ.
Эти наборы упражнений можно использовать не только как самостоятельные работы, но в индивидуальной и групповой работе, слабые учащиеся могут записывать решение полностью.