Урок по курсу "Русский язык", 2-й класс. Тема: "Правописание слов с проверяемой гласной в корне"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема: “Правописание слов с проверяемой гласной в корне слова”.

Цели:

  • формирование умения находить и проверять орфограмму;
  • закреплять умение выполнять фонетический разбор слова;
  • развитие речи учащихся;
  • дифференцировать работу с учащимися.

ХОД УРОКА

1. Наблюдение по теме урока

На доске задание:

_ _ _ а
_ _ _ ичка
под _ _ _ ник
над _ _ _ ный
на _ _ _ нение

– Подумайте и определите, какие слова здесь спрятались.

Для тех, кто затрудняется подсказка – загадка.

С горы, сбегая без труда,
Она гремит как гром.
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором.
Нагрей её –
И к небесам она взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам:
“Зовут её…!”(Вода)

– Спрятались слова: вода, водичка, подводник, надводный, наводнение.

– Назовите корень в этих словах.

– В каких словах гласный в корне ударный? (Подводник, надводный.)

– Запишите эти слова, выделяя корень и поставив знак ударения.

– Что можете сказать о написании остальных слов?

Вывод: в ударном и безударном положении гласные в корне пишутся одинаково.

– Запишите остальные слова, проговаривая их по слогам. (Вода, водичка, наводнение.)

Задание: выделить корень и поставить знак ударения.

– Что можете сказать обо всех этих словах? (Они однокоренные.)

– Как пишется корень в однокоренных словах?

– Как проверить написание слов с безударным гласным в корне?

2. Чистописание

– С какого звука начинается слово вода?

– Какой буквой обозначается этот звук на письме?

– Повторим написание этой буквы с разными видами соединений: вв, ве, вы, ов.

– Это понадобится нам в дальнейшей работе.

1. Игра “ Наборщик” (можно использовать ребусы и т.п.)

2. Задание: из букв одного слова здоровье составить и записать как можно больше слов. (Зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, воз, вред.)

3. Фонетический разбор слова взор.

3. Работа с учебником

Страница 179, упражнение 420.

Быстро таял снег. Наступило весеннее половодье. Вода вышла из берегов. Она затопила поля, луга и сады. Несколько мостов снесло водой.

Задание 1: прочитать текст.

– О чём прочли текст? (О наступлении весны, о половодье.)

Дать толкование слова половодье, если учащиеся затрудняются его объяснить, обозначить корень слова. (Половодье – разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной. С.И.Ожегов)

– Что можете сказать о пропущенных буквах?

– Как проверить слова с безударными гласными в корне слова?

Задание 2: спишите, вставляя пропущенные буквы; в скобках написать проверочные слова. Выделите корень в словах.

Учащиеся выполняют задание с учётом своих возможностей.

  • 1-я группа – самостоятельно;
  • 2-я группа – с комментированием;
  • 3-я группа – может использовать слова для справок, напечатанные на карточках (водный, берег, топь, потоп, полюшко, садик, мостик, унёс.)

– Как вы проверяли написание слов с пропущенными буквами?

Задание 3: фонетический разбор слова потоп.

– Что интересного заметили в этом слове?

– Такое слово называется палиндром – в переводе с греческого – “бегу назад”.

4. Итог урока

– Что интересное было на уроке? Что понравилось? Что было трудно?

– Что нужно делать, чтобы грамотно писать?

– Какую орфограмму отрабатывали на уроке?

– Как проверить написание безударной гласной в корне?

– Кто сегодня доволен своей работой на уроке?

5. Домашнее задание

  1. Упражнение 421 по заданию учебника.
  2. Дополнительно – подобрать слова, аналогичные слову потоп (палиндромы).