Тема: “Правописание слов с проверяемой гласной в корне слова”.
Цели:
- формирование умения находить и проверять орфограмму;
- закреплять умение выполнять фонетический разбор слова;
- развитие речи учащихся;
- дифференцировать работу с учащимися.
ХОД УРОКА
1. Наблюдение по теме урока
На доске задание:
_ _ _ а
_ _ _ ичка
под _ _ _ ник
над _ _ _ ный
на _ _ _ нение
– Подумайте и определите, какие слова здесь спрятались.
Для тех, кто затрудняется подсказка – загадка.
С горы, сбегая без труда,
Она гремит как гром.
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором.
Нагрей её –
И к небесам она взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам:
“Зовут её…!”(Вода)
– Спрятались слова: вода, водичка, подводник, надводный, наводнение.
– Назовите корень в этих словах.
– В каких словах гласный в корне ударный? (Подводник, надводный.)
– Запишите эти слова, выделяя корень и поставив знак ударения.
– Что можете сказать о написании остальных слов?
Вывод: в ударном и безударном положении гласные в корне пишутся одинаково.
– Запишите остальные слова, проговаривая их по слогам. (Вода, водичка, наводнение.)
Задание: выделить корень и поставить знак ударения.
– Что можете сказать обо всех этих словах? (Они однокоренные.)
– Как пишется корень в однокоренных словах?
– Как проверить написание слов с безударным гласным в корне?
2. Чистописание
– С какого звука начинается слово вода?
– Какой буквой обозначается этот звук на письме?
– Повторим написание этой буквы с разными видами соединений: вв, ве, вы, ов.
– Это понадобится нам в дальнейшей работе.
1. Игра “ Наборщик” (можно использовать ребусы и т.п.)
2. Задание: из букв одного слова здоровье составить и записать как можно больше слов. (Зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, воз, вред.)
3. Фонетический разбор слова взор.
3. Работа с учебником
Страница 179, упражнение 420.
Быстро таял снег. Наступило весеннее половодье. Вода вышла из берегов. Она затопила поля, луга и сады. Несколько мостов снесло водой.
Задание 1: прочитать текст.
– О чём прочли текст? (О наступлении весны, о половодье.)
Дать толкование слова половодье, если учащиеся затрудняются его объяснить, обозначить корень слова. (Половодье – разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной. С.И.Ожегов)
– Что можете сказать о пропущенных буквах?
– Как проверить слова с безударными гласными в корне слова?
Задание 2: спишите, вставляя пропущенные буквы; в скобках написать проверочные слова. Выделите корень в словах.
Учащиеся выполняют задание с учётом своих возможностей.
- 1-я группа – самостоятельно;
- 2-я группа – с комментированием;
- 3-я группа – может использовать слова для справок, напечатанные на карточках (водный, берег, топь, потоп, полюшко, садик, мостик, унёс.)
– Как вы проверяли написание слов с пропущенными буквами?
Задание 3: фонетический разбор слова потоп.
– Что интересного заметили в этом слове?
– Такое слово называется палиндром – в переводе с греческого – “бегу назад”.
4. Итог урока
– Что интересное было на уроке? Что понравилось? Что было трудно?
– Что нужно делать, чтобы грамотно писать?
– Какую орфограмму отрабатывали на уроке?
– Как проверить написание безударной гласной в корне?
– Кто сегодня доволен своей работой на уроке?
5. Домашнее задание
- Упражнение 421 по заданию учебника.
- Дополнительно – подобрать слова, аналогичные слову потоп (палиндромы).