1. Введение
В настоящее время в стране идет активный процесс формирования российской государственности, и ориентация в этом отношении падает на субъекты федерации, поэтому значение краеведения резко повышается. Из регионального характера развития государства следует необходимость регионального подхода в обучении учащихся отечественной истории, а, следовательно, и региональной подготовки учителей, хорошо знающих историю, экономику, этнографию, географию края. К тому же в программе по отечественной истории слишком велик объем так называемого “общего”, “абстрактного” образования. Краеведение же выступает как средство конкретизации общеисторического, как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;
- развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные:
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
В связи с этим ведущее место принадлежит методу исследования.
Основная функция краеведения заключается в сборе необходимого материала, последующий анализ которого поможет выявить ту или иную закономерность.
Краеведение устанавливает и поддерживает живую связь времен, поколений, их преемственность в родном городе, области. Благодаря краеведению хранится память историческая, воспитывается духовная оседлость. В этом особая, непреходящая сила и ценность краеведения.
Диалектическая взаимосвязь истории страны и области – основной принцип исторического краеведения. Последнее прочно вошло в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует развитию учащихся, формированию у них научного мировоззрения, активной жизненной позиции, воспитанию патриотизма, любви к родной земле. Осознание молодежью неразрывной связи, единства и общности Родины, города, семьи в историческом, экономическом, культурном и общественно-политическом плане – важнейшая задача практического выполнения краеведческого подхода в изучении отечественной истории.
Краеведение в школе – это связь с жизнью, с современностью, с окружающей реальной действительностью; это использование таких активных методов обучения, как исследовательский, экскурсионный и другие; это путь приобщения учащихся к творческому труду, к науке.
1. Обоснованность использования исследовательской деятельности в школе
В общественном сознании существует представление об исследовании как установлении, обнаружении, понимании закономерностей действительности. Под этим типом деятельности подразумевается извлечение чего-либо из “следа”, т.е. восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, аналитических навыков, в отличие, например, от проектного типа организации мышления.
Главная цель исследования должна пониматься ее руководителем и исполнителем как установление истины или как наблюдение за объектом. А развитие такой способности, как умение занимать исследовательскую позицию, является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий. Принципами этой работы могут стать: актуальность, научная обоснованность, системность, мобильность, многообразие форм подведения итогов, продуктивность, личностно ориентированный подход.
Условия же могут быть такие:
- соответствие нормативно-организационной базе (Положение об исследовательской, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе в школе, НМС, модель данной деятельности, Положение о НОУ);
- организационная структура, координирующая данную работу органов (НМС, Совет НОУ, секции НОУ и т.д.);
- полномочия, права, ответственность и содержание деятельности каждой подструктуры. При этом высший орган – конференция учащихся и педагогов, в задачи которой входит обсуждение хода и итогов научно-исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной работы, утверждение планов деятельности.
Результативность инновационного поиска во многом зависит от уровня научного руководства, заинтересованности и слаженности действий участников работы, четкости распределения заданий, точности критериально-оценочных показателей, конкретизации направлений изучаемой темы, умелого мониторинга.
При серьезном и ответственном отношении к делу научно-исследовательская деятельность становится для школы необходимой и органично вписывается в общий педагогический процесс, взаимодействуя с другими его видами. Также научно-исследовательская работа может стать мощным и действенным фактором, влияющим на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребенка, уровень культуры и образованности общества.
Руководителю необходимо организовать и совершенствовать научно-исследовательскую работу на основе дифференцированного и индивидуального подходов. Педагогов важно научить не только комплексной методике научного поиска, но и сформировать у них умение и культуру педагогического исследования, научить отслеживать и описывать процесс и результаты эксперимента, обобщать и оформлять материалы и использовать их в преподавании учебных предметов.
Научно-исследовательская деятельность школьников несет в себе ряд особенностей:
- она, как правило, носит конструктивно-деятельностный характер, педагогическая задача которого – не пространное пояснение и поучение, а фиксация по ходу реализации дел;
- она дает возможности проявления и реализации индивидуального педагогического стиля.
Мне кажется целесообразным разработать обязанности руководителя ученической исследовательской работы. Их перечень может быть следующим:
- оказание помощи учащимся в выборе тем для исследований;
- составление рабочих программ исследований;
- составление примерного перечня тем исследовательских работ на основе степени изученности тех или иных вопросов в курсах школьных программ;
- текущее руководство, методическая, организационно-техническая помощь, консультирование учащихся;
- выработка рекомендаций по применению результатов ученической исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе;
- оказание помощи исполнителям исследовательских работ перед участием в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах творческих работ;
- оказание помощи ученикам и учителям в публикации результатов выполненных исследований и дальнейшей исследовательской деятельности.
Факторами успешности исследовательской деятельности могут быть:
- соблюдение принципа добровольности в выборе темы и занятиях учеников этим видом работы;
- максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования;
- компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
- материально-техническая поддержка руководителей и исполнителей исследовательских работ.
Безусловно, полезно выработать показатели эффективности исследовательской работы и руководствоваться ими при оценке достижений учителя и стимулирования его саморазвития на основе соединения теории и практики, и тогда возможность достигать более высоких результатов образовательного процесса будет наглядной для всех участников учебно-воспитательного процесса.
3. Формирование общеучебных умений и навыков, в процессе научно-исследовательской деятельности
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;
2. Поисковый (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
3. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточные результаты);
4. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
5. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
4. Основные этапы исследовательской работы
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и
определить направление будущего исследования).
2. Определить сферы исследования (сформулировать
основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы
найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться как можно
строже обозначить границы исследования).
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или
гипотезы, в том числе должны быть высказаны и
нереальные – провокационные идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению
(выбрать методы исследования).
6. Определить последовательность проведения
исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать
полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов
(структурировать полученный материал, используя
известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета (дать определения основным
понятиям, подготовить сообщение по результатам
исследования).
10. Доклад (защитить результаты публично перед
сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
5. Выбор темы
5.1. Темы детских исследований
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ – темы, ориентированные на
разработку несуществующих, фантастических
объектов и явлений.
Например, ребенок делает проект космического
корабля, создает какую-то волшебную машину или
прибор. Все это может быть создано только в
вербальном варианте, а может быть воплощено в
техническом рисунке или макете, склеенном из
бумаги, смонтированном из картонных коробок.
ЭМПЕРИЧЕСКИЕ – темы, тесно связанные с
практикой и предполагающие проведение
собственных наблюдений и экспериментов.
Например, работа “Книга рекордов нашего
класса”. Понаблюдав за своими одноклассниками и
определить, кто в какой области “самый-самый”
(самый спортивный, самый модный, самый
аккуратный, кто лучший математик и т. д.).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ – темы, ориентированные на
работу по изучению и обобщению фактов,
материалов, содержащихся в разных теоретических
источниках. Это то, что можно спросить у других
людей, увидеть в фильмах или прочитать в книгах и
др.
Например, можно собрать в разных справочниках и
энциклопедиях информацию об определенной группе
пород собак, устройстве парусных кораблей ит. д.
Обобщив эту информацию, можно найти интересные
закономерности, незаметные для поверхностного
взгляда. Структурировав полученные данные, можно
представить выявленные сведения для обсуждения
в коллективе сверстников.
5.2. Правила выбора темы
- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
- Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.
- Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.
6. Подготовка к защите исследовательской работы
Шаг 1. Дать определения основным понятиям.
Шаг 2. Расклассифицировать основные
предметы, процессы, явления и события.
Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные
парадоксы.
Шаг 4. Ранжировать основные идеи.
Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения
(сопоставления, схемы)
Шаг 6. Выработать суждения и сделать
умозаключения.
Шаг 7. Сделать выводы.
Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего
изучения.
Шаг 9. Подготовить текст доклада.
Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и
др.
Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.
Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, – одна из основных практических задач современного образования.
Общие исследовательские умения и навыки – это: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.
Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики.
7. Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников
7.1. Развитие умений видеть проблемы
Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.
Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека.
Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Вот некоторые задания, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи.
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
7.2. Развитие умений выдвигать гипотезы
Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.
Первое, что составляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное.
7.3. Развитие умений задавать вопросы
В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
Какими могут быть вопросы?
Вопросы можно поделить на две группы.
Уточняющие (прямые или “ли”-вопросы): верно
ли, что…; надо ли создавать…; должен ли…;
Уточняющие вопрос могут быть простыми и
сложными. Сложными называют вопрос, состоящие
фактически из нескольких вопросов. Простые
вопросы можно поделить на две группы: условные и
безусловные. Например: Правда и, что у тебя дома
живет попугай? – простой безусловный вопрос.
Верно ли, что если котенок отказывается от еды и
не играет, то он болен? – простой условный вопрос.
Встречаются и сложные вопросы, которые можно
разбить на несколько простых. Например: Будешь ли
ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе
больше нравится играть одному?
Восполняющие (или неопределенные, непрямые, “к”-вопросы) Они включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и другие. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными. Например: Кто, когда, и где может построить этот дом? – сложный вопрос. Его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса.
7.4. Развитие умений классифицировать
Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность.
Правила классификации:
- члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга);
- деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;
- деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления.
8. Исследовательская деятельность в краеведении
В настоящее время остро ощущается необходимость поиска наиболее эффективной формы программы патриотического воспитания школьников. Это связано, прежде всего, с тем, что выпускники школ, должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви к малой Родине. В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе.
Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно проводить в школе краеведческую работу. Школьное краеведение способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.
Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного города и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность. Справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.
В процессе краеведческой работы ставятся определенные образовательные и воспитательные задачи:
1. Развитие у учащихся познавательной,
творческой деятельности.
2. Изучение истории родного города.
3. Обучение детей вести посильную
исследовательскую работу, собирать материалы,
классифицировать, сопоставлять их.
4. Развитие речевых и мыслительных умений.
5. Обучение детей умению использовать различные
источники краеведческой информации и
научно-вспомогательных материалов.
6. Формирование чувств патриотизма и уважения к
народу.
7. Воспитание духовности, нравственности.
Неотъемлемой частью нашей работы является использование различных источников краеведческой информации. К документальным относятся: карты, книги, энциклопедические словари, справочники-определители, хрестоматии, музейные материалы. К живым источникам относятся: жители города, непосредственные участники событий, специалисты – краеведы, научные работники. Самое главное состоит в том, чтобы научить ребят искать и находить нужный материал, делать записи, зарисовывать, определять местоположение по карте.
Важное значение в школьном краеведении играет сочетание научно-исследовательской и учебно-воспитательной работы.
В целях большей популяризации краеведческой работы в школе проводятся конференции внутришкольного и общегородского масштаба. Доклады юных краеведов – это важная форма донесения информации, отчета о проделанной работе, о наблюдениях, находках, сведениях, собранных в процессе поисковой работы. К конференциям приурочиваются выставки экспонатов, фотоматериалов, собранных в экспедициях и в ходе поисковой деятельности.
В течение учебного года проводятся встречи с участниками боевых действий в “горячих точках”, родителями погибших военнослужащих. Собираются экспонаты для школьного музея: личные вещи, военная форма, письма, документы, элементы вооружения, фотографии. Собираются биографии людей, оформленные в книгу воспоминаний.
Такая структура краеведческой работы, ее практическая направленность отражает важнейший принцип научной организации краеведения – комплексность.
8.1. Методология школьного краеведения
Вопрос методологии школьного краеведения сейчас осложнился тем, что возникла проблема расширения методологической базы исследований, использования различных социальных учений и теорий.
Школьное краеведение – это познание учащимися ближайшего их окружения. Поэтому исследователи краеведения в школе должны выявить из каких элементов (компонентов) оно состоит, каковы функции этих элементов и какова их взаимосвязь, определить взаимосвязь школьного краеведения с внешней средой, выявить закономерности развития школьного краеведения, его цели и место в учебно-воспитательном процессе.
Следующим уровнем методологии школьного краеведения являются конкретно-научные теории: теория краеведения и теория обучения и воспитания в общеобразовательной школе.
Следующий принцип краеведения – это его массовость. Академик Д.С. Лихачев пишет, что “… это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники”.
Принцип комплексности – это тоже принцип краеведения. Краеведение – это комплексная наука: при изучении различных сторон области (края) пользуется методами и формами многих наук.
Системность и последовательность – необходимые условия как краеведения, так и учебно-воспитательной работы в школе. О необходимости такого принципа работы в школе говорил еще К.Д. Ушинский. По его мнению, “… голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, где всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет”.
Обучение и воспитание в общеобразовательной школе определяется также и такими принципами, как связь с жизнью и практикой, доступность, сознательность и активность учащихся, сочетание различных форм и методов учебного познания, воспитания и обучения в труде, учёт возрастных особенностей учащихся и др. Все эти принципы являются исходными для краеведения школьного. То есть оно должно быть научным, массовым, комплексным, систематическим и последовательным, связанным с жизнью и практикой, доступным, учитывающим возрастные и индивидуальные особенности детей, сочетающие различные формы и методы познания окружающей действительности.
В последнее время всё чаще говорят и о ещё одном уровне методологии познавательной деятельности. Это личные качества исследователя, его мировоззрение, кругозор, культура, его нравственные позиции.
Условно краеведение можно разделить на две взаимосвязанные части. В первую входит изучение следов прошлого, так или иначе, уже введенных в научный оборот, в делопроизводственную документацию или зафиксированных в иных формализованных сферах информационного пространства (краеведение “о вчера”). Изучение событий настоящего (краеведение “о сегодня”) имеет несомненные преимущества, которые должны использоваться в полной мере. Привлечение широких масс населения к сбору фактов на основе доверительных человеческих отношений должно стать нормой.
Краеведческая деятельность должна распространяться на самые различные пласты народной культуры: сельский и городской фольклор, явления моды, динамика её развития; живая разговорная речь, включая жаргоны разных социальных групп; деятельность формальных и неформальных объединений; феномен китча; эволюция мира повседневных вещей – всё это должно находиться под пристальным вниманием краеведа.
8.2. Развитие познавательной активности учащихся в процессе краеведческой деятельности
В отечественной педагогике серьезное внимание вопросу об использовании краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе уделяли К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, которые видели одну из важных задач школы в формировании познавательной активности учащихся. Современные педагоги также подчеркивают, что школьников необходимо знакомить с нашим Отечеством, с историей Родины, с её географическим положением, народом и культурой. Последнее время делается упор на ознакомление учащихся со своей малой родиной. Использование местного материала способствует воспитанию у учащихся патриотических чувств, гордости за свой край, любви к своему народу, а также расширяет кругозор школьников, развивает познавательные интересы, закладывает навыки исследовательской деятельности.
При отборе материала для организации работы по краеведению следует учитывать ряд принципов:
- краеведческий материал должен быть достоверным. Рассказы, предания, легенды, вещественный и документальный материал всегда нуждается в предварительном уточнении, прежде чем использовать его в педагогическом процессе;
- краеведческий материал должен соответствовать уровню развития, интересам и возрасту детей;
- изучение края должно вестись комплексно, краеведческие объекты нужно изучать всесторонне;
- важно, чтобы краеведение носило систематический характер и не было представлено набором разрозненных сведений, сообщаемых учащимся;
- круг и содержание краеведческих знаний, тематика и формы работы должны определяться педагогом с учетом возрастных особенностей детей;
- привлечение школьников к внеклассной кружковой работе, связанной с краеведением, с организацией музейного дела, включение их в поисково-исследовательскую деятельность является серьезным стимулом для развития познавательной и творческой активности учащихся, воспитывает уважение к своей малой родине, а также развивает самостоятельность в осмыслении фактов истории, дает навыки анализа и систематизации полученных знаний;
- краеведческий материал может быть использован и на уроках гуманитарного цикла. Обучение на краеведческой основе оказывает положительное влияние на общее развитие школьников, обеспечивает более эффективное усвоение материала, способствует обогащению словаря и развитию связной речи учащихся; в процессе выполнения творческих работ развивается мышление, воображение;
- собираемый из года в год материал составит архив исторических документов, станет основой научной базы кабинета истории, на которой может строиться исследовательская работа учащихся. Необходимо помнить, что собранные источники будут иметь большую историческую ценность для последующих поколений.
9. Заключение
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что значение исторического краеведения в школе состоит в следующем. В настоящее время неизмеримо возрос интерес к истории России. В связи с теми процессами, которые происходят в стране, люди хотят лучше знать, как шло складывание российского государства, формировались институты управления, какие устанавливались взаимоотношения между народами на тех или иных этапах исторического развития, как решался национальный вопрос, какова была позиция России на мировой арене и т.д. Люди пытаются найти ответы на жгучие вопросы современности в прошлом. Особое внимание привлекает к себе местная история, которая зачастую оказывается менее изученной. Так уж сложилось, что в школах, высших и средних специальных учебных заведениях приоритет отдавался изучению истории мира и страны, а история “малой родины” изучалась от случая к случаю. А между тем люди всех возрастов, особенно молодежь, хотят знать более подробно о тех местах, где они живут, где прошли детство, юность, а у многих и вся жизнь. Все те общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе научно-исследовательской деятельности учащихся, помогут им в дальнейшем в выборе профессиональной деятельности.
Всестороннее изучение истории края, публикации результатов исследований в печати, специальных выпусках оказывают большую помощь учителям, общественности, родителям в воспитании на историческом прошлом подрастающего поколения.
Литература:
1. Бабошина Е.Б. Краеведение и школа: к постановке проблемы обучения. – Курган, 1992;
2. Кацюба Д.В. Историческое краеведение в школе и в вузе. – Кемерово, 1994;
3. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности. – // “Завуч”, № 1, 2001;
4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. – // “Завуч”, № 1, 2001;
5. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательских работ. – // “Завуч”, № 1, 2001;
6. Нестерова Н.Г. Развитие познавательной активности учащихся в процессе краеведческой деятельности. – Томск, 1994;
7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Издательский дом Федоров, 2006;
8. Савенков А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. – М. , Генезис, 2005;
9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М., АРКТИ, 2003;
10. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М., 1998;
11. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.