Интегрированный урок математики и валеологии на тему: "Прогрессия". Решение прикладных задач

Разделы: Математика


Цели: Формирование понятий о прикладном значении математики, о межпредметных связях. Привитие санитарно-гигиенических навыков, профилактика желудочно-кишечных и инфекционных заболеваний, пропаганда здорового образа жизни. Развитие устойчивого интереса к учебе. Формирование навыков коллективной работы. Учить адекватно оценивать свой вклад в общее дело.

Задачи: Обобщение знаний о прогрессиях, закрепление и совершенствование навыков решения задач по теме “Прогрессия”. Продолжать подготовку к экзаменам. Профилактика инфекционных заболеваний. Учить решать практические задачи, используя аппарат прогрессии.

Организация урока: Класс делится на три разноуровневые группы. В каждой группе назначается консультант, который в конце урока оценивает вклад каждого участника группы и выставляет оценки. Каждая группа получает опережающее задание: выпустить сан.бюллетень по профилактике одного заболевания (грипп, гепатит, профилактика курения). Учащиеся сидят вокруг столов группами. В конце урока выпускается общий сан.бюллетень. Презентация.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Повторение формул арифметической и геометрической прогрессии, их сравнение.
  3. Решение задач с демонстрацией у доски, с последующим обсуждением.
  4. Решение творческих задач в группах, их защита и анализ. Беседа о профилактике и последствиях инфекционных заболеваний.
  5. Решение в группах задач второго цикла их обсуждение у доски с точки зрения биологии. Беседа о вреде курения.
  6. Решение задач по теме “Прогрессия” из экзаменационного сборника.
  7. Заключение. Подведение итогов урока.

1 часть. Организационный момент.

Сегодня мы выполняем заказ нашей медсестры, выпускаем сан-бюллетень, который будет висеть в фойе школы. Используя точный и сухой язык математики мы должны доказать необходимость соблюдения гигиенических норм и ведения здорового образа жизни. Работать мы будем тремя лабораториями, каждая из которых получила своё творческое задание заранее.

2 часть. Повторение.

Доска разделена на две части, на ней написаны часть формул, которые ребята должны продолжить (одновременно работают двое учащихся), класс в это время работает во фронтальном режиме. Повторяются определения и основные термины из темы прогрессии.

После того как таблица заполнена, необходимо установить связь между формулами: обратить внимание ребят на то, что в геометрической прогрессии действия более высоких степеней (“+” заменяется “*”, а “*” – возведением в степень).

3 часть. Задачи решаются одним из учащихся с комментариями и проверкой.

Задача № 1.

В период интенсивного роста человек растет в среднем на 5 см в год. Сейчас рост Алеши – 170 см. Какого роста он будет в 2026 году?

В результате решения задачи получится ответ – 2 м 65 см. Ребята ставятся перед видимым противоречием: человек не достигает такого роста, но вместе с тем задача решена верно. Почему? В чем причина?

Задача № 2.

Ежедневно каждый болеющий гриппом человек может заразить 4 окружающих. Население нашего поселка 2200 человек. Через сколько дней заболеют гриппом все жители поселка? (Ответ: через 7 дней.)

После решения задачи и её обсуждения представитель первой группы выступает с докладом о профилактике гриппа и простудных заболеваний.

4 часть. Деловая игра “Научные лаборатории”.

Решение творческих задач в группах, их защита и анализ.

1 группа. Дима на перемене съел булочку. Во время еды в кишечник попало 30 дизентерийных палочек. Через каждые 20 мин. происходит деление бактерий (они удваиваются). Сколько дизентерийных палочек будет в кишечнике через 6 часов? (Ответ: 7864290 шт.)

2 группа. В нормальном состоянии объем печени человека равен 2,2 дм3. Через 25 дней с момента заражения вирусным гепатитом она увеличивается до 3,4 дм3. На сколько увеличивается печень ежедневно? (Ответ: 50 см3)

3 группа. Площадь поверхности человеческого тела приблизительно 2,5 м2. При заболевании оспой в первый день поражается 5% кожи, за каждый следующий день поражается на 10% коже больше. Через сколько дней будет поражена вся поверхность кожи? (Ответ: 5 дней)

Группа, первая решившая задачу, оформляет ее решение на доске и на листе для сан.бюллетеня. После защиты решения задачи происходит обсуждение профилактических мероприятий.

Выступление представителя второй группы о профилактике и последствиях инфекционных заболеваний.

5 часть. Решение задач второго цикла.

1 группа. Головка и шейка бычьего цепня 0,2 см. В первые сутки образуется 2 членика, каждые следующие сутки количество образующихся члеников увеличивается на 1. Длина каждого членика 1,5 см. Какова будет длина цепня через 2 месяца после заражения?

2 группа. Каждая пара мух откладывает 120 яиц. Через 20 дней родившиеся мухи снова начинают откладывать яйца. Сколько мух появится на свет за 3 месяца от одной пары (среди родившихся мух – 80% самок). (Ответ: 737191 шт.).

3 группа. Каждый курильщик выкуривает в день в среднем 8 сигарет. После выкуривания первой сигареты в легких оседает 0,0002 г. никотина и табачного дегтя. С каждой последующей сигаретой это количество увеличивается на 0,000001 г. Какое количество вредных веществ оседает в легких за год? (Ответ: 4,846 г.).

Обсуждение результатов решения задач с точки зрения биологии. Выступление представителя третьей группы по теме “профилактика курения”.

6 часть. Каждая группа получает карточки с заданиями.

До конца урока группы работают над заданиями и затем сдают работы на проверку.

В каждом классе есть учащиеся с особыми образовательными нуждами. Я предлагаю одному из них или нескольким поручить оформление общего сан – бюллетеня. Кроме этого необходимость оформления решенных задач в каждой группе, позволяет включить в работу всех членов группы.

Задания 1 группе.

1) Арифметическая прогрессия задана последовательностью чисел -10,2; -9,5;… Найти номер первого положительного члена прогрессии.

2) В геометрической прогрессии сумма четырех первых членов равна -40, а знаменатель равен -3. Найти сумму восьми первых членов прогрессии.

3) Первый член геометрической прогрессии равен 2, а шестой -18. Найти второй, третий, четвертый и пятый члены прогрессии.

Задания 2 группе.

1) Арифметическая прогрессия задана последовательностью чисел -7,1; -6,3;… Найти номер первого положительного члена прогрессии.

2) В геометрической прогрессии второй член равен 6, а четвертый равен 24. Найти сумму восьми первых членов прогрессии.

3) Первый член арифметической прогрессии равен -2,5, а разность равна 0,75. Является ли число 3 членом прогрессии?

Задания 3 группе.

1) Арифметическая прогрессия задана последовательностью чисел 6,3; 5,8;… Найти сумму положительных членов прогрессии.

2) Первый член арифметической прогрессии равен -8,8, а седьмой 2. Найти второй, третий, четвертый, пятый и шестой члены прогрессии.

3) В геометрической прогрессии третий член равен 54, а пятый 6. Найти сумму шести первых членов прогрессии (рассмотреть 2 варианта решения).

7 часть. Подведение итогов работы на уроке.

Консультанты в конце урока оценивают вклад каждого участника группы и выставляют предварительные оценки. Рефлексия. Выпуск итогового сан.бюллетеня, который обязательно нужно вывесить для всеобщего обозрения.