Задачу воспитания гражданина нельзя решать успешно без приобщения подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре.
Реализация идеи духовного и творческого развития личности требует пересмотра не только содержательной, но и методической стороны урока. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- Формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- Реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежат сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы.
“Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности”. [2]
В педагогике под методом проектов понимается совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.
Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершаться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Стремительные темпы научно- технологического прогресса предъявляют новые требования не только к самим знаниям, которые должны усвоить учащиеся, но и к способам их получения.
Многие учителя придерживаются мнения, что на уроках дети должны работать строго по инструкциям. Однако подобная методика позволяет только без ошибок и отступлений сделать работу, но не формирует познавательных процессов и не развивает ученика, не воспитывает такие качества, как самостоятельность, инициативу. Творческие способности развиваются у учащихся в практической деятельности, но при такой организации, когда знания нужно добывать самим. Поставленная учителем задача должна побуждать детей к поиску решений. Поиск предполагает выбор, а правильность выбора подтверждается на практике.
Проектное обучение рассматривается как тип развивающегося обучения, базирующегося на последовательном выполнении учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний. В основе системы проектного обучения - творческое усвоение в процессе самостоятельной поисковой деятельности, т.е. проектирования. Продукт проектирования - учебный проект.
Цель: создавать условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.
Важно, что проектное обучение личностно-ориентировано, самомотивируемо, следовательно, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении.
В своей работе я стараюсь использовать различные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность.
Мой педагогический принцип: “Если не творчески, то зачем?” ученикам я часто напоминаю мудрые слова М. Горького: “Нужно, любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества”. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.
“В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера - как обучающихся, так и творческих. Их тематику предлагает учитель, либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер” [2 ].
В соответствии с предлагаемой Е.А. Лутцевой методикой работы над проектом мы организуем в три этапа.
На первом этапе разработали замысел проекта и план работы. На уроках технологии прошли тему: “Человек - строитель, созидатель, творец”. Выявили, что различные этапы истории человечества отразились во внешнем виде сооружений архитектуры. Они передают взгляды, вкусы, привычки, обычаи создавших их людей. Но учебники не дают полной информации. И перед нами встает вопрос: “А можем ли мы совершить путешествие по времени, что бы узнать больше?” При обсуждении этой проблемы мы пришли к такому решению: “Да, можно. Нужно сделать коллаж определенной эпохи. И решили выполнить постройки на Руси и современности (город и село)”. Эти коллажи можно оставить в классе и организовать экскурсии для учащихся начальной школы. Проект сразу приобрел большую значимость в глазах учеников. Ребятам важно, что их труд не пропадет даром.
Класс разбивается на группы по пять человек, т.к. объединение учащихся в небольшие группы позволяет включить в работу каждого ученика, предоставив им, возможность выбора уровня ее сложности, варианты технологического решения, учит трудиться в коллективе, пользоваться при необходимости помощью членов группы. А один ученик берет главную роль на себя, т.е. координирует работу. Каждая команда выбирает свое задание, которое рассчитано на выполнение нескольких недель.
Далее я предложила учащимся продумать дома о конструкции будущего изделия. Ученики обращаются к справочникам, используют Интернет, другие источники информации, советуются с членами семьи, сведущими людьми. Конечно, не все учащиеся выполняют это задание, но в каждой группе есть ответственные, исполнительные ребята, которые приходят на следующее задание со своим предложением.
На следующем уроке учащиеся проводят системный анализ и синтез собранного материала, самостоятельно принимают решения. Делают зарисовки, схемы, чертежи будущего изделия, т.е. выбирают варианты замысла проекта. Эта работа предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи к разработке замысла изделия.
К следующему занятию замысел обрел конкретные очертания. Значит теперь нужно составить план работы, т.е. как будем воплощать замысел в жизнь. У учащихся создается ясное целостное представление о будущем изделии и его назначении, выбор конструкции, материалов, инструментов, определения рациональных приемов и последовательность выполнения, т.е. как на практике будем выполнять проект.
Им следует самостоятельно продумать форму, цвет, количество элементов, их взаиморасположение, но так, чтобы все вместе могло обозначать характер и передавать определенное настроение. В этом для ребенка состоит цель работы, а пути ее достижения каждый находит сам. Ученик сознательно ищет, какими способами можно лучше добиться поставленной цели, т.е. он выступает как творец, конструктор, создатель.
Все группы сошлись во мнении, что лучше использовать исходное вторсырье (упаковочные коробки, спичечные коробки, пенопласт и тд.); цветной картон и бумагу, краски.
Затем приступают ко второму этапу проекта - “выполнение проекта в соответствии с замыслом”. Идет практическая работа. По ходу работы учащиеся корректируют замысел, вносят дополнения, исправляют конструкцию, форму. Например, для современного городка ребята решили построить карусели с движущимися механизмами. В это время в школе среди начальных классов проходил конкурс “театральный сезон”. Дети готовили пьесу- шутку, стенгазету, афишу. И у них сразу появилась идея, что в городе нужно расставить афиши.
Многие столкнулись с тем, что уже вроде все построили, но не создается ощущение законченности. И вот появились машинки, фигурки животных и людей (игрушки из киндер сюрпризов). Например, в деревушке создали хозяйственный двор, где лошадь тащит телегу с дровами, пасутся коровы и овцы, бегают куры, в озере плавают утки, а собаки сторожат.
И последний этап- защита проекта. После завершения работы учащиеся под руководством учителя коллективно обсуждают ее результаты. При этом каждой группе предоставляется возможность защитить свой проект, а оценка проектов проводится по критериям, которые учащиеся определили сообща.
Вот, например, защита группы “Деревня на Руси”.
На одном из уроков технологии учитель дал нам задание - построить коллаж, какого- либо населенного пункта. Нас разделили на группы. В каждой группе был выбран командир, который следил за всей работой проекта. Нам нужно было сделать коллаж старинной деревни. Важно было показать жизнь, быт людей того времени.
С этого все и началось... Работа была долгой, но интересной.
Каждый был занят делом. Кто-то делал дома, кто-то мастерил бани.... В своей работе мы использовали простые материалы: клей, картон, цветную бумагу, ножницы.… И вот наша деревня готова.
Что же такое деревня?
Река, домики, леса
А какой была раньше деревня,
Мы вам расскажем сейчас.
Дома деревянные были,
Забор был плетенный, резной,
А крыши соломой укрыли,
Что бы не холодно было зимой.
Собаки дома сторожили,
А кошки уют охраняли.
В деревне гусей разводили,
А лошади землю пахали.
На досуге дети играли,
А взрослые лапти плели,
Ягоды, грибы собирали,
А вечером на посиделки шли.
Вот так люди жили в деревне,
Вот так они быт свой вели.
Организовываю работу над проектом по такому плану.
Сро- ки |
Процесс выполнения проекта | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
В школе | Дома | |||
1 неделя | Запуск проекта |
Определяет готовность учащихся. Сосредотачивает внимание учащихся на теме урока. | Подготавливают рабочее место.
Участвуют в беседе: “ А можно ли совершить
путешествие по времени” выясняем назначение и
пользу проекта для себя и для других. Делятся на группы по пять человек, и выбирают определенное задание. |
Продумывают конструкцию изделия, обращаясь к справочникам, используют Интернет и другие источники информации, советуются с членами семьи. |
2 неделя | Составление перечня критериев. Выработка первоначальных идей. | Обсуждение с классом предложенных учащимися эскизов. Помощь в выборе и обоснование лучшей идеи. Обсуждение последовательности изготовления коллажа. Индивидуальное консультирование. | Зарисовка идеи. Обоснование выбора.
Составление последовательности операций по
изготовлению изделия. Выбор материалов и приспособлений. |
Подбор материалов для изготовления коллажа. |
3-7 недели | Изготовление коллажа. | Руководство процессом изготовления. Проведения инструктажа по правилам безопасной работы. Индивидуальные консультации по реализации проекта. | Изготовление проекта. При необходимости внесение дополнения, исправления конструкции, формы. | Изготовление деталей. |
8 неделя | Оценка готового изделия. | Организация защиты проекта | Заполнение проектного листа. Защита проекта, т.е. проведение путешествия по времени для учащихся начальной школы и учителей. |
|
9 неделя | Подведение итогов. Рефлексия. | Предлагаю алгоритм рефлексии: Что нового узнали? Чему я научился? Какое главное дело мы сделали? |
Самооценка результатов деятельности. |
В заключение хотелось бы отметить, что умело организованная проектная деятельность в начальных классах приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах, расширяя их интересы, кругозор и практические умения.
Информационные ресурсы
- Лутцева Е.А Технология: Ступеньки к мастерству: Программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана - Граф, 2004.
- Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. А. И. Сасовой. – М. Вентана - Граф, 2003.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., и доп.- М.: АРКТИ, 2005.
- Н.М. Конышева Проблемы современного урока практического труда// Начальная школа.-2001.-№4.
- Рыжова Н.А. Экологический проект “Мое дерево”// Начальная школа.- 1997.-№4.
- Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследования.// Начальное образование.- 2005.- №6.
- Белонин И.В. Организация фронтальной работы при выполнении проектов// Школа и производство.-2006.- №6