Цели:
- Развитие чувства патриотизма, гордости, любви к своей Родине.
- Развитие чувства сострадания и сопереживания.
- Знакомство с искусством в годы Великой отечественной войны.
Оборудование: компьютер, диск с репродукциями с картин Д. Шмаринова, В. Серова, А. Пластова, Кукрыниксов. Музыка и стихи о войне.
Ход урока
1. Организационный момент – 2 мин
2. Беседа по картинам Пластова, Серова и других художников – 28 мин.
3. Подведение итогов - 10 мин.
1941 год. Европа охвачена пламенем войны. Фашистские сапоги грохочут по красивейшим площадям Парижа и Вены, Варшавы и Праги, Будапешта и Бухареста. Стираются с лица земли города и села, гибнет вокруг всё живое. Что для нас с вами значит дата 22 июня 1941 года? Ранним воскресным утром, когда в распахнутые окна заглянула утренняя заря, и ничто не тревожило детских снов кроме пения птиц, в небо уже поднялись самолеты, несущие на своих крыльях смерть.
Нет и не будет на земле слова страшнее, чем война. Кровь, смерть и слёзы приносит она с собой. В огне пожарищ полыхают деревни, разрушаются города, гибнут взрослые и дети. Это слово, как грязь, в наш дом притащили на своих гусеницах фашистские танки.
Наша Родина подверглась серьёзнейшему испытанию на прочность. Это была суровая школа мужества. Фашистская Германия навязала нам одну из самых жестоких войн, когда – либо пережитых страной. В час суровых испытаний весь наш народ плечом к плечу встал на защиту своего Отечества. С первых дней войны в боевой строй встали и многие известные и совсем ещё молодые художники. Сердцем и умом они жадно впитывали в себя многообразные впечатления от невиданных ранее по масштабу, драматическому и трагическому накалу событий. Многие конкретные эпизоды начального и последующих этапов войны нашли свое правдивое воплощение в репортажных рисунках, портретных набросках, живописных этюдах и эскизах. В этих работах запечатлены тяжёлые оборонительные бои, мужество бойцов и командиров, страдания мирного населения в страшном смерче войны. Каждый второй из ушедших на фронт художников не вернулся домой.
Невозможно переоценить деятельность военных художников. Своими свежими наблюдениями, захватывающей эмоциональностью работ они поднимали настроение воинов, прибавляли им сил, уверенности, показывая фашистские злодеяния, вызывали праведный гнев наших солдат.
В 1942 году – в период наиболее тяжёлый и скорбный - художник Д. А. Шмаринов создаёт свою полную высокого трагизма графическую серию “Не забудем, не простим!”. Рисунки художника ведут нас по суровым фронтовым дорогам, по следам вчерашних боёв, в освобожденные от фашистов города и сёла, показывают концентрационные лагеря и душегубки. Серия до предела насыщена реальными событиями и впечатлениями. Жестокая правда факта открывается перед нами. От листа к листу последовательно и верно разоблачает художник зверский характер агрессивной войны гитлеровской Германии, раскрывает глубину опасности, нависшей над страной, над всем миром. Вместе с тем автор утверждает священное право на возмездие.
Среди листов этой серии особенно потрясают своим трагизмом рисунки “Беженцы”, “В рабство”, “Расстрел”, “Мать”.
На рисунке “Беженцы” <Рисунок1> мы видим семью, которая пыталась спастись от неумолимо надвигающейся беды. Но война их догнала, может шальной пулей, может осколком разорвавшегося снаряда. И остались двое сирот на военной дороге. Что ждёт их? Ещё вчера у них был дом, рядом любящая мама, заботливый отец. Теперь нет ничего. Рухнул их маленький мир. Хватит ли им сил бороться и выжить?
Рисунок “Мать” <Рисунок 2> изображает старую русскую крестьянку, упавшую на колени перед убитым сыном. На её лице застыло безмерное горе. Жизнь в ней остановилась. За спиной женщины дымят останки сгоревших домов. Здесь прошли фашисты и стерли с лица земли маленькую деревню. А сколько таких деревень по всей России навсегда исчезли вместе со своими жителями?
<Рисунок 3> “Расстрел”. С жестокой документальностью изображена казнь невинных, безоружных людей. На переднем плане страшный ров переполненный телами убитых. Сколько в нём загубленных жизней, несбывшихся надежд, несостоявшихся судеб? И ради какой великой идеи?
В блокадном Ленинграде 1942 года была написана картина “Здесь прошел враг!”. <Рисунок 4>. Написал её художник В. А. Серов. Эта картина изображала эпизод, характерный для той суровой поры. Фашисты только что совершили своё очередное преступление: вновь пролилась кровь и на земле распласталась ещё одна невинная жертва – растерзанная молодая женщина и рядом – умирающий, но непонимающий произошедшей трагедии ребёнок.
Это полотно настолько вызывало справедливое чувство гнева, острое желание бить врага, что с него было выполнено внушительное по своим размерам панно. Оно было помещено у Казанского собора на Невском проспекте. Высокоподнятое над крышами домов, оно издалека просматривалось бойцами, направлявшимися на передовую. Панно не сохранилось, но этот образ врезался в память ленинградцев – защитников города и его героических жителей блокадной поры.
В этом же тяжёлом 1942 году появилось полотно Пластова “Фашист пролетел”.<Рисунок 5>
Зрители застывали возле картины в глубоком молчании. Только слёзы появлялись на глазах, да руки сжимались в кулаки. Жгучая ненависть к фашистским убийцам рождалась в душе. Хотелось мстить врагу, мстить жестоко, беспощадно.
Всмотримся в эту картину. Поздняя осень. Низкое хмурое небо. Желтые листья на тонких молодых берёзках, порыжелая трава. На опушке леса пасётся стадо. Здесь же бегает маленький пастушок…
Но вот в небе появился самолёт. Всё ближе и ближе рёв мотора. Прижав машину
к земле, фашистский лётчик бессмысленно жестоко полоснул из пулемёта...
Упал мальчонка на землю, уткнулся головой в траву. Протяжно завыла собака. Разбежалось стадо. А над пробуждающимся к жизни полем озимых, постепенно скрываясь вдали, улетал самолёт…
На фоне родной мирной природы особенно чудовищным и жестоким выглядит совершённое фашистами преступление. Пластов не случайно взял осенний мотив, который своей печальной красотой образно оттеняет гибель пастушка. Склон косогора художник написал похожим на драгоценный, переливающийся тёплыми тонами ковёр. Золото молодых берёзок, тут и там вспыхивающие красные пятна осенней листвы, зелёный бархат озими – всё это воспринимается как красивое музыкальное сопровождение к печальной, нежной, лирической песне, полной глубокого внутреннего трагизма.
Глубоко продумана композиция картины с дальними планами и несколько приподнятым горизонтом. Удачно найдено место пастушка с его стадом. Они органически вписаны в пейзаж.
Несколько приглушенный колорит, построенный на светло-коричневых и желтоватых красках, гаснущий свет дня, соответствуют драматизму сюжета, помогают передать настроение. С глубокой проникновенностью передано печальное состояние родной природы - и стылое небо, и трепещущие на холодном осеннем ветру тонкие берёзки, и тянущуюся к свету, к жизни сосновая молодь, и несокрушимая суровая мощь старого дуба. Вечная красота природы и ужасная сцена смерти, разыгравшаяся среди этих мирных полей, трав, деревьев, - в этом сопоставлении рождается глубоко поэтический и в то же время трагический образ.
Мастерски владея рисунком, всей цветовой гаммой с её множеством тонов полутонов, художник воссоздает удивительно чистый, ясный образ родной природы, в которую трагически вторглась война. Мягкий, тонко сгармонированный колорит картины, неординарность композиционного решения придают полотну особую целостность, усиливают чувство любви к родной земле, щемящей горечи невосполнимых утрат и вместе с тем – чувство протеста и негодования против варварской жестокости врага. И под кистью мастера сама русская природа превращается на наших глазах в символ непобедимой мощи народной. Эту картину невозможно забыть. Она звучала, как набат, призывая к борьбе, к уничтожению врага, усиливая ненависть к нему.
“Надо было кричать во весь голос, чтобы все знали, что идёт на нас!” - так скажет много лет спустя А. А. Пластов о мотивах, побудивших его написать это полотно.
Ещё совсем недавно у нас в стране было трудно найти человека, который бы не слышал о подвиге Зои Космодемьянской в дни Великой Отечественной войны. Героический образ Зои вдохновил многих мастеров искусства. В ее самоотверженности и стойкости этой девушки они увидели олицетворение лучших черт русского человека. Зоя казалась всем удивительно родной и близкой. Слова, сказанные Зоей перед смертью: “Это счастье умереть за свой народ”,- облетели всю страну.
28 января 1942 года в “Правде” был опубликован очерк о подвиге и героической смерти партизанки в деревне Петрищево Московской области, а 9 апреля художники Кукрыниксы (Купреянов, Крылов, Соколов) выехали к месту гибели Зои.
Машина художников с трудом двигалась по изрытому снарядами Можайскому шоссе. Стояли серые, Мрачные, холодные дни. В деревне Петрищево помнили о юной партизанке, о её беспримерном мужестве. Нашлись и очевидцы, которые рассказали трагическую историю о том, как издевались фашистские солдаты над Зоей, как били и пытали её, а потом босую водили по морозу. Художники представили себе, как, с трудом передвигая обмороженными ногами, шла Зоя к месту казни, как, гордо сжав кулаки, стояла она перед фашистами, бросая им в лицо слова, полные гнева и презрения: “Всех нас не перевешаете! Победа будет за нами!”.
Тут же по живым впечатлениям художники начали писать. Они работали быстро, с огромным душевным напряжением. Эскиз за эскизом, вариант за вариантом. В окончательном варианте они показали Зою в последние минуты перед смертью. Эти моменты особенно ярко раскрыли величие души юной партизанки, героичность её натуры. А так же непокорность и несгибаемость русского человека. Художники строят картину на противопоставлении облика мужественной гордой девушки омерзительным фигурам палачей.<Рисунок 6>
…Зоя стоит на эшафоте, сколоченном из ящиков. Её тонкая стройная фигура полна внутренней твёрдости и решительности. Смерть не страшит её. Лицо её гневно, сурово, полно ненависти к врагам. Фигура девушки является смысловым центром композиции. На неё устремлены взгляды окружающих. Художники показывают моральное превосходство партизанки над фашистскими палачами, о чём свидетельствует и постановка фигуры Зои, и гордая осанка, и непримиримый взгляд, обращенный в сторону фашистов. С почти документальной точностью воспроизводятся фигуры фашистов – палачей. Отвратительны эти садисты, фотографирующие момент казни. Растерянные, потрясенные героизмом девушки, суетливо снуют фашистские солдаты, щелкают фотоаппаратами.
В скорбном молчании застыли местные жители, согнанные смотреть на смерть партизанки. В образах жителей деревни Петрищево авторам удалось передать различные состояния человеческого горя – ужас перед совершаемой казнью и чувство глубокого сострадания. Всё в картине рассчитано на внимательное и долгое рассматривание, на глубокое проникновение в неё. Только при этом раскрывается богатство и многообразие идейного и художественного содержание полотна.
Напряжение трагической сцены внутренне усиливается противопоставлением этому страшному событию характерного зимнего русского пейзажа бесхитростными деревянными постройками на заднем плане, спокойной ясностью тихого морозного дня. Сама природа как бы страдает, пронизанная глубоким горем. Картина Кукрыниксов – эпическое полотно. Она рождает у зрителей ощущение сопричастности к подвигу героев.
Жестокий враг уничтожал не только всё живое, но даже старался разрушить все вокруг себя! Особенно зверствовали оккупанты тогда, когда наша армия начала загонять их обратно, туда, откуда они пришли. В слепой, бессильной злобе фашисты стали выжигать сёла и города, взрывать то, что не могли унести с собой. Они минировали храмы и памятники. Минировали красивейшие улицы, и даже целые города. Варварские деяния оккупантов в Новгороде, Пскове, Петергофе, толстовской Ясной Поляне не могли не волновать художников.
В 1944 году Кукрыниксы приехали в освобождённый Новгород. Страшная картина всеобщего разорения потрясла их. Художники вспоминали: “ Объезжаем кремль. Пустынно. Развалины. Гнутое железо. Остатки немецкой техники. При въезде в кремль открывается страшное зрелище, вначале даже непонятное. Какие-то гигантские окоченевшие чёрные люди валяются в различных позах на снегу. Одни - с поднятыми руками, другие - с торчащими вверх ногами. Оказывается, это фигуры распиленного фашистами памятника “Тысячелетие России”, который они не успели увезти в Германию. Все фигуры пронумерованы. 20 больших, среди них Пётр I, Владимир, ангел, поверженный тевтон, - и 108 малых – здесь Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Суворов, И. Крылов.
Пораженные этим зрелищем, мы достали свои этюдники и сели писать этюды с разных сторон. Тогда же у нас появилась мысль попробовать написать картину на этом трагическом фоне”.
Пройдут долгие три года напряженного труда, прежде чем появится картина “ Бегство фашистов из Новгорода”.<Рисунок 7>. В ней художникам удалось с потрясающей силой показать последствия надругательства оккупантов, пытавшихся уничтожить древний Новгородский кремль – этот западный русский форпост на пути иноземных захватчиков, не однажды пытавшихся поставить наше Отечество на колени.
Всполохи пламени озарили небо, затянутое чёрным дымом. Злобными, трусливыми крысами выглядят серо- зелёные суетливые фигурки немецких факельщиков перед несокрушимой мощью Софийского собора, сооруженного в ХI столетии. Судорожно мечутся они с факелами в руках, пытаясь истребить, уничтожить национальные святыни. Из-под снега выступают фрагменты разрушенного памятника работы М. О. Микешина “Тысячелетие России”.
Но не факельщики занимают внимание художников. В центре картины высится исполненный трагической красоты собор. Несмотря на багряное зарево пожара, на снятую золотую обшивку Купалов, собор твердо стоит на родной земле как олицетворение героической славы России.
Кругом пылает огонь, от жара и гари черна дорога, по которой бегут с факелами оккупанты, но стены собора белоснежны, рисунок его силуэта чист и ясен. Озарённый тёплым солнечным светом, великий памятник древнего зодчества стоит как богатырь, полный величия и силы, утверждая торжество разума, близость часа возмездия над фашистскими мракобесами.
Сложной, выразительной композицией, умелым распределением света и тени художники придали картине большое эмоциональное звучание. У зрителя не остаётся сомнений: время расплаты близко, неотвратима победа света над тьмой.
В лучших произведениях художников звучит голос войны, образно запечатлён опыт пройденного пути. В них и сегодня слышен голос славы не меркнущему в веках подвигу народа и высочайший реквием невосполнимым утратам. Они дают возможность нам, современникам, пройти фронтовыми дорогами, преклониться перед силой духа живых и мёртвых и через силу искусства стать сопричастными к подвигу. Одновременно работы военной поры воспринимаются, словно набатный призыв к грядущим поколениям: Не допустить подобного! Уберечь землю от всеуничтожающего военного пожара!
Вопросы на закрепление темы:
1) Когда началась Великая Отечественная война?
2) Назовите место, где находится мемориал, посвящённый сожжённой деревне, которая была уничтожена вместе с жителями.
3) Что вы знаете о подвиге Зои Космодемьянской?
4) С какими художниками мы сегодня познакомились?
5) Назовите эти произведения.
6) Какое произведение произвело наибольшее впечатление?
7) Как называется жанр, в котором работали эти художники?
8) Кого из художников вы знаете еще, работавших в этом жанре?
9) Назовите известные вам произведения.
10) Как называется студия, в которой работают художники-баталисты?