Среди всей работы проводимой учителем на уроке, особо выделим процесс обобщения обучающимися новых знаний, новой информации. Каким образом осуществляется передача обучающимся новых знаний на уроке? Одной из древнейших форм передачи знаний учителем ученику была так называемая догматическая форма: учитель рассказывает, объясняет, ученик слушает, записывает и т. п.
В современной педагогике возросло стремление активизировать работу самого обучающегося [3,8]. Для этого нужно научить детей получать знания получать знания из средств, несущих информацию: карточки-инструкторы (составленные учителем), книга, компьютерные обучающие программы и т. д. Нужно, чтобы обучающиеся не были пассивными потребителями знаний, познающими истины, а активными читателями, исследователями.
При решении некоторых задач уравнением, неизвестную величину требуется найти делением дробей, но тема “Деление дробей” изучается после темы “Взаимно обратные числа”, поэтому возникает необходимость для решения такого типа задач, показать, обучающимся создавая проблемную ситуацию, что решить ее можно почти самостоятельно, но способ решения будет основан на понятии взаимно обратные числа. В дальнейшем эти знания позволяют наиболее быстро и качественно овладеть навыками деления дробей.
Необходимо, чтобы на уроке обучающиеся не только осознали и освоили основные вопросы изучаемого, но и “учились учиться”
При прохождении данной темы, по моему мнению, наиболее подходит использование проблемного метода обучения, который позволяет раскрыть в изучаемом материале разные проблемы и показать способы их решения. Создавая проблемную ситуацию, обсуждая пути решения задачи с обучающимися – развитием у них логического мышления; через наблюдение частных случаев, дети учатся находить закономерности и, наоборот, от предложенных закономерностей возможен переход к исследованию частных случаев.
Предлагаю Вашему вниманию урок изучения нового материала по теме “Взаимно обратные числа” (6 класс).
Цели:
- Используя проблемно поисковую ситуацию, создать условия для изучения понятия взаимно обратные числа. Посредством изучения новой темы продолжить вырабатывать прочные навыки арифметических действий (умножение дробей, умножение дроби на число, умножение смешанных чисел, превращение дробей в неправильные) с обыкновенными дробями.
- Развивать логическое мышление (наблюдение частных случаев как следствие поиск закономерностей). Грамотную речь при высказывании словесных формулировок.
- Воспитывать умения работать в группах, прислушиваться к мнению соседей, отстаивать свою точку зрения, решать проблему сообща.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
Таблицы “умножение дробей”, “взаимно обратные дроби”. Таблички с надписями “теоретики”, “практики”. Карточки-инструкторы (смотри приложение), карточки с тестами (смотри приложение 1).
Ход урока
- Организация начала урока.
- Актуализация.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Выполнение теста.
- Итоги урока (инструктаж домашнего задания).
1. Организационный момент.
Урок начинается словами учителя: “Здравствуйте, ребята. Для того чтобы всем работалось плодотворно и интересно, предлагаю с помощью обычной считалочки (Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной кто ты будешь такой?) разбиться на 3 группы. Одна, из которых будет “теоретиками”, а две другие “практиками”.
Сформировавшиеся группы в произвольном порядке рассаживаются за столы с табличками: “Теоретики”, “Практики”.
Учитель: “Вы все будете работать по карточкам – инструкторам (смотри приложение 1), которые несут разную смысловую нагрузку. “Практики” рассмотрев несколько частных случаев должны сделать теоретический вывод, а “теоретики”, изучив теорию, должны убедиться на практике в ее правильности”.
2. Актуализация знаний.
Учитель: “Тема урока: Взаимно обратные числа. Для того, чтобы понять и хорошо усвоить новую тему, нужно знать такие правила действий с обыкновенными дробями, как умножение дробей, умножение дроби на число, умножение смешанных чисел, превращение смешанного числа в правильную дробь. Предлагаю вспомнить эти правила и рассказать”.
1) Пожалуйста, расскажите правило умножения дробей?
2) Пожалуйста, расскажите правило умножения дроби на число?
3) Пожалуйста, расскажите правило умножения смешанных чисел?
4) Пожалуйста, расскажите правило превращения смешанного числа в неправильную дробь? (ученики отвечают на заданные вопросы).
Учитель: “Замечательно, а теперь нам нужно применить эти знания на практике. Для этого предлагаю всем вместе устно решить несколько заданий на применение данных правил”.
Учитель включает кодоскоп, на экране появляются задания:
Устный счет.
Представьте в виде неправильной дроби:
1 3/4, 7 4/7, 5 1/2, 10 7/10.
2. Выполните умножение дробей:
2/5•5/2, 1/4•4.
Задачи:
а) Найдите площадь прямоугольника со сторонами 2/5 и 3/7.
б) Найдите площадь квадрата со стороной 1/7.
(дети решают устно предложенные задания, учитель следит за грамотностью речи, исправляет ошибки).
3. Изучение нового материала.
Учитель: “Теперь мы можем двигаться дальше. Я предлагаю решить задачу. Составим уравнение для решения этой задачи”.
Задача.
Площадь прямоугольника 5/7 кв.м. Длина одной стороны 3/4м. Найдите длину другой стороны?
Каждая из групп составляет, уравнение 3/4•х=5/7 пытается, решить известным способом х=5/7:3/4. Учитель ходит между группами, помогает, направляет решение задачи в нужное русло. Приглашает одного человека от группы, первой написавшей уравнение записать его на доске.
Учитель: “Ваша попытка решить уравнение известным нам способом, как видите, привела нас к действию деления с обыкновенными дробями, которое мы пока еще не изучали.
Следовательно, должен быть еще способ решения данного уравнения, а значит и задачи.
А в чем он заключается, вы поймете, узнав какие числа называются взаимно обратными. Для этого вам необходимо внимательно выполнить задания на карточках – инструкторах (смотри приложение 1), которые лежат перед вами”.
Дети начинают работать группами, учитель, переходя, от группы к группе помогает, консультирует, направляет мыслительную деятельность в нужное русло. “Теоретики справляются с заданием быстрее двух других групп, т. к. они не тратят времени на составление правила и почти сразу переходят к практическим заданиям. Учитель проверяет у них выполнение карточки – инструктора (см. приложение 1).
Две другие группы так же решают задания на карточках – инструкторах (см. приложение 1), представители этих групп выходят к доске и записывают задания №2, их проверяет учитель, а №3 (составление и формулировку правила понятия взаимно простых чисел) рассказывают одна группа учителю, другая группа “теоретикам”. Группы под руководством учителя приходят к выводу, какие числа называются взаимно обратными.
Все группы переходят к решению задания и записывают в тетрадь:
Пусть х. – длина другой стороны, т. к. площадь прямоугольника равна 5/7 кв. м., то составим и решим уравнение:
3/4•х=5/7,
3/4•4/3=5/7•4/3,
1•х=20/21.
Ответ: Длина другой стороны 20/21м.
Та группа, которая решила первой, получает право записать задачу на доске и прокомментировать ее решение. Все остальные внимательно слушают и дополняют.
4. Закрепление нового материала.
Учитель: “Для того чтобы закрепить понятие взаимно обратного числа, нам предстоит выполнить задания на закрепление полученных навыков из учебника. Откройте, пожалуйста, учебник на стр.117, номера записаны на доске №561(а, б), 563(б, в), 564(а, д.)”.
Дети по очереди выходят к доске и решают задания из учебника, остальные записывают решение в тетрадь. Учитель контролирует решение, помогает, поправляет.
5. Выполнение теста.
Учитель: “Ребята, вы молодцы! Очень хорошо справились с предыдущим этапом нашего урока. Теперь давайте проверим, как хорошо вы усвоили тему Взаимно обратные числа. Я предлагаю выполнить тест (см. приложение 2). Учитель быстро раздает тест, и дети приступают к его выполнению.
Для того чтобы подвести итоги урока, учитель дает ребятам задание из учебника №570, а сам с помощью перфокарты быстро проверяет сданные тесты. Проверку №570 обучающиеся осуществляют самостоятельно решение, которого записано на обороте доски.
6. Итог урока.
Ребята, скажите, пожалуйста какие числа называются взаимно обратными?
Учитель дает короткий анализ выполнения тестов. Оглашает полученные за урок оценки. Дает инструктаж домашнего задания п. 16 №575 (а, б , в), 576 (а, в, г), 577, носящего дифференцированный характер.
№575 (а, б , в) Оценка “3” №576 (а, в, г) Оценка “4” №577 Оценка “5”
Список используемой литературы.
- Алтынов П. И. Контрольные и проверочные работы по математике. 5 – 6 кл. : Метод. Пособие. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. – 128 с.: ил.
- 2. Математика: Учебник для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбург. – 5-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство “Русское слово”, 2003. – 358 с. ил.
- 3.Кропотова Л. А. Современные подходы к проектированию урока. Методическое пособие. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2004 – 78 с.
- Попов М. А. Контрольные и самостоятельные работы по математике: 6 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. “Математика. 6 класс” / М. А. Попов – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 63, [1]с. – (Серия “Учебно-методический комплект”)