Урок истории. Урок-путешествие "Имя моего города"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с названиями некоторых городов на карте Иркутской области.
  • Показать процесс их возникновения и связь топонима с историей.
  • Развивать культуру речи, любознательности е окружающему миру и истории нашего края.
  • Развивать умение работать с исторической картой и дополнительным материалом.
  • Воспитание любви к Отчизне, малой Родине, чувства дружбы и взаимовыручке.

Оборудование урока: карта “Россия в XVII веке”, карта “Иркутская область” (на ней флажками отмечены города: Иркутск, Шелихов, Ангарск, Усолье-Сибирское, Братск, Усть- Илимск, деревня Ревякина; контурные карты, атлас Иркутская область, схема Иркутского острога, Изображение парусника “Сибирь”.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку (на партах учебники, тетради творческих заданий, исторический атлас “Иркутская область”)

Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Добрый день дорогие друзья! Нашей встречи очень рада я! Сегодня мы отправляемся по городам нашей Иркутской области. В 2007 году Иркутской области исполняется 70 лет. А пока вспомним, какие города были в Древней Руси.

2. Проверка домашнего задания.

1) Тест “города Древней Руси.(кратко почему так назвали)

1. Столица Древней Руси – город:

а) Чернигов;
б) Киев;
в) Суздаль.

2. Город освоен Мудрым князем и назвали:

а) Владимир;
б) Тула;
в) Ярославль.

3. Какой город расположился на берегах реки Волхов?

а) Москва;
б) Рязань;
в) Новгород.

4. Город освоен в 1147 году:

а) Переславль;
б) Москва;
в) Тверь.

5. Город освоен Великим царём на берегу Балтийского моря:

а) Санкт – Петербург;
б) Таллин;
в) Калининград

2) Приведите примеры названий улиц, в которых отражены:

  • занятия наших предков;
  • героическое прошлое города;
  • имена выдающихся людей;
  • названия, связанные с особенностями географического положения объекта.

Подвести учащихся к выводу: можем ли мы считать название городов и улиц историческими источниками?

Вывод делает ученик:

- Названия могут рассказать много интересного о жизни наших предков: где и когда расселились, чем занимались, с кем вели торговлю.

3. Изучение нового материала.

На доске записаны следующие названия городов:

Иркутская область. Сибирь.

Иркутск Усолье-Сибирское д. Ревякина Ангара
Ангарск Братск с. Хомутово Байкал
Шелихов Усть-Илимск с. Оек Иркут
Куда

Учитель: Сегодня мы с вами узнаем об истории возникновения городов нашей области, которой в октябре 2007 года исполняется 70 лет.

Мы проведем несколько необычный урок. Чтобы достигнуть цели, давайте помечтаем: как мы на корабле “Сибирь” отправимся в путешествие по реке Ангаре к берегам седого Байкала, чтобы познакомиться с некоторыми городами Приангарья.

В конце XVI-XVII веках началось продвижение русских людей в Сибирь и на Дальний Восток. Очень мало знали о землях за Уралом: дремучие леса, топкие болота и множество рек.

Бывалые люди (бывали в разных местах) отправились за Камень (Уральские горы), чтобы самим убедиться и увидеть богатство этого обширного края и дойти до “края” земли. Казаки землепроходцы отправлялись в этот далёкий и трудный путь. В старинной сибирской песни пели:

Из Россиюшки ляжить путь-дороженька
Шириной-то дорожка не широкая
Долиной-то дорожка конца краю нет
Да никто по этой дорожке
Здесь не хаживал.
Никто следечка тропкою
Не прокладывал…

Вывешивается плакат с отрывком из песни.

Основными дорогами для казаков служили реки. Как вы думаете. Почему?

Дети: малопроходимые леса, топкие болота, да и людей можно было встретить по берегам рек.

Своё путешествие мы начнём от границ Иркутской области там, где Ангара несёт свои воды навстречу красавцу Енисею. Будем плыть против течения, так же как некогда более трёхсот лет назад двигались землепроходцы: казак Максим Перфильев со своими товарищами. Как говорили в те времена: “будем двигаться встреч солнцу”

“Садимся” в свой “корабль”. Мальчики поставили паруса, сели на вёсла. Подул попутный ветер и вперёд с Богом!

В пути нас будут сопровождать экскурсоводы. (Фамилии учащихся, подготовивших сообщения о городах Иркутской области)

На карту “Россия в 17 веке” прикрепляется название г. Усть-Илимск.

Ученик: первым был поставлен В 1630 году Илимский острог. Он представлял собой укрепление площадью 264* 85 метров, обнесенное высокой стеной и восемью башнями. Самой высокой была Спасская башня -17 метров. Отрог находился недалеко от “Ленского волока” с которого можно было перебраться с Илима (притока Ангары) на Лену. Через “Ленский волок” пролегал путь из Монголии и Китая в обширные края Ленского бассейна. (Объясняется слово ОСТРОГ, слово прикрепляется на доску)

Учитель: Острогами в древней Руси называли укрепления, обнесенные частоколом, т.е. вбитыми стоймя плотно друг к другу заострённые вверху брёвнами. Позже (во времена освоения Сибири) острогами стали называть вообще все укреплённые пограничные пункты.

Мы плывём дальше. Перед нами на берегу большого Братского водохранилища раскинулся один из крупнейших городов Приангарья г. Братск. Сделаем здесь остановку. Сойдём на берег, (дети встают из-за парт) и потрудимся.

Физкультминутка:

Чтобы строить города
Много надо приложить труда,
Давайте топором помашем,
Лопатой поработаем,
Теперь себя похлопаем,
Бревно на бревно мы сложим,
Стену острога так быстро сложим.
Мы молодцы, ударно потрудились,
Ласково друг другу улыбнулись.
Дивитесь на острог, друзья,
Вот какая красота!

(Имитируются движения: взмахи топором, копание лопатой, подъем бревен.

Одна рука вытянута вперед ладошкой, другая пришлепывает, затем меняют руки.

Учащиеся выполняют движения за учителем.)

Ученик: По-разному относилось коренное население к пришлым людям. Об упорном сопротивлении” брацких” людей, так называли бурят казаки

Свидетельствует история Братского острога.

Первый Братский острожек был поставлен М.Перфильевым и 1631 году

У Падунских порогов. Но вскоре брацкие князьцы учинили непослушание, т. е. отказались платить ясак(дань),разгромили отряд служилых людей, а в 1635 году сожгли острог.

Второй Братский острог был поставлен в 1636 году.

Летом 1654 года был поставлен новый Братский острог на левом берегу реки Оки у места впадения её в Ангару в самых угожих (хороших) землях.

От этого острога да нашего времени сохранились только две башни: одна находится в Москве в музее Коломенское рядом с домиком Петра I. она считается одной из самых старых деревянных построек Сибири. Другая башня перенесена в Братский музей под открытым небом “Ангарская деревня”

Ученица: о современном Братске

Мы плывем дальше вверх по течению реки Ангары.

Ученик: Усолье-Сибирское. В 1669 году начали соляный промысел братья Михалевы. На малом острове Ангары (остров Верничный) ныне Усолье-Сибирское.

За десять лет с 1671-1681 года Михалёвы выварили 45 тонн соли.

Ученица: Ангарск как город возник в 20 веке. Это была одна из крупнейших комсомольских строек эпохи советского времени. Со всех концов огромного Советского Союза сюда на берег Ангары приехали строители, чтобы построить город большой химии. Сейчас это один из благоустроенных городов России. Город расположен в междуречье Ангары и Китоя, у Восточно-Сибирской дороги и Московского тракта.

Ученик: Мы подплываем к тому месту, где река Иркут впадает в реку Ангару.

В 1661 году по просьбе тувинского князьца Яндаша, кочевавшего в бассейне реки Иркут, 6 июля казаки во главе с Яковом Похабовым заложили Иркутский острог. По местным преданиям, еще в 1652 году в устье Иркута на Дьячьем острове было построено укрепленное зимовьё.

О постройке Иркутского острога Я. Похабов доносил: Государя царя Великого князя Алексея Михайловича и всея Великия и малыя и белыя России Самодержца Воеводе Ивану Ивановичу Енисейский сын Боярский Якунька Ивнов Похабов челом бьёт.

“В нынешнем 169 (1661) году июля в шестой день против Иркута реки на Верхоленской стороне государев новый острог служилыми людьми ставлю, и башни и потолок срублены и государев житный анбар служилые люди рубят, а на анбаре башня…а где ныне бог позволил острог поставить и тут место самое лучшее, угожее для пашен, и скотинный выпуск и сенокосные покосы, и рыбные ловли все близко”

В 1669-1670 годах острог был перестроен. Площадь нового острога была в 35 раз больше старого. Он напоминал форму квадрата, длина каждой его стороны составляла 108, а высота -7 метров. Вдоль стен было сооружено 8 башен. Самые высокие, до 20 метров, стояли на берегу Ангары. Центральная башня-Спасская-была проезжей, к ней поднимался “взвоз”от пристани, он был очень высоким. В 1672 году в центре острога была возведена деревянная Спасская церковь.

Первое описание Иркутск ого острога было сделано послом России Николаем Спафарием ,который в 1675 году по пути в Китай проезжал Иркутск. Он отметил, что” “острог строением зело хорош”. По его словам, в остроге было около 40 жилых дворов, т.е.проживало не менее 200 человек.

Учитель: Теперь мы с вами побываем в одном прекрасном городе - центре цветной металлургии.

Шелехов назван в честь отважного знаменитого мореплавателя, путешественника, могила которого находится в Иркутске.

Физкультминутка:

Поднимите плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
А теперь, как самолёт,
Мы летим вперёд, вперёд.

Ученица: Наш парусник направляется в устье р. Иркут/ Город расположен на плоской междуречной равнине Иркута и Олхи.

Его возникновение и развитие связаны со строительством Иркутского алюминиевого завода (ИРКАЗ).

В окрестностях города расположены корпуса алюминиевого завода, а также такие заводы, как кабельный, известковый, асфальтовый и лесопильный, железобетонных изделий. В городе имеются средние школы, больницы, клубы, кинотеатры.

Учитель. Итак, к середине XVII века почти вся территория современной Иркутской области вошла в состав Русского государства. Присоединение произошло при незначительном сопротивлении коренного населения. Русские крестьяне осваивали Сибирские территории для земледелия. Построенные в Прибайкалье остроги стали опорными пунктами для продвижения на восток.

Работа с контурными картами.

Обозначить на картах города Иркутской области.

Учитель. Мы вернёмся с вами к устью реки Иркут и вниз по течению Ангары попадём к устью реки Куды. Совершим экскурсию в нашу родную деревню Ревякина. Плывём по реке Куде, на нашем пути встречается село Хомутово. Почему оно так названо?

Ученик. Видимо здесь жили известные мастера-шорники, изготавливающие конскую сбрую и особенно хомуты.

Учитель. На нашем пути встречается следующее большое село Оёк. Его так назвали очень давно буряты, когда они ехали на лошадях по болотным кочкам, которые называли “Оеками”, что в переводе означает “болото”.

Мы подплываем к нашей родной деревне.

Ученица-экскурсовод.

По воспоминаниям старожилов д. Ревякина возникла примерно 1720 году. Существуют разные версии истории названия деревни. Первоначально были здесь заимки оёкских крестьян Ревякина и Петухово, расположены они были в полутора километрах друг от друга. До сих пор разные концы деревни сохранили эти названия. Первые жители деревни были из Оёка. Богатые оёкский крестьянин подобрал и выростил мальчишку-сироту по фамилии Щукин, по прозвищу Харлам. Женил его, дал скота на обзаведение и отправил жить на заимку. Была у него сила богатырская. Один грузил брёвна в сани, готовил по два воза в день, и если лошадь уставала орт работы и не могла везти воз, он сам впрягался в сани. Всю зиму ходил без варежек. Было у него три сына, но только внук Григорий унаследовал силу деда. Гнул он скобы и гвозди, переносил мешки на вытянутых руках. Взяли его на работу в цирк и дальнейшая его судьба не известна.

Есть другая красивая версия возникновения названия деревни Ревякина. Была здесь когда-то тайга, и водились изюбры и сохатые. Весной, во время свадеб, они такой рёв устраивали, что слышно было на всю округу.

Первые поселенцы жили неплохо, их кормила тайга, где в изобилии были грибы и ягоды, плодородные почвы давали неплохие урожаи: сеяли рожь, пшеницу, разводили домашних животных, излишки возили в Иркутск.

Итог:

Учитель: С названием каких городов мы познакомились? Почему они так названы?

В результате чего они возникли?

Оценки за урок.

Учитель: Слишком коротки минуты урока, чтобы рассказать обо всех городах нашей области. Да и не нужно торопить радость новых открытий, новых свиданий, которые ждут вас впереди. Много столетий не покладая рук, трудились над обликом каждого города первооткрыватели, строители. И мы благодарим их за это, кланяемся им. И на прощание вслед, за Василием Шукшиным, хочется сказать: “Благослови тебя моя Родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив!”

Звучит песня.

Веет свежестью ночь сибирская
Собрались друзья у костра.
Ты на веки нам стала близкою,
Величавая Ангара …