Цели и задачи урока:
1) научить учащихся самостоятельно определять качество почвы и на практике применять свои знания и умения,
2) обобщение полученных знаний по теме “Почвы России”.
Оборудование:
- универсальная индикаторная бумага;
- дистиллированная вода;
- образцы почвы;
- химические стаканы;
- фильтровальная бумага;
- литература по уходу за садовыми растениями
- образцы почв
План урока:
- Организация выполнения лабораторной работы
- подготовительный этап;
- обобщение знаний.
- Проведение лабораторной работы
- определение ph-среды, механического состава почвы;
- обработка данных.
- Оформление лабораторной работы, работа с дополнительной литературой.
Ход урока
1. Организация лабораторной работы.
1) подготовительный этап.
Образцы почвы (50 г) выложить в химические стаканы и залить дистиллированной водой, настоять 1 сутки
2) обобщение знаний
Вопросы, задаваемые учителем.
- Что такое почва?
- Какие факторы влияют на образование почвы?
- Назовите главное свойство почвы.
- От чего зависти плодородие почвы?
- На какие типы можно разделить почвы по механическому составу?
- Почему необходимо уметь определять ph-среду, механический состав почвы и её структуру?
- Давайте составим план нашей работы для определения типа почв наших образцов.
(План учитель записывает на доске, по мере составления плана учитель объясняет ход работы).
План.
- Определение ph-среды
- Определение механического состава почвы
- Определение структуры почвы
- Обработка данных
Выполнение лабораторной работы.
2. Проведение лабораторной работы.
1) Определение ph-среды:
Вытяжку почвы отфильтровать и с помощью универсальной индикаторной бумаги определить ph-среду образцов.
Цвет универсального индикатора от бледно красного до красного – кислая среда.
От бледно жёлтого до жёлтого – нейтральная среда.
От бледно зелёного до синего – щелочная среда.
Определение механического состава почвы и её структуры
Возьмите горсть влажной, но не мокрой земли и разотрите ее между пальцами.
Если структура почвы зернистая, если она не слипается и не скатывается в шарики, перед вами супесчаная или песчаная почва.
Если почва зернистая, но скатывается в шарик или комок, это песчаный суглинок.
Если почва имеет зернистую или липкую структуру и из нее можно между ладонями скатать колбаску, значит, вы имеете дело с жирным песчаным суглинком.
Если получившаяся колбаска гибкая, ее можно согнуть колечком, она не разломится - глина.
2) Полученные данные ученики записывают в таблицу.
3. Оформление лабораторной работы, работа с дополнительной литературой.
Ученики, записав полученные результаты в таблицу, работают с дополнительной литературой по уходу за садовыми растениями.
- с помощью таблицы №1 определяют виды растений, которые могут произрастать на данном типе почв;
- выбирают способы улучшения качества почвы.
Результаты лабораторной работы по географии.
Тема: “Определение типа почвы”
Учени___ 8 класса _____
Фамилия ________________________
Имя ____________________________
Образец №1 | Образец №2 | |
ph-среда | ||
механический состав | ||
структура | ||
виды растений, способные произрастать на данном типе почв | ||
Как изменить свойства почвы для лучшего их использования в земледелии? |
Дополнительная литература
Типы почвы
Почвы представляют собой весьма сложную и динамичную смесь из мельчайших частиц, выветренных горных пород и органических веществ, называемых гумусом, а также различных растительных и животных сообществ. Здоровая почва является важным условием успешного роста и развития растений; она поддерживает корни растения и снабжает его водой, воздухом и минеральным питанием. Если почва в саду не является идеальной, существует много способов улучшить ее при относительно небольших затратах сил и средств. К примеру, переувлажненную, заболоченную почву можно дренировать и тем улучшить ее структуру, а водоудерживающие свойства легких почв можно, наоборот, повысить внесением органического компонента вроде компоста или перепревшего навоза. Внесение удобрений повышает содержание питательных веществ в почве, а известь используют для повышения щелочности в кислых почвах, мульчирование предотвратит прорастание сорняков и сократит потери воды. Наконец, питательные вещества из органических отходов можно возвратить в почву посредством создания садового компоста.
Почва и ее состав
Большинство почв классифицируются в соответствии с содержанием глины, ила и песка. Размеры и пропорции содержания в составе почвы этих минеральных частиц во многом определяют физические и химические свойства почвы.
Типы почв
Суглинистые почвы имеют идеальный баланс размеров минеральных частиц, включая
от 8 до 25 % глины, что обеспечивает как хорошие
дренажные, так и водоудерживающие свойства в
сочетании с высоким плодородием.
Глинистые почвы тяжелые, медленно пропускающие
воду и медленно прогревающиеся весной, но часто
весьма плодородные. Однако они легко уплотняются
и могут спечься и затвердеть летом.
Песчаные и илистые почвы имеют в своем составе
низкое содержание частиц глины.
Песчаные почвы обладают большой проницаемостью,
что приводит к необходимости частого полива и
внесения удобрений, однако они быстро
прогреваются весной и легко удобряются
органикой. Илистые почвы более плодородны и
обладают лучшими водоудерживающими свойствами,
чем песчаные почвы, но зато легче уплотняются.
Органические или торфянистые почвы, как правило,
влажные и кислые; но, будучи осушены, удобрены и
известкованы, прекрасно обеспечивают рост и
развитие растений.
Меловые или известковые почвы щелочные, довольно
мелкие и легко проницаемые, характеризуются
средним плодородием.
pH – среда почвы
Работая с землей, выращивая растения, рано или поздно, придется столкнуться с важнейшим видом почвенного анализа - кислотностью и его определением. Кислотность почвы принято обозначать, как pH - среда.
Вся шкала кислотности почвы делится на 14 значений.
Значению pH в пределах от 6 до 7 - нейтральная реакция; при более низких значениях, от 6 до 5 почва имеет слабокислую реакцию; значения от 5 до 4 - кислая почва; значение менее 4-х - сильнокислые; при значениях кислотности от 7 до 8, почва имеет щелочную реакцию; значение более 8 - сильнощелочную.
Растение по-разному относится к кислотности, одни предпочитают почвы кислые, другие нейтральные, а третьи - мечтают о щелочных почвах, а есть и вообще безразличные к таковой (см. таблицу 1).
От кислотности почвы зависит доступность для
растений многих питательных элементов. При
нейтральной реакции элементы питания находятся
в наиболее доступной форме. Кислая и щелочная
реакция неблагоприятна для деятельности
микроорганизмов и для образования гумуса, из
разлагающихся растительных остатков. Да и
большинство растений предпочитают нейтральные
почвы.
Большинство наших почв имеет слабокислую
реакцию. Внося минеральные удобрения в больших
дозах, мы еще больше окисляем почву. Внося
органические удобрения, используя сидерацию,
мульчирование, применяя древесную золу, мы
“стрелку” кислотности направляем в сторону
нейтральной реакции. Когда у вас почва уже
окультурена, органически богата и насыщена
микроорганизмами, в ней сама собой будет
поддерживаться нейтральная реакция, и вам лишь
будет необходимо вносить небольшие,
поддерживающие дозы органики.
На первоначальных этапах, для более быстрого изменения почвы в сторону нейтральной, применяют известковые удобрения, среди которых наиболее распространены молотый известняк, молотый мел, гашеная известь и доломитовая мука. Первые три содержат углекислые соли кальция, а доломитовая мука - соли кальция и магния. Известкование обычно проводят осенью, заделывая в верхний слой почвы. Количество известкового материала зависит от механического состава почвы и от величины pH. На сильнокислой почве не рекомендуется вносить сразу большую дозу известкового удобрения, а по частям, чтобы почвенные организмы могли постепенно приспособиться к изменению условий.
Древесная зола обладает щелочной реакцией и может быть также использована для нейтрализации почвы. К тому же, в древесной золе содержится очень большой спектр полезных и нужных растениям микроэлементов. Приведем примерные нормы внесения известковых удобрений.
Наиболее надежный способ окисления щелочной почвы (изменение щелочной почвы в сторону нейтральной) - удобрить почву значительным количеством кислого торфа.
В работе использована дополнительная литература по материалам сайта “Gardenia” (www.gardenia.ru)